Оксана Петросян
Использование дидактических игр в коррекционно-развивающей работе для детей старшего дошкольного возраста с ТНР
▼ Скачать +Заказ
Хорошо развитая речь является важным условием полноценного развития ребенка. К одной из сторон речи относится звукопроизношение, которое лежит в основе развития речи. Правильное звукопроизношение дает возможность уверенно общаться, успешно обучаться, грамотно читать и писать. Недостаточный уровень сформированности звукопроизношения может способствовать задержке психического и речевого развития ребенка. Дети, которые не умеют различать и выделять звуки на слух, а также правильно их произносить, испытывают в дальнейшем трудности при овладении навыками чтения и письма. Кроме того, по мере взросления недостатки речи могут негативно сказаться на личности ребенка, на его самооценке, поэтому так важно вовремя начать коррекционную работу над нарушениями звукопроизношения.
Публикация «Использование дидактических игр в коррекционно-развивающей работе для детей старшего дошкольного возраста с ТНР» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Старшая группа
- Темочки
Для детей ведущим видом деятельности является игра, через которую они познают окружающий мир, воспитываются, обучаются. Л. В. Выготский говорил об игре, как о «спутнике детства», который сопутствует трудовой и учебной деятельности ребенка. Игра – вид детской деятельности, использующийся взрослыми в целях обучения и воспитания детей дошкольников». Большое значение игре придавал А. С. Макаренко: «У ребенка есть страсть к игре, ее надо удовлетворить. Надо не только дать ему время поиграть, но пропитать игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – игра».
Именно игровые элементы делают процесс усвоения новых знаний или выработку речевых умений наиболее интересным и непринужденным, мотивируют детей к деятельности и высоким достижениям. Поэтому в коррекционно-развивающей работе с детьми широко использую дидактические игры.
Дидактическая игра – это особый вид игры, так как содержит в себе одну из главных задач – обучение. Разнообразные дидактические игры, включенные в коррекционно-развивающую работу, снимают у детей излишнюю напряженность, вызывают интерес, побуждают к активному общению, делая процесс закрепления поставленных звуков максимально увлекательным и эмоционально насыщенным.
Дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития. При проведении игр учитывается возраст и особенности поведения детей с различными речевыми расстройствами.
Дидактических игр существует огромное множество. Каждая игра ориентирована на достижение определенных образовательных целей и задач. Структура дидактической игры различной направленности строится с учетом возрастной динамики развития детей и уровня развития их речи. По мере улучшения речевой деятельности, психических процессов ребенка дидактические игры наполняются новым содержанием.
Игры, ориентированные на коррекцию речевых нарушений, в частности, звукового произношения, имеют структуру, которая отличает их от иных игр, а также от иных коррекционных упражнений. Она имеет следующие составные компоненты:
1. Наличие коррекционной задачи. Данная задача связана с устранением дефектов речи и постановкой правильного звукопроизношения. Такая дидактическая задача особенна тем, что она реализуется в интересной и увлекательной для ребенка форме и он, по сути, не чувствует ее выполнения, т. е. он просто играет, одновременно развиваясь и совершенствуя свои речевые навыки.
2. Наличие игровых действий. Они лежат в основе игры и ориентированы на достижение игровой задачи. В силу ее особенностей – ориентация на коррекцию звукового произношения – игровые действия имеют свою специфику. Они выполняются таким образом, чтобы каждое действие затрагивало работу речевого аппарата или же воздействовало на психические процессы, влияющие на речевую деятельность.
3. Правила игры. Они направлены на контроль работы детей, управление их поведением, действиями, в ориентации на достижение коррекционной игровой задачи. Правила игры здесь связаны с работой органов артикуляции, произнесением отдельных звуков и т. д. Например, в игре может быть запрещено произносить тот или иной звук без совершения какого-то действия или необходимо выполнять движения органами артикуляции для отражения какого-то состояния, передачи своего настроя.
В каждой дидактической игре может быть поставлено несколько дидактических задач. Однако, одна из них является приоритетной т. е. ее выполнению уделяется особое внимание в этой игре, тогда как в других играх, она является незначительной. Такая вариативность игр и игровых задач повышает речевую активность детей и способствует развитию именно тех сторон речи, которые являются более отстающими.
При выборе правил игры, важно, сохранять увлекательность игрового действия. Правила не должны ограничивать свободу ребенка и создавать атмосферу напряжения.
Главная цель использования дидактических игр в коррекционно-развивающей работе детей с ТНР связана с развитием ребенка во всех направлениях.
Дидактическая игра ориентирована на устранение того или иного дефекта в развитии ребенка и создание условий для его полноценного всестороннего развития.
В коррекционно-развивающей работе по развитию речи и коррекции звукопроизношения, игровой процесс преследуют ряд других целей. К целевому значению использования дидактических игр относятся :
• Знакомство с традиционными и нетрадиционными играми;
• Развитие фонематической стороны речи;
• Развитие артикуляционной моторики;
• Развитие мелкой моторики;
• Активизация желания и стремления ребенка в правильном произношении звуков;
• Расширение и углубление игровых навыков ребенка;
• Повышение работоспособности детей через игровую познавательную работу;
• Развитие речи по определенным блокам и отработка дифференцированного произношения звуков.
В коррекционно-развивающей работе по развитию речи и коррекции звукопроизношения использую игры, относящиеся к разным направлениям коррекции и имеющие разные дидактические задачи.
Рассмотрим эти группы игр:
1. Дидактические игры на постановку звука. Они связаны с работой артикуляционных органов и отработку верных движений ими для верного произнесения отдельных звуков. К таким играм относятся: «Сказки для языка», «Приключения языка», «Путешествия языка» и др. Все они связаны с выполнением артикуляционной гимнастики.
2. Автоматизация поставленных звуков (и изолированно произносимых, и их произношения в слогах). Сюда входят игры: «Лесенка» - поднятие ребенка по ступенькам и произношения звука/звуков на конкретной ступени; «Кубики» - бросание кубика и произношение звука то количество раз, которое выпало на нем; «Катушка» - игра соревнование, предполагающее заматывание нитки на катушку или, напротив, ее разматывание и произнесение звука как сигнала о завершении действия.
3. Постановка произношения звуков в словах и предложениях. Сюда входят игры: «Дорожки» - бег по дорожкам, до конкретной цели и называние в конце пути конкретное слово», «Картинки» - выбор картинок и произнесение предложений, отражающих события, процессы, которые на них изображены, «Наряжаем елку» - вешание на елку картинок с изображением необходимого слова, ориентированного на постановку звуков. Ребенок произносит его, прежде чем, повесить на елку. Игра «Сбор цветка» - собирание цветов из картинок с называнием того, что на них изображено, «Сбор ягод» - сбор картинок с изображением ягод и их складывание в корзинку с произношением.
4. Постановка звуков в связной речи и их автоматизация. Для этого используются сцены из сказок, рассказывание поведения и поступков героев, оценка их действий и т. д. Используются сказки : «Колобок», «Теремок», «Маша и медведь» и другие.
Таким образом, главной целью использования дидактических игр является всенаправленное развитие ребенка. В коррекционно-развивающей работе для детей с тяжелыми нарушениями речи используются дидактические игры ориентированы на устранение того или иного дефекта в развитии ребенка. Направленные на развитие фонематической стороны речи, артикуляционной и мелкой моторик; активизация желания и стремления ребенка в правильном произношении звуков; развитие речи по определенным блокам и отработка дифференцированного произношения звуков и другое. Именно при использовании дидактических игр создаются оптимальные условия, которые являются наиболее эффективным средством в коррекционно-развивающей работе у детей с ТНР.