Марина Николаевна Елесина
Использование дидактической игры в коррекционно-развивающей работе учителя-дефектолога ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Использование дидактической игры в коррекционно-развивающей работе учителя-дефектолога ДОУ.
В нашем детском саду группа для детей с множественными нарушениями в развитии существует с 2010 года. К сожалению, приходится констатировать тот факт, что детей с ОВЗ становится с каждым годом все больше, а проблемы все сложнее.
В процессе обучения особого внимания требуют дети с пограничной и умеренной умственной отсталостью с нарушением поведения, с аутистическими формами поведения и нарушением восприятия.
Публикация «Использование дидактической игры в коррекционно-развивающей работе учителя-дефектолога ДОУ» размещена в разделах
Самыми трудноразрешимыми проблемами в работе с этими детьми являются:
- Отсутствие навыков межличностного общения;
- Отсутствие потребности в общении;
- Полное или частичное отсутствие речи;
- Неадекватная самооценка;
- Негативное восприятие других людей;
- Гипертрофированный эгоцентризм;
- Склонность к социальному иждивенчеству.
Дидактическая игра как форма обучения.
Дидактическая игра является самой действенной формой обучения детей. Свои истоки она берет в народной педагогике, которая создала много обучающих игр на основе сочетания игры с песней, с движениями. Дидактическая игра сочетает в себе все структурные элементы, характерные для игровой деятельности детей: замысел, содержания, игровые действия, правила, результат. Но проявляются они в несколько иной форме и обусловлены особой ролью дидактической игры в воспитании и обучении детей.
Наличие дидактической задачи подчеркивает обучающий характер игры направленность ее содержания на развитие познавательной деятельности детей. Одним из элементов дидактической игры являются правила. Они определяются задачей обучения и содержанием игры и, в свою очередь, определяют характер и способ игровых действий, организуют и направляют поведение детей, взаимоотношения между ними и педагогом.
Правила игры имеют обучающий, организующий и дисциплинирующий характер. Педагог должен осторожно пользоваться правилами, не перегружать ими игру, применять лишь необходимые из них, в противном случае это может привести к отрицательным результатам. Чрезмерные требования снижает у детей интерес к игре и даже разрушает ее. Результатом дидактической игры является показатель уровня достижений детей в усвоении знаний и умений, в развитии умственной деятельности. Игровые задачи – правила – игровые действия - результат игры взаимосвязаны, и отсутствие хотя бы одной из этих составных частей нарушает ее целостность, снижает воспитательное воздействие.
Организация дидактических :
I этап - подготовка к проведению дидактической игры,
II этап - проведение
III этап - анализ.
В подготовку к проведению дидактической игры входят :
- отбор игры в соответствии с задачами воспитателя и обучения
- углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов;
- установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определенной возрастной группы;
- определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры;
- выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим;
- определение количества играющих;
- подготовка необходимого дидактического материала для игры;
- подготовка к игре самого педагога: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, свое место в игре, методы руководства игрой;
- подготовка и игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.
Проведение дидактических игр включает :
- ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован;
- объяснение правил игры. При этом воспитатель обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на четкое выполнение правил;
- показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действия, иначе ожидаемый результат не будет достигнут;
- подведение итогов игры - это ответственный момент. По результатам игры можно судить о её эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребенка.
Анализ проведения игры направлен на выявление приемов ее подготовки и проведения: какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры избежать в последствии ошибок. Кроме того, анализ позволяет выявить индивидуальные особенности в проведении и характере детей и, значит, правильно организовать индивидуальную работу с ними.
Дидактическая игра как метод обучения
Игра становится методом обучения, принимает форму дидактической, если в ней четко определены дидактическая задача, игровые правила и действия. В такой игре педагог знакомит детей с правилами, игровыми действиями, учит, как их надо выполнить.
С помощью дидактической игры ребенок может приобретать и новые знания: общаясь с педагогом, со сверстниками, в процессе наблюдения за играющими, их высказываниями, действиями, ребенок получает новую для себя информации. И это очень важно для развития ребенка с ОВЗ.
Принимая во внимание то, что эти дети и не проявляют желания активно действовать с предметами и игрушками, а если появляется интерес к деятельности, то он носит кратковременный характер. Взрослым необходимо постоянно создавать у детей положительное эмоциональное отношение к предлагаемой деятельности.
Таким образом, дидактическая игра имеет две цели : одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая - игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.
Дидактическая игра как средство обучения.
Дидактическая игра может быть использована при усвоении любого программного материала и проводится на индивидуальных и групповых занятиях, как учителем-дефектологом, так и воспитателем. Кроме того, игра включается в музыкальные занятия, а также является одним из занимательных элементов на прогулке. Поэтому, несомненно дидактическая игра является средством обучения. В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации и с определенными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт. Это особенно важно для детей с ОВЗ.
Особая роль дидактической игры в обучающем процессе определяется тем, что игра должна сделать сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволить ребенку получить собственный опыт.
Формирование игровой деятельности у всех детей построено на основе комплексного подхода, который включает следующие компоненты:
Организация предметно-игровой среды;
Обогащение жизненного опыта детей;
Обучающие игры;
Общение взрослого с детьми в процессе игры.
Дидактические игры для детей с интеллектуальной недостаточностью.
Направление игры : Формирование эмоционального общения со взрослым и выполнение элементарной инструкции.
«День рождения куклы Кати»
Цель. Формировать у детей первоначальные представления о дне рождения как о праздничном событии; закрепить последовательность событий, происходящих в этот день.
Оборудование. Кукла в нарядном платье, небольшие игрушки, книжки, салфетки.
Ход игры. Педагог предлагает детям рассмотреть праздничный наряд куклы Кати, которой сегодня исполнилось пять лет и которая приглашает детей отпраздновать ее день рождения. Педагог вместе с детьми благодарит куклу за приглашение, а затем договаривается с ними, как они будут праздновать день рождения. Взрослый предлагает детям последовательно выполнить ряд действий:
– выбрать в качестве подарка любой из предложенных предметов (игрушку, книжку, воздушный шарик, набор кубиков, набор фломастеров);
– подойти к кукле и сказать ей: «Катя, я тебя поздравляю с днем рождения! Вот тебе подарок»;
– кукла Катя благодарит за подарок, гости водят вокруг куклы хоровод «Каравай»;
– кукла Катя угощает детей; дети благодарят за угощение.
Занятие заканчивается тем, что кукла благодарит всех ребят за поздравления и подарки и приглашает всех пойти с ней на прогулку.
«Оденем кукол»
Цель. Учитывать величину в практических действиях с предметами, соотносить предметы по величине; закреплять словесное обозначение величин («большой», «маленький», «больше», «меньше»); учить оценивать свои действия, радоваться положительному результату.
Оборудование. Три куклы в разных юбочках – красного, синего и белого цвета (или синего, голубого и зеленого и др., по 4 кофточки, 4 банта, т. е. кофточек и бантов больше, чем юбочек.
Ход игры. Педагог вносит в группу кукол в рубашках и юбочках, рассказывает детям, что куклы хотят -красиво одеться, так, чтобы у них все было одного цвета – юбочка, кофточка и бант в волосах. Но сами они не могут это сделать и просят помочь детей. Достает платья и ленты и раскладывает их на столе вперемешку. Дети подходят по одному и одевают кукол. В конце педагог подводит итог: «Куклы одеты красиво. У одной все: и кофта, и юбочка, и бант красные, у другой – голубые, у третьей – белые». Предлагает детям поплясать с куклами.
«Найди цветок для бабочки»
Цель. Та же: познакомить с названиями некоторых цветов (красный, синий, желтый, белый).
Оборудование. Четыре крупных выполненных из картона цветка (красный, синий, желтый, белый) – для наборного полотна; 4 плоскостные фигурки бабочек такой же окраски, как и цветы, сомасштабные им; такие же, но меньших размеров, трафареты с изображением цветов и бабочек по количеству детей (на каждого ребенка по 2–3 цветка и по 2–3 бабочки); конверты по количеству детей (в них вкладывается весь раздаточный материал); наборное полотно.
Ход игры. Педагог расставляет на наборном полотне цветы четырех цветов и показывает бабочек, объясняя, что бабочки хотят найти свои цветы – сесть на такой цветок, чтобы их не было видно, и никто не смог их поймать. Нужно помочь бабочкам спрятаться. Педагог рассматривает бабочек, обращая внимание детей на то, что цвет бабочки и цветка совпадают («такой же», бабочку не видно – она спряталась. Затем дети достают из конвертов бабочек и цветы, выполняют задание. У каждого ребенка вначале по две пары объектов. В дальнейшем количество пар увеличивается.
В конце занятия педагог подводит итог, называет цвета и показывает их: «Желтая бабочка села нажелтый цветок, синяя бабочка села на синий цветок и т. д. Они спрятались, их не видно».
Подарим куклам бусы
Цель. Учить выполнять чередование цветов по образцу, развивать целенаправленность и внимание при выполнении задания.
Оборудование. Куклы, мишки, зайки по числу детей, крупные бусы двух цветов, леска или тонкая проволока для нанизывания бус, подносики по числу детей.
Ход игры. Педагог показывает детям бусы из 6–8 крупных бусин, чередующихся по цвету (например, красные и синие или белые и голубые). При рассматривании помогает детям определить, что бусы состоят из бусин (шариков) двух цветов, которые ритмично чередуются. Затем достает куклу и надевает на нее бусы. Кукла радуется, благодарит, говорит, что она стала нарядная, красивая. Педагог раздает всем играющим другие игрушки и предлагает детям сделать такие же бусы и подарить их куклам, зверятам. Каждому ребенку дают поднос с бусинами двух цветов, леску или проволоку. Педагог еще раз просит рассмотреть готовые бусы и сделать точно такие же. Дети выполняют задание. Педагог по необходимости помогает им, указывая на ошибки и сопоставляя с образцом. Когда бусы нанизаны, дети надевают их на кукол, педагог помогает завязать бусы. Куклы благодарят детей.
«Ежик»
Цель. Продолжать учить соотносить объекты по величине, выделять величину в качестве значимого признака, определяющего действия; закреплять знание слов «большой», «маленький», «больше», «меньше», вводить их в активный словарь детей.
Оборудование. Картонные трафареты с изображением ежей, зонтиков четырех величин.
Ход игры. Педагог говорит, что сейчас он расскажет сказку о ежах: «В лесу жила семья ежей – папа, мама и двое ежат. Вот один раз ежи пошли гулять и вышли в поле. Там не было ни дома, ни дерева. (Предлагает детям найти на подносах фигурки ежей и положить на стол перед собой. Подходит к каждому и располагает фигурки в ряд по величине.) Вдруг папа-еж сказал: «Посмотрите, какая большая туча. Сейчас пойдет дождь». – «Побежали в лес,– предложила мама-ежиха. – Спрячемся под елкой». Но тут пошел дождь, и ежи не успели спрятаться. У вас, ребята, есть зонтики. Помогите ежам, дайте им зонтики. Только смотрите внимательно, кому какой зонтик подходит. (Смотрит, используют ли дети принцип сопоставления предметов по величине.) Молодцы, теперь все ежи спрятались под зонтиками, и они благодарят вас». Педагог спрашивает кого-либо, почему он один зонтик дал ежу-папе, а другой – ежихе; следующего ребенка – почему маленьким ежатам дал другие зонтики. Дети отвечают, а педагог помогает им правильно сформулировать ответ.
Использованы материалы и представлены игры из пособий по коррекционной педагогике :
• Катаева А. А., Стребелева Е. А. «Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников»
• Метиева Л. А., Удалова Э. Я. «Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии»; сборник игр и игровых упражнений.
• Стребелева Е. А. «Коррекционно – развивающее обучение детей в процессе дидактических игр».
Учитель – дефектолог высшей квалификационной категории
Елесина М. Н.