Марина Саппинен
Использование фланелеграфа для речевого развития детей дошкольного возраста
Использование фланелеграфа для речевого развития детей дошкольного возраста
Саппинен Марина Юрьевна, воспитатель МДОУ «Д/с № 18 «Рябинка»
Фланелеграф – универсальное средство речевого и познавательного развития, и как следствие этого словарного запаса детей. Использование фланелеграфа в процессе обучения позволяет целенаправленно развивать связную речь, т. к. использование картинок, символов, мнемотаблиц, схем, персонажей сказок, выкладываемых на фланелеграфе в целом развивает речемыслительную деятельность детей.
Публикация «Использование фланелеграфа для речевого развития детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Фланелеграф, ковролинограф
- Темочки
Игры на фланелеграфе развивают у детей мелкую моторику рук и сенсорного развития, развивают внимание, память, речь, воображение. Используется как в групповой, так и в индивидуальной работе с детьми. Играть с фланелеграфом очень просто – можно иллюстрировать всем нам знакомые сказки, детям интересней слушать рассказ, сопровождающийся яркими картинками персонажей. Также можно придумывать и свои сказки. Можно изучать цвета, формы фигур, цифры, буквы. Детей заинтересовывает такой рассказ, они увлеченно сидят и слушают, называют персонажей, которые появляются на фланелеграфе.
В детском саду фланелеграф воспринимается детьми как интересная игрушка, позволяющая управлять изображением на экране, передвигать и складывать картинки, выполнять множество интересных действий. Такая форма занятий значительно облегчает процесс ознакомления с азбукой, позволяет детям придумывать различные рассказы, сказки, озвучивать их через речь и оживлять через персонажи на фланелеграфе.
Учить ребенка рассказывать – значит формировать его связную речь. Обучая ребенка рассказыванию, т. е. самостоятельному связному и последовательному изложению своих мыслей, педагог помогает ему находить точные слова и словосочетания, правильно строить предложения, логически связывать их друг с другом, соблюдать нормы произношения.
В своей группе для развития мелкой моторики детей и обучения их рассказыванию я использую театр из фланелеграфа. Мой фланелеграф выполнен на основе флиса (мягкий ворсистый материал). Флисом обтянут плотный картон (чем больше картон, тем шире поле для театрализованного представления, что является основой фланелеграфа. Персонажи и декорации выполнены из плотной ткани, либо напечатаны на цветном принтере, но на обратной их стороне по-прежнему флисовая ткань (так фигурки лучше крепятся и не скользят по основе фланелеграфа).
Детям фланелеграф очень нравится, они с удовольствием рассказываются сказки, прикрепляя фигурки
а доску фланелеграфа, сочиняют собственные истории. Фланелеграф может устанавливаться как на ровной, так и на наклонной поверхности (главное, чтоб фигурки не падали).
Таким образом, фланелеграф является незаменимым помощником для развития мелкой моторики и речи ребенка.