Ольга Корюкаева
Использование дидактической скатерти «Веселое путешествие со звуками» в работе учителя-логопеда
Большая часть работы учителя – логопеда в ДОУ направлена на коррекцию звукопроизношения у детей. Для достижения максимального положительного результата необходимо создать благоприятные условия для непринужденного взаимодействия с детьми.
Находкой явилось создание дидактической скатерти «Веселое путешествие со звуками».
Публикация «Использование дидактической скатерти „Веселое путешествие со звуками“ в работе учителя-логопеда» размещена в разделах
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2023
Авторское дидактическое пособие «Веселое путешествие со звуками» создано в соответствии с современными требованиями к организации образовательного процесса в ДО по образовательной области «Речевое развитие».
Является вариативным в использовании, трансформируемым, доступным и безопасным. Обеспечивает игровую, двигательную и познавательную активность детей. Соответствует возрастным и индивидуальным возможностям ребенка.
Новизна дидактической скатерти заключается в том, что во время игры с детьми используется метод наглядного моделирования, так как он считается одним из эффективных средств в коррекционной работе с детьми.
Наглядное моделирование это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Цель применения - изложить изучаемый материал так, чтобы он стал доступен ребенку и отпечатался в его долговременной памяти. Метод моделирования эффективен т. к. позволяет педагогу удерживать познавательный интерес детей и способствует активной мыслительной деятельности. С помощью схем дети преодолевают различные затруднения, испытывая при этом положительные эмоции. В качестве условных заместителей выступают графические изображения речевых игр.
Настольная дидактическая скатерть «Веселое путешествие со звуками» предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста, а также для детей с ОВЗ. Пособие может быть использовано для игры с одним ребенком, с подгруппой и самостоятельной детской игры. А также для совместной деятельности ребенка и его родителей.
Сама идея дидактической скатерти может найти широкое применение в работе с детьми. Ее с успехом можно реализовать в группах раннего возраста для развития речи, сенсомоторных функций, а также в работе учителя – дефектолога.
Цель: автоматизация и дифференциация корректируемых звуков на уровне слогов, слов, словосочетаний, предложений, связной речи с использованием приема наглядного моделирования.
Игра направлена на решение следующих задач:
1. Образовательные:
- формировать правильное звукопроизношение;
- обогащать и активизировать словарь;
- развивать связную речь;
2. Развивающие:
- развивать фонематический слух и восприятие,
- развивать грамматический строй речи;
-совершенствовать психические процессы: восприятие, память, внимание и логическое мышление;
- развивать мелкую моторику рук;
3. Воспитательные:
- воспитывать у детей умение соблюдать правила игры и работать в группе;
- развивать самоконтроль и самооценку.
4. Коррекционные:
- автоматизировать и дифференцировать корректируемые звуки на уровне слогов, слов, в предложении, связной речи;
- корректировать нарушения языкового анализа и синтеза;
- формировать грамматический строй речи;
Пособие представляет собой скатерть, размеры которой соответствуют столу для коррекционной работы с детьми. По периметру скатерти имеются карманы с буквами. В карманах находятся предметные картинки на соответствующие звуки. Картинки подобраны с учетом местоположения звука в слове (начало, середина и конец слова). На скатерти имеются несколько кусочков ленты – контакт для размещения графических изображений игр.
К данному пособию изготовлены следующие графические изображения:
- «Дорожки» для автоматизации изолированного звука;
- «Ладошки» для автоматизации звука в слогах;
- «Цифры от 1 до 10» для формирования навыка согласования имени существительного с числительным;
- «Домики большой и маленький для игры «Назови ласково»;
- «Мячики» для игры «Один – много»;
- «Рука» для игры «Назови действие»;
- «Бегущий человечек» для двигательной минутки;
- «Форма и цвет» для игры «Подбери признак»;
- «Схема предложения» для игры «Составь предложение со словом»;
- «Домик слов – 1» для игры на определение местоположения звука в слове;
- «Домик слов – 2» для склонения существительного в роде, числе, падеже;
- «Поезд» для игры направленной на деление слов на слоги;
- 2 клоуна для игры направленной на дифференциацию звуков.
Для изготовления пособия использованы разнообразные безопасные материалы: ткань габардин, фетр, тесьма, лента – контакт, пуговицы.
Рекомендации по использованию :
Правила игры
Учитель – логопед приглашает ребенка принять участие в путешествии. Выбрать место нашего путешествия поможет карта (скатерть). Ребенку предлагаются 5 - 6 фишек. Он должен разместить свои фишки там, где ему хотелось бы побывать. По выбору ребенка начинается игра. Для игры педагогом выбираются соответствующие картинки в карманах пособия.
Учитель – логопед размещает на скатерти те графические изображения игр, которые в данный момент подходят для решения той или иной коррекционной задачи. Использование игры предполагает 3 этапа.
1 этап.
Знакомство с игрой и моделями речевых игр.
2 этап.
Упражнение в играх совместно с учителем - логопедом.
3 этап.
Самостоятельный выбор игр детьми.
На 3 этапе работы дидактическая скатерть может быть перенесена из кабинета учителя – логопеда в группу, где дети самостоятельно могут осуществлять выбор игр и играть.
Возможные варианты использования пособия :
Дидактическая скатерть «Веселое путешествие со звуками» может быть использована как игра, как образовательная ситуация, как ситуация общения и как специально планируемая ситуация.
Использование дидактической скатерти «Веселое путешествие со звуками» в работе учителя – логопеда повышает эффективность коррекционной работы, увлекает детей, способствует в игровой, непринужденной форме корректировать имеющиеся речевые недостатки.