Елена Кильчичакова
Использование дидактических игр при изучении дошкольниками хакасского языка
Использование дидактических игр при изучении дошкольниками хакасского языка
Игра для ребенка - основной вид деятельности, в результате которой он познает мир. В игре ребенок действует, выражая свое отношение к жизни. Играя, он изучает цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения, числовые отношения, изучает растения, животных.
Публикация «Использование дидактических игр при изучении дошкольниками хакасского языка» размещена в разделах
Дидактическая игра -это одно из средств обучения детей дошкольного возраста. Она дает возможность осуществлять задачи воспитания и обучения через доступную и привлекательную для детей форму деятельности.
Проведение дидактических игр включает :
1. Ознакомление детей с содержанием игры, использование в ней дидактического материала
2. Объяснение хода и правил игры, при этом четкое выполнение этих правил.
3. Показ игровых действий.
4. Определение роли взрослого в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра.
5. Подведение итогов игры – ответственный момент в руководстве ею.
Дидактические игры способствуют :
- развитию познавательных и умственных способностей
- развитию речи детей: пополнению и активизации словаря
- социально-нравственному развитию ребенка-дошкольника
Проведение дидактических игр включает :
1. Ознакомление детей с содержанием игры, использование в ней дидактического материала
2. Объяснение хода и правил игры, при этом четкое выполнение этих правил.
3. Показ игровых действий.
4. Определение роли взрослого в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра.
5. Подведение итогов игры – ответственный момент в руководстве ею.
Виды дидактических игр :
1. Игры с предметами (игрушками).
2. Настольно-печатные игры.
3. Словесные игры.
Игры с предметами- основаны на непосредственном восприятии детей, соответствуют стремлению ребенка действовать с предметами и таким образом знакомиться с ними. В играх с предметами дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов, величиной, цветом.
Настольно - печатные игры –это интересное занятие для детей при ознакомлении с окружающим миром, миром животных и растений, явлениями живой и неживой природы. Они разнообразны по видам: "лото", "домино", парные картинки" С помощью настольно-печатных игр можно успешно развивать речевые навыки, математические способности, логику, внимание, учиться моделировать жизненные схемы и принимать решения, развивать навыки самоконтроля.
Словесные игры – это эффективный метод воспитания самостоятельности мышления и развития речи у детей. Они построены на словах и действиях играющих, дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают их по описанию, находят сходства и различия этих предметов и явлений природы.
Каждая дидактическая игра включает в себя несколько элементов, а именно: дидактическую задачу, содержание, правила и игровые действия. Основным элементом дидактической игры является дидактическая задача. Она тесно связана с программой занятий.
В нашей работе поставлены следующие дидактические цели :
- формирование у детей правильного звукопроизношение;
- пополнение и обогащение словаря;
- развитие связной речи и мышления;
- ознакомление с окружающим (природа, животный и растительный мир, люди, их быт).
Использование следующих дидактических игр в ДОУ : Дидактическая игра «Моя семья» - помогает освоить понятия всех членов семьи на хакаском языке. «Оденем куклу Тарину на прогулку», «Укрась поо», «Разбери сундук» - закрепление национальной одежды. Игры с прищепками (цвета и счет до 10, «Чудесный мешочек». Лото «Части тела» - закрепление частей тела на хакасском языке. Игра «Расставим кукле мебель» - закрепление названий предметов мебели. Игра «Найди похожий узор» - знакомство с орнаментами и их видами.
Такие дидактические игры как :
- «Назови животного по тени»;
- «Жители леса»;
- «Животные и их детеныши»;
- «Чей голос»;
- «Кто как кричит»;
- «Найди части тела животного»; и т. д.
Закрепляют знание детей о домашних и диких животных, отмечают характерные признаки животных, формируют умение сравнивать, находить сходства и различия, различать животных и их детенышей. Также способствуют формированию у детей память, мышление, внимание и интерес к живой природе.
Для создания дидактических игр используются карточки, картинки, макет юрты, куклы в национальных костюмах, украшение, игрушки-животных.
Дидактическая игра - это доступный, полезный, эффектный метод при изучении дошкольниками хакасского язык.