Татьяна Бедарева
Использование дидактических игр в развитии детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное образование, согласно требованиям ФГОС, сохраняет уникальность и самоценность детства как важный этап в общем развитии человека, обеспечивает равные возможности для полноценного развития каждого ребенка в период детства, создает благоприятные условия развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями. Развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром эта задача стоит перед педагогом которая наиболее эффективно решается в игровой деятельности. Поиск эффективных средств, методов, приемов, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, и способствовала бы общему развитию познавательных способностей" дошкольников представляет актуальную проблему, требующую теоретического и практического решения.
Публикация «Использование дидактических игр в развитии детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Именно игра помогает выпускнику детского сада соответствовать требованиям ФГОС, согласно которым современный выпускник должен обладать такими качествами, как активность, любознательность, развивает познавательные способности, психические процессы, умственные способности. Игровая деятельность помогает дошкольнику узнавать неизвестное и новое в окружающем мире. Дети начинают задавать вопросы взрослому, они учатся действовать самостоятельно.
Дидактической называется теория обучения, исследующая закономерности процесса обучения, то есть общие законы обучения всем предметам. Под дидактической игрой мы подразумеваем такую деятельность, смысл и цель которой дать учащимся определенные знания и навыки. Дидактические игры, следовательно, это игры, предназначенные для обучения.
А. И. Сорокина определяет дидактическую игру как "игра познавательная, направленная на расширение, углубление, систематизацию представлений детей об окружающем, воспитание познавательных интересов, развития познавательных способностей. По мнению А. В. Менджерицкой сущность дидактической игры заключается в том, что "дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определенные трудности. Ребенок воспринимает умственную задачу, как практическую, игровую, это повышает его умственную активность". Дидактические игры по сравнению с другими играми имеют характерную особенность: цель дидактических игр - учить, тренировать и развивать умственные способности и прививать им положительные черты характера.
С помощью дидактической игры воспитатель приучает детей самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей.
Дидактическая игра помогает воспитателю оживить занятия, способствует развитию элементов творчества и самостоятельности, ведет к высоким результатам работы.
Дидактические игры направлены на решение конкретных задач обучения детей. Но в тоже время в них проявляется воспитание и развивающее влияние игровой деятельности.
Первое требование к учебно-дидактическим играм, проводимым с детьми дошкольного возраста, состоит в том, чтобы они развивали познавательные интересы.
Для того чтобы дидактическая игра выполняла свои функции и назначение, она должна иметь специальную структуру. Если бы у нее не было этой точной структуры, она не была бы дидактической игрой, утратила бы свой специфический характер. Своеобразная структура дидактической игры является одновременно самым типичным признаком, который отличает ее от другой детской деятельности или игры, направляемой воспитательницей.
Структура дидактической игры включает : 1) задачу, 2) действие, 3) правило, 4) результат, заключение игры.
Характерная особенность дидактической игры - связь учебных элементов с элементами игры. Учебное, дидактическое содержание уравновешивается другой стороной дидактических игр - деятельностью. Поэтому деятельность в большинстве дидактических игр организуется так, чтобы она как можно больше сосредоточивала внимание детей. В хорошо составленной дидактической игре дети не должны подозревать, что они чему-нибудь учатся. Здесь деятельность должна в большей или меньшей степени скрывать учебную, дидактическую цель игры. При проведении дидактической игры дети должны всегда чувствовать, что они играют, а не учатся.
Целевые ориентиры образования в старшем возрасте говорят о том, что ребенок должен стремиться к общению со взрослыми, активно подражать им в действиях, движениях, в игровой деятельности ребенок воспроизводит действия взрослого, а именно это основная задача дидактической игры. В системе дошкольного образования игра является ведущим методом обучения, ведущим и основным видом деятельности, это требует постоянного обновления форм и методов данной деятельности в дошкольной образовательной организации. Дидактическая игра может быть включена в тематически запланированную ООД как деятельность, направленную на развитие мелкой моторики рук, речи, развития умственных процессов. Так же дидактическая игра может осуществляться в ходе совместной деятельности воспитателя и ребенка. Широкое использование дидактических игр в детских садах объясняется возрастными особенностями детей в дошкольный период : внимание, память, воображение, воля и мышление ребенка не настолько развиты, чтобы уже на дошкольной ступени могли быть использованы методы и средства школьной работы в таком объеме, как в школе. Дидактическая игра — это метод обучения, соответствующий силам и возможностям детей дошкольного возраста.
Дидактические игры помогают решать все задачи - комплексно, способствуют развитию восприятия, памяти, мышления, внимания, речи и других психических процессов.
Чтобы поддержать познавательный интерес детей и дома, необходимо провести обучение родителей методам и приемам проведения дидактической игры со своим ребенком.
Из всего сказанного выше следует, что в дидактической игре применяются знания, полученные на занятии, обобщаются сведения, полученные посредством личного опыта, активизируются познавательные процессы и повышается уровень умственного развития отстающих детей, что имеет большие перспективы в дошкольном образовании.