Ирина Андреевна Павлова
Использование балансировочной доски Бильгоу в индивидуальной работе учителя-дефектолога
▼ Скачать + Заказать документы
Использование балансировочной доски Бильгоу в индивидуальной работе учителя- дефектолога Павловой И. А.
Мозжечок человека содержит больше нервных клеток, чем все остальные отделы головного мозга! Очень долго ученые были убеждены, что мозжечок отвечает за равновесие, координацию движений и движение глаз. Однако, в последние десятилетия они пришли к выводу, что мозжечок – ключ практически ко всему! В том числе и к интеллектуальному, речевому и даже
Публикация «Использование балансировочной доски Бильгоу в индивидуальной работе учителя-дефектолога» размещена в разделах
Стоя на балансировочной доске, ребенок выполняет задания инструктора, одновременно пытаясь удержать равновесие. Поверхность доски имеет специальную разметку, а угол наклона платформы можно отрегулировать рокерами. В зависимости от уровня наклона изменяется и уровень сложности упражнений, которые направлены на синхронизацию двигательных и познавательных навыков, развитие зрительно-моторной координации. Для чего это нужно? Цель таких упражнений – научить мозг правильно обрабатывать информацию, полученную от органов чувств, улучшить навыки речи, письма рукой, развить навыки чтения, концентрацию внимания, математические навыки, стимулировать развитие памяти и понимание.
Балансировочная доску Бильгоу улучшает :
• Общую моторику
• Способность к планированию
• Анализ и синтез информации
• Память и мышление
• Речевые функции
• Спортивные навыки
Мозжечковая «гимнастика» помогает увеличить эффект любых коррекционных курсов: логопедических, дефектологических и занятий с психологом.
Начинать заниматься на тренажере можно с детьми от 3-4 лет. Рекомендуется проводить курсами по 10 занятий без перерыва. Периодичность занятий: 2-3 раза в неделю по 30-40 минут.
Прежде чем приступить к упражнениям на балансировочной доске, часть упражнений с мячом и мешочком отрабатываются на ровной поверхности. Работа строится по этапам с постепенным усложнением упражнений.
Развитие реакции равновесия на балансировочной доске можно начинать с отработки стояния на четвереньках и при тренировке функций сидения – это подготовительные упражнения, которые вырабатывают вертикальную позу, помогают в овладении навыками самостоятельного сидения и защитную реакцию рук.
Подготовительные упражнения:
• Залезть и слезть с доски : а) спереди; в) сзади; с) с обеих сторон.
• Ребенок в положении сидя на доске. Упражнения для рук – имитация плавания. Можно двумя руками поочередно.
• Вращательные движения руками, двумя сразу и по очереди.
• Упражнения на межполушарное взаимодействие, например, правой рукой взяться за левое ухо, а левой рукой взяться правое плечо и т. д.
• Стоя на доске, ребенок держит перед собой палочку, делает вдох и на выдохе прокатывает палочку между ладонями, произнося поставленный звук.
• Стоя на доске, ребенок переносит центр тяжести на левую ногу, произносит слог, затем на правую ногу, произносит другой слог или повторяет этот же.
• Стоя на доске, ребенок наклоняется вперед, берет мяч, мешочек.
• Расположить мячи спереди и по бокам от доски, попросить наклонившись, взять в руки мяч определенного цвета.
• Подняв руки вверх, ребенок произносит слог, например, «Ра», опускает руки, произносит «Ры». Далее руки согнуты в локтях, поворачивается влево, вытягивает руки и произносит слог «Ру», возвращается в исходное положение, аналогичное действие выполняет, повернувшись вправо, и произносит слог «Ро».
Упражнения с мешочками, с мячами:
• Подбрасывает и ловит один мешочек с хлопками;
• Кидает мешочки и мячик в мишень на стене и на полу
• Подкидывает мяч и ловит его, называя автоматизируемый звук.
• Подкидывает мяч, хлопает в ладоши, назвает слог/слово на заданный звук, ловит мяч.
• Ударами мяча об пол, доску, стену, называя слово, делит его на слоги, ловит мяч двумя (одной) руками.
• Ударяет мяч об пол одной рукой, ловит другой, при этом называет слова или слоги на автоматизируемый звук.
• Попасть мячом в цифру на напольной доске с цифрой, соответствующей количеству слогов в слове.
• Осуществлять массаж кистей рук, стоя на доске, как массажными шариками, так и шарами СУ- Джок и колечками из этого же набора, проговаривая различные стихотворения.
• Придумывание слов, как на лексическую тему, так и на закрепляемый звук, попадая мячом в ведерко, корзину.
• Попасть мячом в разные корзинки при работе на дифференциацию звуков, звуковом анализе.
• Попасть мячом в квадрат, соответствующий позиции звука в слове (начало/ середина/ конец).
Несмотря на то, что вся программа в целом кажется довольно простым набором упражнений, не стоит забывать, что при этом ребенку надо пытаться постоянно балансировать на доске и не падать.
Игровая физкультура, полезна для развития ребенка во всех направлениях, в том числе для развития речи.
С помощью данного метода можно реализовать логопедические задачи, вовлекая в работу различные анализаторные системы, позволяющие достичь желаемого результата.
Основа развития, роста и обучения начинается с моторного и сенсорного взаимодействия малыша с окружающим миром. Сенсомоторное развитие является фундаментом общего умственного развития ребенка. С восприятия явлений и предметов окружающего мира начинается познание. Все прочие формы познания – мышление, запоминание, воображение – выстраиваются на основе образов восприятия, они являются результатом их переработки. Именно поэтому нормальное умственное развитие совершенно невозможно без полноценного восприятия и физического развития.