Ольга Тарасова
Использование авторских методик на логопедических занятиях с детьми ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Введение инклюзивного образования в России становится все более актуальным, «особенные» дети были всегда, но на них не обращали должного внимания. Будем откровенны, работать с такими детьми сложно, а донести информацию и увериться в ее усвоении довольно затяжной процесс. В последнее время «особенные» дети включены в общий образовательный процесс, и это заставляет нас, педагогов, задуматься о том, как сделать процесс обучения был эффективным.
Темочки:
Понятие «инклюзивное образование» определено, как обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Дети с ограниченными возможностями здоровья могут не только получить качественное образование, но и адаптироваться к школе.
Среди комплекса условий, определяющих эффективность инклюзивного образования, особое место занимает поиск и апробация инновационных моделей организации совместного обучения, новых форм и способов организации обучения.
Общая характеристика детей с ОВЗ:
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые не позволяют вести им полноценную жизнь. Таких детей часто называют «дети с проблемами», «нетипичные дети», «дети с проблемами в обучении» и т. д.
Но наличие того или иного недостатка не предопределяет неправильного, как многие считают, развития.
Таким образом, детьми с ограниченными возможностями можно считать детей с нарушением психофизического развития, нуждающихся в специальном (коррекционном) обучении и воспитании.
По классификации, предложенной В. А. Лапшиным и Б. П. Пузановым, к основным категориям аномальных детей относятся:
1. Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
2. Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
3. Дети с нарушением речи (логопаты);
4. Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;
5. Дети с умственной отсталостью;
6. Дети с задержкой психического развития;
7. Дети с нарушением поведения и общения;
8. Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).
В зависимости от характера нарушения одни дефекты могут полностью преодолеваться в процессе развития, обучения и воспитания ребенка, другие лишь сглаживаться, а некоторые только компенсироваться. Один ребенок с отклонениями в развитии может овладеть лишь элементарными общеобразовательными знаниями (читать по слогам и писать простыми предложениями, другой - относительно не ограничен в своих возможностях (например, ребенок с задержкой психического развития или слабослышащий).
Работать с детьми с ОВЗ обычными традиционными методами и приемами, мало. Такие дети требуют особой подготовки и терпения. Этим ребятам обязательно нужна мотивация, определенная заинтересованность, которая подогревает их интерес к работе.
Специфика логопедической работы с учащимися с ОВЗ заключается в следующем:
• Работа над речевой системой в целом (фонетико-фонематиче6ской стороны, лексико-грамматического строя, связной речи, чтения и письма)
• Максимальное использование сохранных анализаторов (зрительный, слуховой, тактильный)
• Частый повтор упражнений с элементами новизны
• Частая смена видов деятельности (быстрая утомляемость)
• Дозировка заданий и речевого материала (постепенное усложнение)
• Конкретность и доступность заданий
• Умеренный темп работы
• Постоянное поддержание интереса к занятиям
И вот я задумалась, как же на протяжении всего времени поддерживать интерес у детей. В моей работе мне очень помогают авторские методики В. В. Воскобовича, Вячеслав Вадимович Воскобович - автор многих развивающих игр. «Геоконт», «Квадрат Воскобовича», «Складушки», «Цветовые часы», серия «Чудо-головоломки», математические сказки и многие другие игры Воскобовича активно используются для развития способностей детей. Эти игры не только развивают малышей, они стимулируют их творческие способности, учат познанию мира. Особенность игр Воскобовича является широкий возрастной диапазон участников, когда в одну игру могут играть и трехлетки и семилетки, а также сказочность игр. В игре незаметно для себя малыш осваивает цифры и буквы; узнает и запоминает цвет, форму; тренирует мелкую моторику рук; совершенствует речь, мышление, внимание, память, воображение.
Одна из самых популярных игр Воскобовича - «Геоконт», или, как ее часто называют «дощечка с гвоздиками». На эти гвоздики натягивается резинка и получаются изображения различных предметов - фигур, цифр, силуэтов животных. Можно создавать по образцу, а можно и самому придумать какое-то изображение. Игра «Геоконт» развивает моторику кисти и пальчиков, сенсорные способности, мыслительные процессы и творческие способности ребенка.
Еще одна популярная игра - «Квадрат Воскобовича» (или «Игровой квадрат»). Эта игра состоит из 32 жестких треугольников, наклеенных на гибкую основу с двух сторон. Благодаря такой конструкции квадрат легко сгибается в разные стороны и из него можно сконструировать разные фигуры. Даже малыши 2-3 лет складывают самые простые изображения этой игры (дом, конфета). Ребят постарше ждут задачки потруднее. Игры с «Квадратом Воскобовича» развивают мелкую моторику рук, пространственное мышление, сенсорные способности, мыслительные процессы, умение конструировать, творчество.
Применение игр Вячеслава Вадимовича позволяет добиться устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всего занятия. И это немаловажно, т. к. дети с ОВЗ часто имеют нестабильное психоэмоциональное состояние, пониженную работоспособность и быструю утомляемость. Во время занятий включаем в работу все анализаторные системы. При постановке или дифференциации звуков используем приложения к «Коврографу Ларчик» - наборы букв на фанерной, картонной и прозрачной основах, при звуко - буквенном, слоговом анализе и синтезе – «Теремки Воскобовича» и «Складушки», при совершенствовании навыков чтения - «Читайка на шариках 1» и «Читайка на шариках 2». Эрудиты «Снеговик», «Ромашка», «Яблонька» помогают знакомству с буквами, тренируют навыки чтения, учат составлению слов, закрепляя навыки языкового анализа и синтеза, обогащая словарь, развивая словотворчество.
Развитию мелкой моторики рук, координации способствуют игры Вячеслава Вадимовича. Почему необходимо развивать мелкую моторику рук? В 1928 году В. М. Бехтерев указал на стимулирующее влияние движений рук для развития речи. Сотрудники Института физиологии детей и подростков РАО установили, что уровень развития речи детей прямо зависит от степени сформированности тонких движений пальцев рук. М. М. Кольцова (1973г.) доказала, что движения пальцев рук стимулируют созревание центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка. Таким образом, постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкие движения пальцев рук, является необходимым элементом в системе логопедического воздействия.
Рабочая тетрадь Юлии Фишер предназначена для занятий с детьми в возрасте от трёх лет. Задания, содержащиеся в этой тетради, помогут ребёнку в совершенствовании грамматического строя речи, согласовании существительных, прилагательных, глаголов и построении предложений. В ходе выполнения заданий все свои действия ребёнок должен проговаривать, например: «Врач лечит людей», «Строитель строит здания» и т. д. Тетрадь можно использовать в качестве дополнительного пособия при освоении основной программы детского сада, направленной на развитие детской речи во второй младшей группе. Выполняя задания в этой рабочей тетради, ребенок сможет усвоить морфологические и синтаксические средства языка, научится употреблять существительные в родительном и винительном падежах множественного числа, поработает над существительными, которые обозначают детенышей животных и предметы интерьера. Также в книге есть задания, которые научат детей использовать уменьшительно-ласкательные суффиксы и образовывать сложные слова путем сложения корней (самолет, паровоз и т. п.) Есть упражнения, направленные на построение простых и сложных предложений с однородными членами; использование союзов; выявление и выражение причинно-следственных связей в предложении. Юлия Фишер рекомендует использовать задания как мини-игры длительностью по несколько минут, которые должны проходить в благоприятной эмоциональной атмосфере. Для того чтобы задания можно было выполнять по нескольку раз, страницы в учебном пособии выполнены из ламинированного картона. В комплект с тетрадью идет маркер, след от которого стирается сухой салфеткой. Важно правильно вкладывать маркер в руку ребенка и поправлять в случае необходимости
Палочки Кюизенера. Стимулируют речевые функции. Использование инновационных технологий повышает интерес к занятиям и способствует лучшему усвоению материала на логопедических занятиях Палочки Кюизенера можно вариативно использовать в различных видах коррекционной работы, например:
— повторение заданного слога столько раз, сколько палочек выложил логопед;
— выкладывание схем слов;
— согласование количественных числительных и существительных;
— согласование прилагательных и существительных в роде, числе, падеже;
— выкладывание картинки по образцу.
Сопутствующей задачей является развитие высших психических функций (внимания, памяти, восприятия и мыслительных операций).
Работая с палочками, дети одновременно выполняют речевые задания: проговаривание предложений, называние частей предмета, отрабатывание грамматики и лексики, закрепление коротких стихов, потешек, автоматизация звуков речи, формирование навыков произношения слов различной звукослоговой структуры. Почти каждая лексическая тема дает возможность логопеду использовать в работе палочки Кюизенера и выработать определенную систему работы с ними на логопедических занятиях.
Таким образом, внедрение в логопедическую работу игр с палочками Кюизенера способствует:
— развитию регулирующей, обобщающей и планирующей функций речи;
— формированию некоторых умений и навыков из раздела «Обучение грамоте»;
— развитию свойств внимания и мыслительных операций.
В процессе работы были разработаны варианты логопедических игр и заданий с применением метода наглядного моделирования.
Логические Блоки Дьенеша Набор логических блоков Дьенеша предназначен для детей от двух-трех лет и состоит из 48 объемных геометрических фигур, различающихся по цвету, форме, размеру и толщине. В комплект входят методические указания с примерами упражнений, которые представлены в форме интересных игр.
В процессе игр с блоками Дьенеша ребенок учится сравнивать, обобщать, классифицировать предметы по различным признакам, что очень важно для его интеллектуального развития.
В этих играх максимально реализуются возможности детей. Они помогают в коррекции нарушений речи детей, закреплении правильных речевых навыков, формировании практического уровня усвоения языка. Сформированность практического уровня владения языком является необходимым условием для изучения языковых явлений и закономерностей овладения знания о языке