Ольга Полозова
«Осень». Фронтальное занятие для детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Логопедическое заключение: ОНР III уровня, дизартрия
Группа комбинированной направленности для детей 5-6 лет
Тема: Осень
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
-расширять представления об осенних изменениях в природе; активизировать словарь по темам: «Осень», «Деревья».
-совершенствовать навык звукового и слогового анализа слов;
-совершенствовать грамматический строй речи (образование сущ. в форме Р. п. с предлогом с, согласование прил. с сущ. в роде и числе).
Коррекционно-развивающие:
-развивать длительный выдох, речевой слух, связную речь, память, мышление, артикуляционную, тонкую и общую моторику;
Коррекционно-воспитательные:
-воспитывать ответственность, любовь и бережное отношение к природе.
Оборудование:
-Музыка В. Александровой «Осенний вальс»;
-Шнур, для упражнения «Лесная речушка»;
-Набор листьев разных деревьев;
-Перья птицы, для игры на выработку воздушной струи «Лебединые перышки»;
-Презентация к занятию;
-Символы гласных и согласных звуков;
-Речевой материал;
-Круги (для 4х времен года + набор картинок)
Предварительная работа:
-Выучить упражнение «Листья»;
-Повторить времена года;
-Повторить гласные и согласные звуки, чем отличаются.
Список литературы:
Агранович З. Е. «Времена года»;
Нищева Н. В. «Конспекты»
1. Организационный момент. Упражнение «Лесная речушка». Дети протягивают шнур через руки:
Течет среди елок лесная речушка,
Журчит и торопится к светлой опушке.
Несется по камушкам весело речка,
А мы из веревочки свяжем колечко.
Лесная речка привела нас на опушку осеннего леса. Сегодня мы продолжим разговор об осени. Пройдите к стульчикам, представьте, что это пенечки, садитесь.
2. Игра «Разноцветные листья». Вы узнали деревья, которые растут в лесу? Покажите и назовите их. А вот и листья этих деревьев. Вы должны отгадать, с какого дерева упал каждый лист. (Этот листок упал с клена. Оранжевый кленовый листок)
- А теперь, ребята, пройдите за столы и раскрасьте лист, цветом осени. Какой у вас лист изображен? Каким цветом его можно раскрасить?
3. Подвижная игра «Листья».
Л. : Давайте представим, что вы превратились в осенние листья.
Листья осенние тихо кружатся,
Листья нам под ноги тихо ложатся
И под ногами шуршат, шелестят,
Будто опять закружиться хотят.
4. Упражнение «Лебединые перышки». Логопед достает контейнер с белыми перышками.
Л. : Над лесом, где мы с вами гуляем, пролетала стая лебедей. Лебеди потеряли вот эти перышки. Возьмите по одному перышку, положите его на ладошку. Держите ладошку напротив рта. Давайте подуем на перышки так, чтобы они закружились в воздухе. Делайте вдох и выдох по моей команде. Не надувайте щеки. (3-4 раза)
5. Общая артикуляционная гимнастика. «Пузырь», «Шарики», «Маятник».
6. «Повтори и поиграем».
Л. : Посмотрите, какие картинки вы видите? (Улей, арфа, ива, утка, окунь)
Определите первый звук в каждом слове. Как называются звуки, с которых начинаются эти слова? Что вы знаете о гласных звуках?
7. Упражнение «Будь внимательным».
Л. : Теперь я хочу проверить, насколько вы внимательны. Сейчас я буду произносить слова. Постарайтесь их запомнить и определить, какой из этих слов не имеет отношение к осени (Дождь, листопад, метель, гриб). Какое слово лишнее? Почему вы так думаете? (Дуть, опадать, собирать, загорать). (Дождливый, пасмурный, морозный, золотой).
8. Упражнение «Подбери слова». Что вы видите на картинках (кус-ты, шиш-ки) Давайте разделим эти слова на части. По сколько частей в каждом из этих слов? Подберите слова, в которых тоже будут две части (ту-чи, дож-ди, лу-жи, о-сень)
9. Игра «Разноцветные круги». Сейчас мы поиграем в новую игру. Она называется «Разноцветные круги». Посмотрите на круги. Попробуйте объяснить мне, какое время года обозначает каждый круг.
Белый круг – зима. Зимой все белое.
Желтый круг – осень. Осенью желтые трава и листья.
Красный круг – лето. Лето называют красным.
Зеленый круг – весна. Весной появляются зеленые травка и листики.
А теперь я хочу проверить, хорошо ли вы знаете признаки времен года. Подберите картинку к каждому времени года.
10. Окончание занятия. (Оценка работы детей).
Анализ логопедического занятия
Данное занятие является плановым и соответствует этапу формирования коммуникативных умений и навыков.
Основополагающими принципами занятия являются принцип системности, так как процесс развития и коррекции нарушений предполагает воздействие на все языковые компоненты; принцип развития, так как выделены те трудности, которые находятся в зоне ближайшего развития детей; принцип комплексности.
Были определены речевые и неречевые задачи, которые при помощи практических методов (подражательно-исполнительские и творческие упражнения; игры (с сюжетом и игровыми действиями); наглядных методов (рассматривание иллюстраций, музыкальное сопровождение, показ образца задания); словесных методов (пояснения, беседа, чтение) и т. д. были реализованы.
Использованы следующие приемы (наглядно-зрительные, тактильно-мышечные, наглядно-слуховые; описания).
Структура занятия была соблюдена.