Юлия Фролонцова
Использование дидактических игр в развитии лексико-грамматического строя речи старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Использование дидактических игр в развитии
лексико-грамматического строя речи старших дошкольников
Формирование лексико-грамматической стороны речи является одной из приоритетных задач дошкольной педагогики.
Публикация «Использование дидактических игр в развитии лексико-грамматического строя речи старших дошкольников» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Старшая группа
- Темочки
В ходе общего развития ребенок постепенно овладевает языковыми средствами общения: происходит накопление его словарного запаса (лексического строя, формирование системы различных форм слов и словосочетаний (грамматического строя).
Проблеме развития лексико-грамматической стороны речи детей посвящены исследования лингвистов, педагогов, психологов, психолингвистов (Т. В. Ахутина, В. В. Виноградов, А. Н. Гвоздев, М. М. Кольцова, Н. М. Красногорский, А. Н. Леонтьев, Н. И. Лепская, Е. И. Негневицкая, Ф. А. Сохин, А. Г. Тамбовцева, Т. Н. Ушакова, О. С. Ушакова, С. Н. Цейтлин, А. Н. Шахнорович, Н. Х. Швачкин, Д. Б. Эльконин и др.). Лексико-грамматический строй при нормальном речевом развитии усваивается ребенком самостоятельно, путем подражания речи взрослого.
Под лексико-грамматической стороной речи понимают словарь и грамматически правильное его использование.
Словарь – это слова (основные единицы речи, обозначающие предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности.
Грамматический строй – система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях [1].
Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность. Дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка [3].
В трудах А. К. Бондаренко отмечается, что дидактическая игра – сложный педагогический процесс, который рассматривается как способ и форма образовательного процесса дошкольного учреждения. Следует отметить, что дидактическая игра, в своем роде, является методом всестороннего воспитания личности в самостоятельном проявлении игровой деятельности детей дошкольного возраста [2].
Опираясь на исследования А. И. Сорокиной, рассмотрим виды дидактических игр :
игры-поручения: предназначены для действий с предметами и игрушками, в своем роде могут выступать как непосредственно словесные поручения;
игры-загадки: в процессе таких игр дети самостоятельно отгадывают загадки или составляют и загадывают;
игры-путешествия: отражают реальные факты или события в жизни детей, происходящие в необычном, загадочном преодолении трудностей;
игры-предложения: перед ребенком в таких играх ставится задача выстроить последовательное осмысленное действие, которое может проявляться не только на практике, но и умственно;
игры-беседы: в процессе таких дидактических игр ребенок вступает в диалог со сверстниками или педагогом, именно это способствует объединению действия, мысли и слов [4].
В своей практике мы активно используем дидактические игры как средство формирования лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников, учитывая изучаемые лексические темы (см. табл. 1).
Таблица 1
Формирование лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников
Лексическая тема Задачи Дидактические игры
Овощи Познакомить с понятием «предмет» (огород, огурец, мешок). «Много» (ед. ч. -мн. ч.)
«Один-много»
«Много» (ед. ч.)
«Скажи ласково»
«Как собирают?»
Фрукты Познакомить с понятием «неживые предметы» (корзина, лопата, яблоко). «Много» (ед. ч. -мн. ч.)
«Назови, когда много» (ед. ч. -мн. ч.)
«Много, чего. ?» (ед. ч.)
«Скажи ласково о фруктах»
«Овощной или фруктовый?»
Ягоды Познакомить с понятием «живые предметы» (птица, человек, животное). «Много» (ед. ч. -мн. ч.)
«Много ягод» (ед. ч.)
«Скажи ласково название ягоды»
«Скажи со словом «ягодный»»
Грибы, деревья Дифференцировать понятия «живой и неживой предмет». «Много» (ед. ч. -мн. ч.)
«Много…» (ед. ч.)
«Назови дерево ласково»
«Скажи со словом «грибной»
Хлеб Согласование существительных с числительными ОДИН, ОДНА, ОДНО (один колос, одна сеялка, одно поле). «Как сказать, когда много» (ед. ч. -мн. ч.)
«Много…» (ед. ч.)
«Скажи ласково»
Осень Употребление существительных во множественном числе (птицы, листья, деревья). «Как сказать, когда много» (ед. ч. -мн. ч.)
«Много…» (ед. ч.)
«Скажи ласково об осенней поре»
«Скажи со словом «осенний»
Птицы Употребление существительных во множественном числе (журавли, аисты, совы). «Как сказать, когда много» (ед. ч. -мн. ч.)
«Скажи ласково название птицы»
«Папа-мама-детеныш»
«Мама-детеныш»
Домашние животные Согласование существительных с местоимениями МОЙ, МОЯ, МОИ (мой кот, моя собака, мои животные). «Много» (ед. ч. -мн. ч.)
«Назови ласково животное»
«Папа-мама-детеныш»
баран-овца-ягненок
«Голос подает»
Одежда Употребление существительных во множественном числе и со словом «много» (кофта-кофты-много кофт). «Много» (ед. ч. -мн. ч.)
«Много…» (ед. ч.)
«Скажи ласково»
«Скажи со словом.»
Транспорт Закрепить употребление признаков (пассажирский, вместительный) «Когда их много, то называют так» (ед. ч. -мн. ч.)
«Ласковое название»
Посуда Составление предложения по схеме – признак-предмет-действие (Фарфоровую вазу купили.) «Когда их много» (ед. ч. -мн. ч.)
«Скажи ласково»
«Скажи со словом»
Мебель Употребление глагола в прошедшем времени (купил, отремонтировал, построил). «Образуй новые слова …» (ед. ч. -мн. ч.)
«Ласковая мебель»
«Подобрать признак к слову»
Профессии Познакомить со значением предлога НА. Составление предложений (На доске пишет учитель.) «Их много» (ед. ч. -мн. ч.)
«Образование профессии от глагола»
Рыбы Дифференцированное употребление предлогов НАД-ПОД в предложении (Над водой поднялась стая. Под столом сидит кошка) «Много рыбок» (ед. ч. -мн. ч.)
«Один и много» (ед. ч.)
«Рыбный»
Насекомые Познакомить со значением предлога ОТ Составление предложений (От дерева отполз жук.) «Рой насекомых» (ед. ч. -мн. ч.)
«Ласковые пчелки»
«Голос подают»
Библиографический список
1. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей 3-7 лет. – М. : Мозаика-Синтез, 1999 – С. 156
2. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду : кн. для воспитателей дет. сада [Электронный ресурс]. URL : https://pedlib.ru/Books/5/0487/5-0487-1.shtml
3. Дошкольная педагогика. В 2 ч. Ч. 2. / Под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. – М., 1988. – 341 c.
4. Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду : пособие для воспитателей дет. сада [Электронный ресурс]. URL : https://search.rsl.ru/ru/record/01001126278