Абрамова Лилия
Использование арт-терапевтических методов в формировании эмоционально-волевой сферы у дошкольников с с нарушениями интеллекта
▼ Скачать
Цель формирующего этапа эксперимента – улучшить развитие эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями посредством арт-терапевтических занятий.
Задачи формирующего этапа :
1. Определить направления и содержание комплекса арт-терапевтических методов для развития эмоций и воли.
2. Провести занятия с элементами арт-терапии для детей с нарушениями интеллекта.
Публикация «Использование арт-терапевтических методов в формировании эмоционально-волевой сферы у дошкольников с с нарушениями интеллекта» размещена в разделах
Разрабатывая комплекс методов арт-терапии в формировании эмоций и воли мы опирались на труды Е. А. Ульевой, Т. В. Цветковой, Л. Д. Мардер, М. Дешар, Т. Д. Зинкевич-Евстегнеевой.
Для достижения положительных итогов в процессе развития эмоционально-волевой сферы у детей, мы основывались на следующие принципы: принцип системности, принцип повторности, принцип наглядности.
Имея ввиду то, что игра – это основной вид деятельности детей дошкольного возраста мы думаем, что на арт-терапевтических занятиях рационально применение разнообразных игровых упражнений. Это способствует сохранению постоянной заинтересованности детей к занятию, развитию у них когнитивных процессов, личностных особенностей. Игровые упражнения делали занятия занимательными и эмоциональными.
При организации комплекса методов развития эмоциий и воли детей с легкой степенью умственной отсталости мы руководствовались следующими принципами:
игровые упражнения должны соответствовать программному материалу;
игровые упражнения способствуют концентрации внимания;
употребление изображений, предметов, пособий, должны быть понятны детям;
пособия, используемые дефектологом при проведение арт-терапевтических упражнений, должны быть яркими.
Приемы использования изотерапии.
«Кляксография» – лист сгибается пополам и кладется на стол. С одной стороны, наносятся любые краски кисточкой (беспорядочно или в виде определенного изображения). Дети рисовали хаотично, задание поняли и быстро с ним справились, один ребенок нарисовал определенный рисунок, а еще один не понял задания и осуществил его по всему листу [28].
Рисование пальцами.
Значимость рисования пальцами содержится в свободе от двигательных ограничений, от социального давления.
Рисование пальцами – это игра, в ходе которой деструктивные импульсы и действия проявляются в социально доступной конфигурации. Ребёнок, не осознавая, может выполнять действия, которых, как правило, не делает, потому что боится, не хочет или не находит вероятным нарушить правило. Поэтому для таких детей рисование пальцами служит профилактикой и коррекцией беспокойности, опасений, угнетенности. Каждому ребенку был предоставлен распечатанный лист с одуванчиком, он, в свою очередь, обмакивал кончик пальца в краску и переносил ее на одуванчик. Детям понравилось это задание, они были довольны своей работой, хотя не у всех получилось изобразить раздельные пушинки по всему периметру одуванчика [7].
Рисование сыпучими материалами.
Можно создавать изображения с помощью мелких сыпучих материалов и продуктов: круп (манки, овсяных и других хлопьев, гречки, пшена, сахарного песка, вермишели и т. д. Перед детьми был проиллюстрирован пример этой работы. Мы использовали гречку и пшено. Сначала кисточкой и клеем ПВА закрасили распечатанную заранее картинку. Затем насыпали гречку, а потом пшено. Лишнюю крупу стряхнули. Получился ежик. У некоторых детей прикрепилась не вся крупа, так как не у всех сформирован навык использования кисти, и они плохо промазали лист. Но это не расстроило их. Все были в восторге.
Описанная методика создания изображений подходит детям с негативизмом, зажатостью, помогает процессу социальной адаптации со сверстниками, преподносит ощущение успешности.
Рисование губками [35].
Детский интерес в применении нетипичных предметов для создания изображений всегда приветствуется. Привлечение окружающих предметов по инициативе ребёнка служит для педагога знаком вовлечённости в творческую деятельность, повышения самооценки, появления сил для выдвижения и отстаивания собственных интересов. Мы рисовали бабочку. Вначале детям на слайде была дана уже нарисованная бабочка, а также лист, на котором уже есть ее тело. Затем они использовали влажную губку, обмакивая ее в краску, а в после, отрывистыми движениями наносили ее на лист. Не у всех получилось аккуратно и четко, но дети старались.
Работы детей по изотерапии представлены в Приложении 4.
Применение сказкотерапии.
Цель – установление эмоционального контакта с ребенком, обращение внимания на эмоции других людей.
Задача дефектолога – обучить ребенка верно понимать явления, происходящие в сказке, правильно воссоздавать последовательность появления каждого персонажа.
При выборе сказки мы опирались на те, которые содержат небольшой объем, в которых отсутствуют незнакомые слова, присутствует описание признаков предметов, то есть адаптированная под детей (Приложение 5).
Работая с детьми с умственной отсталостью нельзя забывать о некоторых правилах при чтении сказки [13] :
не повышать голос;
не переигрывать;
не акцентировать внимание на плохих поступках персонажей.
Если не соблюдать рекомендации, то это может привести к негативным последствиям в эмоциональном состоянии ребенка (плач, суета, зацикливания на чем-либо).
Детям медленно была прочитана сказка «Курочка Ряба» – 2 раза. (Приложение 5). После этого назвали всех героев, по очередности (сначала главного, а потом второстепенных). Обозначили, какой он, «злой» или «добрый» и почему. Затем описали главного героя (Курочку Рябу) и показали слайд с ним для верного зрительного восприятия ребенка.
Дальше нами был прочитан текст еще один раз, а затем задавались вопросы по сказке «Курочка Ряба».
1. Как называется сказка?
2. Что делала Курочка Ряба?
3. Какое яичко не простое?
4. А какое золотое?
5. Кто не разбил яичко?
6. Что говорила баба деду?
7. Кто пробежал мимо полочки?
8. Что сделала мышка?
9. Что произошло с яичком?
10. Что говорили баба с дедом?
11. А что ответила Курочка Ряба?
Вопросы были сформулированы с учетом интеллектуальных и психологических возможностей детей. Им было тяжело запомнить рассказ, но педагог помогал подсказками.
Следующее задание заключалось в совместном рассказывании сказки.
Педагог начинал строчку из текста, а ребенок заканчивал, во время этого
на доске были представлены слайды с картинками по каждой из них.
«Жили-были…» (педагог) – «Дед и баба» (ребенок).
«И была у них…» (педагог) – «Курочка Ряба» (ребенок).
«И кудахтала…» (педагог) – «Ко-ко» (ребенок).
«Каждый день несла…» (педагог) – «Яичко» (ребенок).
«Раз снесла она…» (педагог) – «Яичко» (ребенок).
«Не простое, а…» (педагог) – «Золотое» (ребенок).
«Баба била-била…» (педагог) – «Не разбила» (ребенок).
«Дед бил-бил…» (педагог) – «Не разбил» (ребенок).
«Баба деду…» (педагог) – «Говорит» (ребенок).
«Положи яйцо на…» (педагог) – «Полку» (ребенок).
«Тут мышка…» (педагог) – «Пробежала» (ребенок).
«Хвостиком…» (педагог) – «Вильнула» (ребенок).
«И яйцо она…» (педагог) – «Столкнула» (ребенок).
«Тут яичко покатилось и…» (педагог) – «Разбилось» (ребенок).
«Плачет баба…» (педагог) – «Плачет дед» (ребенок).
«Курочка их…» (педагог) – «Утешает» (ребенок).
«Вам не надо…» (педагог) – «Золотые» (ребенок).
«Яйца будут все…» (педагог) – «Простые» (ребенок).
В процессе рассказа педагогом были заданы короткие вопросы, являющейся своеобразной мотивирующей подсказкой.
Использование музыкотерапии.
Нами были применены в работе следующие упражнения музыкотерапии для снятия психического напряжения и общего успокоения.
Пассивная музыкотерапия. В этом случае ребенок представлен слушателем, а направлен эта форма на выход из проблемной ситуации при помощи музыки.
К ней относятся упражнения музыкального моделирования (использование 3 фрагментов разных эмоций).
В лесу
Переживание эмоционального состояния. Звучала тревожная музыка. В это время педагог описывал действия, происходящие события: «Мы потерялись в лесу, вокруг нас высокие деревья и колючие кусты. Мы идем, переступая пеньки и высокую траву» (дети широко перешагивали, высоко поднимая ноги).
Период выхода из тяжелой эмоциональной ситуации. Теперь звучала радостная музыка. Речь педагога: «Впереди нам открылась солнечная поляна. На ней растет мягкая трава, красивые цветы, птицы летают» (ребенок сел на пол).
Расслабление эмоций. Звучала умиротворенная релаксирующая мелодия. «В озере тихонько плещется вода, чирикают птицы, журчит ручей, жужжат пчелы, а нас обдувает теплый ветер (дети легли на пол, закрывая глаза).
Упражнения с элементами кинезитерапии – выражение эмоций при помощи движений.
Пчелка в цветке
Включалось произведение Римского-Корсакова «Полет шмеля». Педагог говорит: «Пчелка летает по поляне. Перелетает с одного цветка на другой (ребенок подражал полету пчелы, махал руками (крылышками, сел на стул (на цветы).
Настала ночь. Играла музыка Брамса «Колыбельная». Пчелка утомилась и уснула на цветке (дети легли на пол и замолчали).
Наступило утро и взошло солнце (повтор «Полет шмеля»). Пчелка проснулась и полетела то на один цветок, то на другой собирать нектар» (ребенок махал руками).
Снеговик
Ребенок становился снеговиком (встал ровно, надул щеки, руки расставил в стороны и замер).
«Вот пришла весна. (Звучала мелодия Э. Грига «Утро»). Выглянуло солнце лучи солнца коснулись снеговика, и он растаял» (ребенок опустил руки вниз, присел, затем лег на пол).
Хрустальная водичка
Звучал «Вальс» Шуберта. А ребенок сел, сложил руки ковшом и словно зачерпнул воды из ручья поднял руки вверх и вылил эту воду.
Активная музыкотерапия, где ребенок выступает в роли исполнителя.
Сюда относятся упражнения по инструментальной музыкотерапии – коррекция эмоций с применением музыкальных инструментов.
Как звучит
Каждому ребенку нужно было показать игру на различных детских музыкальных инструментах (барабане, ксилофоне, пианино, дудочке, бубне, трубе, колокольчике, гармошке и гитаре). В зависимости от внутреннего состояния выбрать нужный, если ему печально, радостно или страшно.
Также активная музыкотерапия включает упражнения с элементами вокалотерапии – повышение эмоционального состояния при помощи пения.
Ребенку предлагалось протяжно пропеть звук «м-м-м», что благоприятно содействовало снятию стресса.
Дети протягивали звук «а-а-а», что способствовало расслаблению.
Пропевали звук «и-и-и», что стимулировало работоспособность.
Также упражнения по вокалотерапии содействуют развитию речевого дыхания, что способствует развитию речи.
Арт-упражнение «Река жизни» способствует гармонизации психических сотояний.
Заранее была приготовлена манка на подносе. Детям предлагалось положить на него руки пересыпать манку и почувствовать, какая она на ощупь. Педагогом задавались вопросы: «Мягкая она или шершавая? Теплая или холодная? Что вы сейчас чувствуете?»
Затем специалист описывал действия детей: «Закройте глаза и нарисуйте на манке реку. После того, как сделали задание, откройте глаза и посмотрите на свою реку. А теперь скажите, что вы сейчас чувствуете? Нравится вам река?». Ответы детей были односложными, но эмоционально окрашены.
Таким образом, в ходе осуществления дефектологической работы выявился прогрессирующая заинтересованность детей к занятиям по развитию эиоционально-волевой сферы обучающихся с легкой степенью умственной отсталости посредвом арт-терапии, что проявилось положительным результатом в установлении эмоционального контакта и учета психологических особенностей каждого ребенка.