МААМ-картинки

Использование Денверской модели раннего вмешательства для развития речи у детей с РАС

Силина Наталья
Использование Денверской модели раннего вмешательства для развития речи у детей с РАС

Использование Денверской модели раннего вмешательства для детей с РАС по развитию речи как основного способа самовыражения и взаимодействия с другими людьми.

Рекомендации для родителей

Всем известно, что родителей детей раннего возраста с РАС больше всего беспокоит развитие речи. Умение говорить включает в себя два навыка: использование слов для передачи своих желаний, опыта, чувств и мыслей, - этот навык называется активной речью, и понимание того, что говорят другие, - это навык пассивной речи.

Публикация «Использование Денверской модели раннего вмешательства для развития речи у детей с РАС» размещена в разделах

Хотя задержка развития речи отмечается не у всех детей с РАС, у большинства она все же присутствует в разной степени. У многих детей с РАС навыки формируются медленно во всех сферах развития коммуникативной, социальной, когнитивной, и вследствие навык речи тоже будет формироваться медленнее. С РАС также связана такая проблема, как недостаточный навык и мотивация обращать внимание на других детей, а также особые трудности именно в освоении речи. Однако такие дети могут научиться использовать речь для общения, если они получат поддержку в достаточной степени, именно ту, которая им необходима.

Чтобы помочь ребенку в овладении речью, нужно чаще взаимодействовать с родителями и другими членами семьи, так как дети учатся использовать речь для коммуникации благодаря взаимодействию с другими людьми.

Как же сформировать у ребенка активную речь?

Шаг 1. Сформируйте «словарь звуков» вашего ребенка.

Чтобы у ребенка появилась речь, он должен уметь издавать звук, часто и в качестве отклика при общении с вами.

Часто дети младшего возраста с РАС производя очень мало звуков, в частности сочетания гласных и согласных. Родители могут использовать самую эффективную стратегию – это реагировать на произносимые ребенком звуки, как будто это слова: отвечать ему, имитируя его звуки, либо говорить что-то похожее на то, что сказал ребенок. Если он вокализирует, когда занят чем-то своим, можно подойти к нему и сымитировать его звуки. Расположитесь напротив ребенка, повторите звуки произносимые ребенком, а затем сделайте паузу. Ребенок может издать звук. Если это произошло, откликнитесь снова. Посмотрите в процессе, сколько раз вы с ребенком так можете обмениваться звуками. Если ребенок прекращает произносить звуки, это нормально. Возможно, ребенку сложно сейчас использовать свой голос, для него это новый этап и ему нужно к этому привыкнуть, он может быть удивлен. Родители все сделали верно, впоследствии ребенок начнет вокализировать, настойчивость приведет вас к успеху.

Шаг 2. Разработайте вокальные игры со звуками, которые ребенок уже может произносить.

Как только ребенок совместно с вами (родителями) сможет с легкостью обмениваться звуками, постарайтесь начать вокальную игру, но не дожидайтесь, когда ребенок сам произнесет звук. Используйте повседневные занятия в качестве возможности произносить один из звуков, который издает ребенок. Посадите ребенка напротив себя, посмотрите на него, издайте звук, который он может повторить, затем подождите, пока ребенок вам «ответит». Если он так делает, ответьте в свою очередь – продолжите этот мини-разговор.

Полезная подсказка. Можно использовать игрушечные микрофоны, издающие и воспроизводящие звуки. Это может подтолкнуть «молчунов» поэкспериментировать со своим голосом. Постарайтесь озвучить гласный звук в микрофон, когда ребенок на вас смотрит – о-о-о или ла-ла-ла. Когда закончите, протяните микрофон ребенку, он может взять его, прижать к своим губам, к вашим губам,- желая продолжения. Вы можете легко похлопать по рту ребенка, чтобы подтолкнуть к движению губ и появлению звуков. Попробуйте похлопать по своему рту, затем по рту ребенка, делайте так несколько раз подряд и играйте в эту игру ежедневно. Через несколько дней возможно ребенок будет издавать звуки в микрофон либо похлопывать по рту, чтобы начать вокальную игру.

Шаг 3. Увеличьте количество возможностей слушать звуки, которые издают другие люди, и откликаться на них. Еще одна техника, которую можно использовать, заключается в расширении репертуара звуков, которые вы воспроизводите, используя неречевые звуки, песни и ритмичные стихи.

Родители могут увеличить количество ситуаций, в которых ваш ребенок слышит неречевые звуки. Когда вы с ребенком играете в игрушки, добавьте в ваше взаимодействие звуковые эффекты.

Вот некоторые идеи для родителей:

- когда подносите телефон к уху, произнесите «Дзынннь»

- издавайте звуки мотора, когда играете с поездами, машинками, самолетиками,

- издавайте звуки животных, когда играете с игрушечными или смотрите изображения в книгах или на пазлах,

- издавайте смешные звуки во время приема пищи, игр с игрушками, сенсорных социальных игр.

Еще задания такого рода включают использование слов и звуков в игровой форме – в составе песен, ритмичных напевов или игровых ситуаций.

Можно использовать игры-потешки, которые сочетают слова, жесты и движения: «Ку-ку», «Ладушки» и другие. Игры с пузырями, в которых звучит призыв «Хлопай, лопай!», подвижные игры с мячом, прыжки, катание с горки, включающие в себя команды «Раз, два, три!» - все они представляют возможность ввести слова в восприятие ребенка ритмично предсказуемо. Если ребенок будет постоянно слышать эти звуки, его «звуковой словарь» будет постепенно увеличиваться, это поможет ему понять значение звуков и некоторых слов во взаимодействии с людьми.

Шаг 4. Необходимо говорить с ребенком так, чтобы это способствовало развитию речи.

Когда родители постоянно говорят с ребенком о том, что он делает, видит и испытывает, когда они называют все действия и предметы, привлекающие его внимание, проговаривают действия во время совместных занятий с ребенком, тем самым помогают ему говорить больше и расширять его словарный запас.

О чем же могут говорить родители с ребенком?

Просто говорим о том, чем ребенок занимается: «Хочешь мячик?», «Вот мячик!», «Кати мячик», при этом следовать за фокусом внимания ребенка. Говорите ребенку те слова, которые хотите от него услышать, называйте предмет, на который ребенок смотрит, называйте действие, которое ребенок производит с предметом. Для неговорящего ребенка произносите очень короткие предложения и по существу. Необходимо ограничить речь родителей простыми словами и короткими фразами, выделяя ключевые существительные, глаголы, описывающие действия.

Задача родителей – сделать свою речь чуть более сложной, чем речь ребенка, сначала подойдут фразы из 1-3 слов.

Называйте людей, предметы, действия:

«Это мама!», «Это собачка», «Барабан бум-бум!»

Шаг 5. Добавляйте звуки к жестам.

Чтобы помочь вашему ребенку научиться соединять подобия слов или звуки с жестами

Процент успеха в обучении детей раннего возраста с РАС с помощью этих стратегий достаточно высок. Большинство детей начинают говорить первые слова в течение года.

Литература

1. Косински К. Эффективный подход для развития навыков самостоятельности у детей с аутизмом и РАС/ Кара Косински ; пер. с англ. У. Жарниковой ; науч. ред. С. Анисимова. – Екатеринбург : Рама Паблишинг, 2017. – 192 с.

2. Делани Т. Развитие основных навыков у детей с аутизмом/ Тара Делани ; пер. с англ. В. Дегтяревой ; науч. ред. С. Анисимова. – Екатеринбург : Рама Паблишинг, 2017. – 184 с.

3. Лиф Р, Маккэкен Д. Идет работа. Стратегии работы с поведением. Учебный план интенсивной поведенческой терапии при аутизме /Пер. с англ. Под общей редакцией Толкачева Л. Л. – Москва: ИП Толкачев, 2016 – 608 с.

4. Доусон Д., Роджерс С. Учебник по Денверской модели раннего вмешательства /Пер. с англ. Под общей редакцией Толкачева Л. Л. – Москва: ИП Толкачев, 2022 - 432с.

Публикации по теме:

Игры для развития речи у детей второй группы раннего возраста Два года – это критический период в речевом развитии ребёнка. От того, как в этот сензитивный период (этап возрастного развития ребёнка,.

Использование «говорящей стены» в режимном моменте «Утро улыбок» как средство успешной адаптации детей раннего развития в ДОУИспользование «говорящей стены» в режимном моменте «Утро улыбок» как средство успешной адаптации детей раннего развития в ДОУ Аннотация: Актуальность проблемы заключается в том, что в определенный момент своей жизни каждый ребенок переступает порог дошкольного.

Использование интеллектуальных карт в работе с дошкольниками для развития речи и мышленияИспользование интеллектуальных карт в работе с дошкольниками для развития речи и мышления С внедрением ФГОС в дошкольное образование каждый педагог пытается найти новые идеи, подходы, формы и методы работы в своей педагогической.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование Денверской модели раннего вмешательства для развития речи у детей с РАС
Опубликовано: 1 июля 2024 в 00:09
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование Денверской модели раннего вмешательства для развития речи у детей с РАС» (включая файлы) размещена пользователем Силина Наталья в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
15 июля. День Нептуна. Передвижка «Правила поведения на воде для детей»

15 июля — это середина лета или по-морскому, экватор. А значит, самое время отметить праздник повелителя морей и океанов, грозного Нептуна. 

12 июля. День косоворотки. Передвижка «Русская рубаха — косоворотка»

 В 2019 году общественные организации России выступили с инициативой празднования Дня косоворотки. Этот праздник призван продвигать положительный образ русской культуры — как в России, так и за...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД