Елена
Использование балансировочной доски Бильгоу в коррекционно-логопедическом процессе
▼ Скачать + Заказать документы
МКОУ СОШ № 5 г. Майского дошкольное отделение «Ласточка»
«Использование балансировочной доски Бильгоу
в коррекционно-логопедическом процессе»
Караева Е. В., учитель-логопед
КБР, г. Майский,
2023 г.
В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых ин-формационных технологий в образовании. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процес-су обучения.
Публикация «Использование балансировочной доски Бильгоу в коррекционно-логопедическом процессе» размещена в разделах
На сегодняшний день мы наблюдаем рост числа детей с нарушениями в развитии речи, что заставляет нас учителей-логопедов искать педагогические инновации, способствующие улучшению развитию произношения, психиче-ских процессов и конечно моторной сферы в целом. Такой инновацией слу-жит балансировочная доска Бильгоу. Она мной используется, как на группо-вых логопедических занятиях, так в индивидуальной работе с детьми, имею-щие тяжелые нарушения речи. Опыт работы в коррекционных группах в пре-одолении ТНР показывает, что наибольший эффект достигается применением комплексного подхода, где обязательным элементом является физическое воспитание. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развива-ется его речь.
Сегодня уважаемые колеги я поделюсь с вами не большим опытом «Использование балансировочной доски Бильгоу в коррекционно -логопедическом процессе»
Мозжечковая стимуляция – специальный комплекс упражнений, кото-рый позволяет развивать головной мозг, в том числе его участки, отвечающие за формирование высших психических функций.
Мозжечок – это диспетчер нашего мозга. Он связан со всеми частями мозга и перерабатывает всю информацию от органов чувств, которая поступа-ет в мозг.
Появление методики Фрэнка Бильгоу
Теорию мозжечковой стимуляции основал американский педагог Фрэнк Бильгоу, который работал школьным учителем. В 60-х годах прошлого сто-летия он заметил, что школьники, которые на переменах выполняют физиче-ские упражнения, связанные с балансировкой, более успешны в школьной программе и обладают отличными коммуникативными способностями.
Развивая свою теорию мозжечковой стимуляции, Бильгоу разработал ба-лансировочную доску. Педагог с помощью своего изобретения и простых упражнений обнаружил прямую связь между физической активностью во время балансировки и способностью к чтению. Это стало прорывом в мето-дологии коррекции самого широкого спектра нарушений в психоэмоциональ-ном и речевом развитии детей.
Исследования мозжечковой стимуляции на балансировочной доске Биль-гоу показали ее высокую эффективность. Программа стала одной из наиболее продуманных и систематизированных корректирующих и стимулирующих методик.
Цель подобной мозжечковой стимуляции – синхронизировать работу центров мозга, ответственных за познавательные и двигательные функции, а также развить зрительно-моторное взаимодействие и координацию.
ЧТО ТАКОЕ мозжечковая стимуляция? -это серия реабилитационных методик, направленных на стимуляцию работы ствола головного мозга и мозжечка.
Программа мозжечкового стимулирования улучшает:
• уровень концентрации внимания;
• все виды памяти;
• развитие речи — как устной, так и письменной, а также навыки чтения
• математические и логические способности;
• анализ и синтез информации;
• общую моторику и спортивные навыки;
• способность к планированию;
• работу эмоционально-волевой сферы.
Применение доски Бильгоу в коррекционных целях
Несмотря на простую конструкцию, балансировочная доска Бильгоу об-ладает высокой эффективностью в процессе мозжечковой стимуляции, кото-рая применяется логопедами, педагогами и психологами не только при нали-чии отклонений, но и чтобы увеличить продуктивность работы головного мозга детей, их интеллектуальное развитие и повысить успеваемость в школе.
У большинства детей с речевыми проблемами диагностируются наруше-ния в работе мозжечка. Преодоление дисфункции мозжечка значительно ускоряет процесс коррекции речевых нарушений.
Балансировочная стимуляция показана детям, которые
• гиперактивны (СДВГ,
• имеют проблемы с успеваемостью;
• имеют вестибулярные нарушения: координации и согласованности дви-жений;
• имеют проблемы в аутическом спектре;
• задерживаются в психоэмоциональном и речевом развитии (дислексия, диспраксия и дисграфия);
• имеют неправильную осанку.
Балансировочная доска Бильгоу -
это доска, которая укреплена на округлой основе, что заставляет ба-лансировать в попытках удержать равновесие.
Поверхность доски имеет специальную разметку, а угол наклона плат-формы регулируется рокерами, изменяющими радиус от 5 до 50 градусов. В зависимости от уровня наклона изменяется уровень сложности упражнений. В комплекте с доской идет напольная мишень, цветозонированная рейка, стойка телескопическая с брусочками, мячи, подвесной мяч-маятник, разновесовые мешочки.
Простые упражнения
• Залезть и слезть с доски.
• Стоя на доске, двигать глазами вверх-вниз, влево-вправо, по диагонали, рисовать восьмерку.
• Стоя на доске, двигать руками, рисуя восьмерку, следить глазами за ру-ками.
• Стоя на доске рисовать восьмерку и знак бесконечности носом.
• Упражнение на дыхание. Одна рука на животе, другая на груди. По ко-манде ребенок надувает сначала грудь (3-5 раз, затем надуваем живот (3-5 раз).
• Стоя на доске выполнять круговые вращения руками: а) обе руки в од-ну сторону; б) обе руки в разные стороны; в) по очереди в одну сторону; г) по очереди в разные стороны.
Усложненные упражнения с использованием аксессуаров
• Мешочки разного веса с крупой кидаем ребенку, он их должен поймать.
• Принимать мяч или мешочки от инструктора одной рукой, двумя, ки-дать и ловить одновременно.
• Подкидывать мешочки вверх двумя руками.
• Подкидывать вверх правой рукой, потом левой рукой.
• Отбивать мяч, левой, правой, двумя руками.
• Игры на балансировочной доске распределены по уровню владения до-ской и возрастам.
Сначала рекомендуется овладеть базовыми упражнениями, а затем уже переходить к упражнениям с инвентарём.
• Для выполнения упражнений используется следующий инвентарь : ба-лансировочная доска, поверхность для отбивания мяча, 2 мяча (средний и маленький, мешочки с песком.
• На коррекционных занятиях с детьми с ОВЗ, мы используем следующие игры, с использованием доски Бильгоу, для детей старшего дошкольного воз-раста.
• 1. «Скажи наоборот»
• Ребёнок стоит на доске. Ведущий называет слово и бросает мяч. Ребё-нок ловит мяч и называет противоположное по значению слово. (горячий – холодный, большой - маленький, здоровый-больной и т. д.)
• 2. «Один – много»
• Ребёнок стоит на доске. Ведущий называет слово и кидает мяч, а ребё-нок отбивает мяч поверхностью и называет множественную форму слова. (Лист – листья, дерево – деревья и т. д.)
• 3. «Считаем с хлопком»
• Ребёнок стоит на доске. Ведущий называет слово, а ребёнок подкидыва-ет мешочек вверх и ловит его одной или двумя руками после хлопка. Одно-временно ребёнок считает предметы. (Один стул, два стула…5 стульев, и т. д.)
• 4. «Назови детёныша»
• Ребёнок стоит на доске. Ведущий называет животного и бросает мешо-чек. Ребёнок ловит мешочек и называет детёныша данного животного.
• 5.«Назови как можно больше»
• Ведущий называет тему/обобщающее понятие, а ребёнок, стоя на доске, перекидывает из руки в руку мешочек и называет как можно больше слов на данную тему. (Овощи, фрукты, мебель, посуда, домашние животные и т. д.)
• 6. «Назови первый звук в слове»
• Ребёнок стоит на доске. Ведущий называет слово и кидает мяч, а ребё-нок отбивает мяч поверхностью и называет первый звук в слове. (Оля – о, дом –д, шапка – ш и т. д.).
При использовании доски Бильгоу в логопедических группах для детей с ТНР осуществляется коррекция физиологических, речевых особенностей: развивается мелкая и крупная моторика, происходит развитие всех компонен-тов речевой системы дошкольника, развиваются процессы внимания и вооб-ражения.
Несмотря на то, что вся программа в целом кажется довольно простым набором упражнений, однако не стоит забывать, что при этом ребенку надо пытаться постоянно балансировать на доске и не падать. Стимуляция базаль-ных ганглий происходит за счет многозадачных упражнений: сначала на ко-ординацию движений, а для детей постарше — и в сочетании со звуковыми, речевыми упражнениями.
Игровая физкультура, полезна для развития ребенка во всех направлени-ях, в том числе для развития речи, а также интересному способу закрепления речевых навыков.
С помощью данного метода мы можем реализовать поставленные кор-рекционно-развивающие задачи, вовлекая в работу различные анализаторные системы, позволяющие достичь желаемого результата
Чего можно ожидать от мозжечковой стимуляции?
• улучшение у ребенка понимания, внимания, поведения;
• улучшение зрительно-моторной координации;
• улучшение мануальных и графо-моторных функций;
• повышение общего уровня интеллекта;
• быстрое развитие когнитивной сферы (памяти, речи, восприятия, мыш-ления);
• повышение эффективности коррекционных занятий (с психологом, ло-гопедом, дефектологом).