Сафонова
Использование арт-терапевтической методики Таро Гоми в работе с детьми c ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Арт-терапия представляет собой методику лечения и развития при помощи искусства и творчества. Арт-терапия учит концентрироваться на своих ощущениях, формирует коммуникативные навыки, повышает самооценку и развивает творческие способности. Но помимо психотерапевтической помощи ребенку, метод арт-терапии можно применять в развивающей и коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР.
Темочки:
Коррекционно-развивающая работа – непростой процесс. Часто коррекционно-развивающие игры и упражнения не вызывают у детей старшего дошкольного возраста должного интереса. Воображение у дошкольников с ОВЗ часто ограниченное. Дети не могут целостно видеть ту или иную ситуацию, они не могут реализовать свои задумки. Именно поэтому, желая разнообразить образовательный процесс, сделать для детей его более увлекательным и эффективным, я использую в своей работе метод изотерапии, основанный японским иллюстратором Таро Гоми.
Учитывая, что ведущей деятельностью дошкольного возраста является игра, на своих коррекционно-развивающих занятиях с детьми с ТНР я стремлюсь к тому, чтобы каждое занятие по развитию познавательных процессов и речи носило характер учебно-игровой деятельности, было эмоционально окрашено. Детям гораздо более интересно в качестве наглядной опоры использовать рисунки, которые создаются ими самими, так как они играют роль наглядной опоры для речевых упражнений.
Уникальность данной методики заключается в том, что незаконченные рисунки сохраняют видение маленького ребенка, предполагают свободу мышления и воображения, ведь ребенок может придумать и нарисовать любые небылицы, на которые ему хватит фантазии. Для взрослых рисунки могут показаться каракулями, но дети воспринимает их совершенно по-другому. У них не возникает страха испортить красивый взрослый контур, который встречается в обычных раскрасках. И дети с удовольствием развивают идею, решают задачу, которую предложил педагог.
Содержание педагогического опыта
На занятиях, на которых применялась методика Таро Гоми, детям предлагались незаконченные рисунки, в которых им было необходимо придумать и дорисовать недостающие элементы, раскрасить все и составить рассказ по рисунку. Данная методика применяется на подгрупповых занятиях с детьми старших групп компенсирующей направленности для детей с ТНР.
В структуру занятия с использованием незаконченных рисунков Таро Гоми входят следующие задания: 1) каждому ребёнку раздается незаконченный рисунок, отвечающий целям занятия или лексической теме недели; 2) ребенком совместно со взрослым обсуждаются возможные варианты решения задачи и необходимые пропущенные части рисунка; 3) рисование недостающих элементов; 4) раскраска рисунка; 5) обсуждение работ; 6) ответы на вопросы педагога; 7) анализ детских работ.
По мере освоения методики Таро Гоми детям предлагаются следующие упражнения:
1. «Что я нарисовал (а)». Если ребёнок не справляется, ему сложно придумать свою историю и нарисовать ее, педагог сам начинает рисовать рисунок и просит ребёнка отгадать, что он нарисовал и раскрасить.
2. «Придумай название рисунку», «Дорисуй картинку»
3. «Придумай и нарисуй». Детям, которые самостоятельно справляются с рисунками, предлагается нарисовать собственный незавершенный рисунок и задать вопрос к рисунку.
Приведем примеры зарисовок Таро Гоми и задач, которые они решают:
- закрепление материала по лексическим темам
- развивает умения искать причинно-следственные связи
- развивает умение находить оптимальный вариант решения задачи
- развивают воображение, творческое мышление.
По аналогии разработанных Таро Гоми незаконченных рисунков, были разработаны и другие рисунки : «Помоги мальчику слезть с дерева», «Куда мы поехали на машине», «Что сегодня на ужин», «Какой урожай вырастила бабушка», «Почему мальчик веселый? Что ему подарили» и т. д.
Кроме работы по методике Таро Гоми на занятиях, в нашем детском саду планируется организовать конкурс для детей и их родителей «Самая креативная семья». Детям вместе с родителями нужно будет придумать и нарисовать по раскраскам Таро Гоми самый креативный рисунок. Я считаю, данная методика способна объединить детей и взрослых, помочь вместе думать, фантазировать и смеяться, учиться вместе видеть необычное в обычном.
Результаты:
Работая в этом направлении, я сделала выводы, что методика Таро Гоми способствует развитию образного мышления; развивает воображение, креативное мышление; творческие способности моих воспитанников и учит мыслить не стандартно. А также данная методика Таро Гоми позволяет лучше познакомиться с личностью ребенка (на картинках можно увидеть то, что ему близко по духу, по настроению на данный момент, какие цвета он использует).
Список литературы:
1. «Развивающие игры от Таро Гоми. Для детей 4-8 лет» / Таро Гоми. – Манн, Иванов и Фербер, 2016.
2. Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми. — СПб. : Речь, 2006.
3. «Практикум по арт — терапии» / Под ред. А. И. Копытина — С — П, 1999.