Юлия Шаравина
Использование дидактического пособия «Домики и кубики» для развития фонематического слуха и подготовки к обучению грамоте
▼ Скачать
Методическая разработка
«Использование дидактического пособия «Домики и кубики» для развития фонематического слуха и подготовки к обучению грамоте»
Пояснительная записка.
Публикация «Использование дидактического пособия „Домики и кубики“ для развития фонематического слуха и подготовки к обучению грамоте» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Кубики. Игры с кубиками
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
Будущему первокласснику необходимо накопить определенный багаж, знаний, умений и навыков, который послужит базой для последующего школьного обучения. Важное место в таком багаже занимает подготовленность к усвоению основ письменной речи — чтения и письма. Необходимо добиться того, чтобы процесс овладения навыками чтения
и письма стал доступным и интересным для малыша. Необходимо учитывать, что основной формой познавательной деятельности дошкольников является игра.
Дидактический материал подобран и систематизирован в соответствии с задачами подготовительного к школе периода и рассчитан на возможности шестилетнего ребенка. Занимаясь с ребенком, постепенно переходя от простого к сложному, можно достичь следующих результатов:
— развить зрительное и слуховое восприятие ребенка,
— развить речевой слух, возможности речевого анализа и синтеза,
— обогатить и активизировать словарь,
— подготовить руку к письму,
— научить малыша читать и «печатать», предотвратить серьезные нарушения чтения и письма дислексию и дисграфию.
В нем предусмотрены различные виды работ с использованием цветных карандашей (раскрашивание предложенных картинок и рисование своих, разноцветных ручек («печатание» букв, слогов, слов, предложений, рисование схем, выполнение других графических упражнений).
Играм и заданиям, посвященным непосредственному знакомству детей со звуками и буквами, предшествуют подготовительные игры. Они способствуют :
— развитию слухового и зрительного внимания,
— развитию различных видов памяти,
— ознакомлению с функциями различных анализаторов, умению сосредотачиваться
на них,
— умению управлять движениями кисти рук (мелкая моторика,
— умению пользоваться карандашом и ручкой,
— тренировке в восприятии устной речи,
— умению ориентироваться на листе бумаги,
— умению различать и использовать цвета и их оттенки.
После подготовительных игр следуют игры и задания, используемые при первом знакомстве со звуком и буквой.
Знакомить ребенка с буквой можно только после того, как он уже познакомился со звуком: научился выделять изучаемый звук из ряда предложенных звуков и слогов, находить этот звук в слове, определять его место (начало, середина или конец слова, с помощью звукового анализа определять характеристику звука (гласный или согласный; если согласный, то какой: твердый или мягкий, звонкий или глухой). Такой глубокий анализ характеристики звука в дальнейшем поможет ребенку правильно прочитывать и писать букву, обозначающую этот звук, и все слово в целом.
Оборудование: 1. Два домика для гласных и согласных звуков и букв (объемные, вешаются на стену).
2. Кубики, размером 10/10 см., с предметными картинками на заданный звук в разной позиции и образцами письменных и печатных букв на разных сторонах кубика.
3. Прописи, с изображением домика, образца написания буквы, предметными картинками для звукового анализа.
Использование пособия «Домики и кубики» на занятиях по обучению грамоте.
Примерная схема занятия.
1. Организационный момент.
Внимание ребенка акцентируется на звуке, который будет изучаться. Звук выделяется из текста или слов.
2. Произнесение звука.
Уточнение правильной артикуляции и характеристика звука.
Определяем в каком домике будет жить звук.
3. Сюрпризный момент.
Сказочный персонаж вносит новый кубик.
4. Работа с кубиком.
1)Определение наличия и места звука в словах-картинках.
Важно! Место звука в слове соответствует этапу формирования навыков звукового анализа и синтеза, т. е. например, при изучении гласных А, звук находится в начале слова в ударной позиции; У-звук находится в начале слова, О- в конце, в начале. При изучении согласного М- звук находится сперва, в конце, а затем и вначале слова. При изучении согласных П,Т – в середине. Когда сформированы навыки определения места звуков во всех позициях (примерно 2 неделя октября, это условие уже не соблюдается.
2)Образец написания буквы. Печатная и письменная. (На кубике)
Кубик помещается на свое место в домике.
3)Развитие творческого мышления детей.
«На что похожа буква?»
4)Образец письма буквы.
5. Динамическая пауза.
6. Работа в прописи.
1) «Посели букву в домик»
Дети вписывают букву в изображение домика.
2) Определение места звука и показ его на схеме.
Детям предлагаются следующие задания:
— Назови предмет, изображенный на картинке;
— Определи место заданного звука в слове (в начале, в середине, в конце слова);
— Закрась соответствующую клетку в схеме под картинкой тем цветом, которым мы обозначаем этот звук.
— Объясни, почему ты закрасил клетку именно этим цветом;
— Сам нарисуй предметы с заданным звуком (в пустых клетках справа);
— Покажи на схеме под каждой картинкой место звука в слове и его характеристику (начало, середина или конец слова; звук гласный, согласный).
Важно! На начальном этапе, до изучения темы «Глухой звук» (2 неделя октября) гласные обозначаем красным, а все согласные черным. Затем вводим синий и зеленый цвета (глухие и звонкие согласные)В результате, у детей формируется четкое представление о разделении всех звуков на гласные и согласные звуки, а согласных на звонкие и глухие. Это представление подкрепляется каждодневным наглядным примером. В некоторых случаях эта схема используется с написанием в ней (с помощью логопеда) букв, например:— при изучении гласных второго ряда Е, Ё, Ю, Я, когда они обозначают два звука,— в случае безударных гласных ;— при оглушении парных согласных в корне (кружка 1 ж 1) и на конце слова.
3) «Печатание» буквы.
Показ печатания буквы логопедом.
Индивидуальный показ.
Обводка имеющегося образца.
Самостоятельное письмо.
Важно! Обучение письму по прописям — задача школьного периода, но примерно во втором периоде обучения некоторые дети легко и намного быстрее своих товарищей справляются с написанием буквы, поэтому считаю возможным поупражнять детей в обводке по контуру письменных букв. Остальные дети имеют такую возможность при выполнении вечернего индивидуального или домашнего задания.
На этом заканчивается работа с пособием «Домики» и напрямую связанным с ним пособием «Пропись». На первых неделях обучения описанная работа занимает все время занятия, но уже к концу 3-4 недели появляется много времени для упражнений в чтении, словообразовании и других видов работ.
Такая систематическая наглядная и практическая деятельность позволяет очень быстро сформировать у детей навык письма и звукового анализа. Дети легко определяют место звука и показывают его на схеме через 3-4 недели. Дают характеристику звука и самостоятельно выбирают нужный цвет; хорошо ориентируются при написании букв, соблюдают высоту буквы, пропускают клетку между буквами.
Далее, в зависимости от степени подготовки детей использую различные игры и упражнения. Игры придуманы специально для пособия «Домики и кубики»
Дидактические игры к пособию
«Домики и кубики».
«Найди домик»
1 вариант.
Цель: дифференциация гласный-согласный звук; дифференциация
йотированный- простой гласный звук.
Оборудование: домик для гласных звуков, кубики гласных и согласных
звуков.
1 Задание : выбрать из кубиков и поселить в домик, только кубики с
гласными,
2 задание: разделить гласные на простые и волшебные.
2 вариант.
Цель: дифференциация гласный-согласный звук, дифференциация звонкий
-глухой, закрепление понятия парные звонкие и глухие согласные.
Оборудование: домик для согласных звуков, кубики гласных и согласных
звуков.
Падание: выбрать из всех кубиков только кубики с согласными.
2 задание : разделить на звонкие и глухие.
3 задание :подобрать каждому кубику свою пару. (по звонкости -глухости).
3 вариант.
Цель : дифференциация гласный-согласный звук, дифференциация звонкий
-глухой, закрепление понятия парные звонкие и глухие
согласные,дифференциация йотированный- простой гласный звук.
Оборудование: домик для согласных звуков, домик для гласных звуков
кубики гласных и согласных звуков.
1. Задание: расселить все кубики по своим домикам.
2 задание: разделить согласные на звонкие и глухие,
подобрать каждому кубику свою пару. (по звонкости -глухости, разделить
гласные на простые и волшебные.
«Кубики и обручи»
Цели: дифференциация гласный-согласный звук, дифференциация звонкий
-глухой, дифференциация йотированный- простой гласный звук. Развитие
логического мышления детей.
Оборудование: гимнастические обручи, кубики.
Задание: разложить кубики по обручам по образцу.
Обручи могут лежать рядом, образуя две группы для классификации; могут
перекрещиваться друг с другом, образуя три группы для классификации. В
этом случае, средняя часть принадлежит,по определенным признакам, двум соседним группам.
«Кубики и разведчики»
Цели: тренировать в узнавании звука и буквы по его описанию.
Оборудование: домики для гласных и согласных звуков, кубики.
Задание : определить звук и кубик с буквой по его описанию.
Например: загадан звук Ё.
1. Этот звук можно петь, воздушная струя идет свободно, губы, зубы и язык
нам не мешают произносить этот звук. ( дети делают вывод: звук гласный)
2. Этот звук волшебный. (это звук второго ряда)
3. Посмотрите на артикуляцию звука. (логопед беззвучно артикулирует)
Если дети затрудняются, то дается последняя прямая подсказка:
4. Этот звук первым стоит в слове Ёжик.
«Кубики и волшебные цепочки»
Цель: Развитие логического мышления детей, закрепление имеющихся
знаний о звуках и буквах.
Оборудование : кубики.
Кубики выкладываются в цепочки в определенном порядке.
1. Задание: установить закономерность и продолжить ряд.
2. 3адание : установить закономерность и дополнить недостающие кубики.
«Кубики и слова»
Цель: составление слов различной сложности.
Оборудование : кубики.
Задание: составить слова из заданных букв.
«Кубики и ящики»
Цель: закрепление имеющихся знаний о звуках и буквах. Развитие
логического мышления.
Оборудование: ящики, кубики, символы звуков.
1 Задание: Найти кубики по описанию в нужном ящике.
2. задание: положить кубик в нужный ящик, по образцу. Объяснить выбор.
3 задание: Положить кубик в нужный ящик в соответствии с символами
лежащими в ящике.