Олеся Александровна Вишнякова
Использование дидактических игр при формировании лексико-грамматического строя речи у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Классики об игре:
«И я как педагог должен с ними немножко играть. Если я буду только приучать, требовать, наставлять, я буду посторонней силой, может быть полезной, но не близкой. Я должен обязательно немножко играть, и я этого требовал от всех своих коллег» (А. С. Макаренко)
«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» (В. А. Сухомлинский)
Темочки:
- Дидактические игры для детей. ВСЕ игры
- Дидактические игры. Проекты
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры и пособия
- Темочки
Лексика, словарь, лексическая сторона речи – это слова, обозначающие предметы, явления, действие и признаки окружающей действительности.
___
Грамматический строй речи – система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях (словообразование и словоизменение)
Богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития.
Этапы формирования лексико-грамматической стороны речи :
На третьем году жизни происходит освоение морфологических категорий и форм при активном использовании непроизвольных высказываний, состоящих из одного-двух предложений.
На четвертом году жизни зарождается словообразование и словотворчество в тесной связи с расширением словаря. Активно осваивается звукопроизношение.
Пятый год жизни это прежде всего становление произвольности речи, формирование фонематического восприятия, осознание простейших языковых закономерностей, что проявляется в словотворчестве.
Шестой и седьмой год жизни – этап овладения способами грамматически правильного построения развернутых связных высказываний, активного освоения сложного синтаксиса при произвольном построении монолога, этап формирования грамматически и фонетически правильной речи.
Игра – единственная форма деятельности ребёнка, которая во всех случаях отвечает его организации.
Никогда она не предъявляет ему требований, которые он не мог бы выполнить, и вместе с тем она требует от него некоторого напряжения сил, связано с бодрым, жизнерадостным самочувствием, о бодрость и радость – залог здоровья.
В дидактических играх перед детьми ставятся те или иные задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умение осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности. Они содействуют развитию у дошкольников ощущений и восприятий, формированию представлений, усвоению знаний. С помощью дидактической игры ребёнок приобретает новые знания, общаясь с педагогом, со своими сверстниками в процессе наблюдения за играющими, их высказываниями, накапливает словарь, учиться правильно строить свои речевые высказывания, закрепляется словарь детей (существительные, прилагательные, глаголы, название цвета, пространственные понятия, предлоги и т. д., развивается речь, память, внимание, логическое мышление, зрительная память, закрепляется культура поведения, навыки общения.