Ольга Михайлова
Использование цифровых технологий в процессе обучения дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Современное поколение детей с самого раннего возраста все больше углубляется в электронные ресурсы. Уже сложно представить нынешнего ребенка без телефона, планшета или смартфона и даже ПК. Погружение детей в интерактивный мир тесно связано с познавательной потребностью дошкольника. Ведь новые впечатления, новые знания на протяжении всей человеческой жизни являются источником и стимулом психической деятельности. Именно в дошкольном возрасте дети испытывают особую потребность. Это период чрезвычайной восприимчивости, обучаемости и практически безграничной способности к усвоению информации. Поэтому, информационные ресурсы дают ребенку то, в чем он очень нуждается – возможность познания и созидания окружающего мира.
Темочки:
Важность внедрения цифровых технологий в дошкольное образование отражена и в нормативных актах Российской Федерации. Разработана государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2018-2025 годы, которая включает в себя приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации». Ключевой задачей программы является повышение качества и доступности образования посредством организации современного цифрового образовательного пространства.
Притом, родители часто желают ограничить своих детей от возможности использования данных технологий, аргументируя тем, что это негативно влияет на здоровье, нервную деятельность и умственную активность ребенка, но в современном мире это сделать очень трудно и практически невозможно.
Поэтому важно предложить родителям и педагогам использование информационно-коммуникативных технологий для развития познавательной активности детей дошкольного возраста. И тогда дети станут использовать свои электронные устройства, не только для развлекательных игр и приложений, но и для самостоятельного изучения окружающего их мира, предметов и явлений.
Использование компьютера является эффективным средством и имеет свои преимущества.
Во-первых, компьютер обладает «беспредельным терпением» : он будет повторять объяснения необходимое количество раз, без признаков усталости, раздражения и неудовольствия.
Во-вторых, электронные образовательные программы позволяют выбрать индивидуальный темп обучения, в зависимости от психологических качеств ребенка и на основе имеющихся у него знаний.
В-третьих, обучение с помощью компьютера носит характер индивидуальной формы обучения, «внимание» компьютера предназначено только данному ребенку.
В-четвертых, использование мультимедиа технологий повышает эффективность восприятия и запоминания информации.
В-пятых, педагог уже не транслирует знания, а становится консультантом, у него освобождается время для творчества, научного исследования, конструирования, экспериментирования, то есть педагог становится соавтором образовательного процесса, тьютором для ребенка [3].
Чтобы внедрение интерактивного оборудования действительно обогащало игровое пространство дошкольника, способствовало расширению и углублению его деятельности, должны быть установлены и соблюдены условия применения интерактивных средств. Одним из важных условий является обращение к «детским» видам деятельности. В отличие от школьного возраста, дошкольное образование формирует способности ребенка, создает предпосылки будущей успешной работы. Дошкольник играет, рисует, конструирует, слушает и рассказывает сказки, отвечает на вопросы, а значит, учится мыслить, воспринимать окружающий мир, ориентироваться в пространстве и времени, овладевает речью. Другим важным условием работы дошкольника с интерактивным оборудованием является его самостоятельность. В деятельности каждый дошкольник сам открывает свои способности, обучающие программы лишь направляют его к новым открытиям. Особенно важно оставлять место для творчества и воображения ребенка это позволяет оперировать образами при поиске решения разнообразных научных и художественных задач. Через поддержку детской инициативы, обучение без предоставленных шаблонов, самостоятельную деятельность ребенка воспитывается творческая личность, способная создавать новые предметы и новые идеи.
Важно не забывать, что использование оборудования во время обучения дошкольников не должно учить ребенка чему-то необычному, а напротив, способствует расширению и углублению естественных для дошкольного возраста сторон развития. Тогда ощущение интереса и привлекательная, доступная деятельность откроют дополнительные возможности для умственного развития детей.
В своей работе с дошкольниками я использовала ИКТ в различных областях знаний. Элементарные представления о целостной картине мира формировались в процессе просмотра познавательных фильмов и презентаций о жизни животных и птиц, о сущности явлений природы. Также в этой области использовались дидактические игры, созданные с помощью различных цифровых технологий – это позволило закрепить знания, дать возможность детям применить эти знания в практической деятельности.
Применение современных цифровых технологий возможно и в создании продуктов художественной направленности – в графических редакторах дошкольники научились создавать рисунки и плакаты. На стадии изучения у детей – создание мультипликационных фильмов.
С помощью цифровых технологий удалось развить познавательную активность, любознательность, стремление к самостоятельному познанию у детей старшего дошкольного возраста – у детей появилась возможность получать более точную и подробную информацию об интересующей их теме. Теперь дети умеют пользоваться не только бумажными энциклопедиями, но и умеют находить нужную информацию в электронных кладовых знаний (Детская энциклопедия «Хочу всё знать» https://ya-uznayu.ru, Детская энциклопедия «Потому. ру» https://potomy.ru/, Электронная детская энциклопедия «Познайкино» https://poznaiko.ru/).
Развитие речи детей также сопровождается использованием электронных дидактических игр. Игры помогают провести артикуляционную гимнастику, развить речевое дыхание и фонематический слух, расширить лексический словарь, проработать связную речь.
Информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации, позволяют существенно повысить мотивацию детей к обучению, активизируют познавательную деятельность обучающихся, усиливают воздействие изучаемого материала, способствуют более успешной подготовке детей к обучению в школе. Поэтому можно утверждать, что использование ИКТ в современном дошкольном образовании является неотъемлемой частью процесса обучения дошкольников.
1. Аверина, Л. И. Интернет-среда и не только / Л. И. Авенина, Панифидникова, Н. Сапожникова // Дошкольное воспитание. – 2007. –№7. – с. 97-102.
2. Белая К. Ю. Использование современных информационных технологий в ДОУ и роль воспитателя в освоении детьми начальной компьютерной грамотности // Современное дошкольное образование. 2010. № 4.
3. «Информационные и коммуникационные технологии в профессиональной деятельности педагога дошкольного образования / Ю. А. Дмитриев, Т. В. Калинина, Т. В. Кротова.» : МПГУ; Москва; 2016.
4. Калинина Т. В. Информационные и коммуникационные технологии в профессиональной деятельности педагога дошкольного образования / Т. В. Калинина – «МПГУ», 2016.
5. Королева, Н. Использование новых информационных технологий в образовательном процессе детского сада / Н. Королева, С. Петрова // Дошкольное воспитание. – 2010. – №6. – с. 93-100.