Александра Лунёва
Использование сказок с математическим содержанием в работе с дошкольниками. Из опыта работы
▼ Скачать + Заказать документы
Среди множества занимательных приемов обучения дошкольников ЭМП, хочется обратить внимание педагогов на использование математических сказок. Жанр сказки позволяет объединить решение проблемной ситуации и развитие познавательного интереса у детей. Сам сюжет, сказочные персонажи привлекают детей. Вживаясь в события сказки, ребенок как бы становится действующим лицом. При этом повышается познавательная способность: он стремится вмешаться в ситуации и повлиять на них. Живой интерес, который возникает у ребенка, можно использовать для решения эффективности обучения.
Публикация «Использование сказок с математическим содержанием в работе с дошкольниками, Из опыта работы» размещена в разделах
В своей работе я использовала различные литературные и авторские сказки. Наиболее удачными для себя я определила сказки из книги В. Г. Житомирского «Математическая азбука» и «Математика для дошкольников» Т. И. Ерофеева, Л. Н. Павлова, В. П. Новикова.
В. Г. Житомирский предлагает серию математических сказок про ослёнка Ляпу :
• Как осленок Ляпа на базар ходил.
• Как осленок Ляпа рассказывал сказку.
• Как осленок Ляпа строил дом.
• Как осленок Ляпа в футбол играл.
• Как осленок Ляпа решал задачи.
Сказки «Приключения осленка Ляпы» объединяет ряд проблемных ситуаций сказочным сюжетом. Слушая увлекательную историю, написанную в юмористической форме, дети в то же время упражнялись в решении целого ряда сложных математических задач, учились рассуждать, логически мыслить, аргументировать ход своих рассуждений.
Для иллюстрирования текста я использовала авторские рисунки, перерисовав их в большем формате.
Эти сказки не читаются от начала до конца. Не следует торопить события и давать готовый ответ. Необходимо делать смысловые остановки и предлагать детям помочь героям выполнить то или иное задание. Таким образом, дети как бы включаются в сказочное действие.
Почти все сказки после прочтения побуждают к поиску новой информации по этой теме. Например, сказка «Как осленок Ляпа строил дом» дала повод поговорить о том, кто такие архитекторы, инженеры; рассмотреть фотографии различных построек, в том числе и необычных, креативных. При этом обратили внимание на то, что здания самых необычных форм должны быть устойчивыми и безопасными для их жителей.
Сказка «Как осленок Ляпа на базар ходил» дала повод организовать сюжетно-ролевую игру «Рынок», в ходе которой мы с детьми успешно закрепили ориентировку в пространстве, количественный счет, умение обращаться с настоящими монетами и способы измерения объемов.
Следующая серия сказок, позволяющая уточнить, углубить математические знания детей, а так же побудить их к решению проблемных ситуаций – сказки из книги «Математика для дошкольников» Т. И. Ерофеева, Л. Н. Павлова, В. П. Новикова:
В сказке «В гостях у Гнома-часовщика» в занимательной форме рассказывается о различных видах часов. Без назидательности сказка знакомит детей с определением времени по часам. После прочтения этой сказки дети с увлечением рисовали часы, которые есть у них дома или у знакомых, а так же организовали музей часов в группе.
История «Женькины игры» предлагает детям разные проблемные ситуации, в которых нужно определить величину предметов. Участвуя в играх вместе с героем истории, дети узнали способы сравнения величины предметов с помощью условной мерки.
В сказке «Помоги Незнайке найти дорогу» ребята вместе с персонажами учились определять направление от себя и использовать в речи слова "направо", "налево", что часто вызывает трудность у дошкольников. После прочтения этой сказки была изготовлена дидактическая игра «Найди свой домик», в которой необходимо ориентироваться с помощью стрелок и условных символов.
Слушая сказку «Догадайся сам», ребята учились рассуждать, используя уже имеющиеся знания при решении различных заданий на сообразительность. Прежде чем дети узнают как ответили на вопрос герои сказки, им самим нужно было найти правильный ответ.
По сюжетам сказок этой книги был составлен конспект НОД «Путешествие в замок Двойки». Дети были не только включены в поисковые ситуации, но и показали свои театральные способности, изображая героев сказки.
Использование математических сказок позволяет уточнить, углубить знания детей, повысить их интерес к изучению ЭМП. По ходу чтения сказки необходимо обсуждать прочитанное, обращаться к практическому опыту детей. Я рекомендую перечитывать сказки через какое-то время. Дети радуются встрече с уже знакомыми героями, а также повышается их самооценка, ведь они уже знают ответы на многие вопросы и участвуют в совместном чтении уверенно и с удовольствием.