Ирина Мамонтова
Использование арт-методики «Шифоновая радуга» с детьми старшего дошкольного возраста
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 1 с. КОРТКЕРОС»
СОВМЕСТНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
с детьми старшего дошкольного возраста
5-7 лет
«Шифоновая радуга»
Мамонтова Ирина Владимировна,
старший воспитатель
Цель: Знакомство с новым для детей способом рисования. Поддержка детской инициативы.
Образовательные задачи:
Развитие творческого воображения (в кусочке ткани увидеть образ);
Публикация «Использование арт-методики „Шифоновая радуга“ с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Освоение способов конструирования (создать целое из элементов и осмыслить, что получилось);
Развитие эстетических чувств, оценок (красиво, нравится, легко, воздушно) ;
Развитие восприятия цвета и исследование сочетаний цветов, а так же получение нового цвета путем наложения одного полотна на другой (ребёнок пробует, экспериментирует, накапливает опыт);
Развитие «ручной умелости» с помощью различных манипуляций с тканью сложить, скрутить, продеть в резинку;
Создание шифоновых картин с детьми с использованием разных арт-техник «рисование» кругами, квадратами, треугольниками, полосками, кляксами, спиралью, трубочками, т. д. ;
Получение опыта совместной деятельности с другими людьми (взрослыми, детьми).
Составляющие конструктора-пособия «Шифоновая радуга» :
-игровое поле - «холст» (бязь, которая не даёт скользить шифонам и помогает детям чувствовать границы); цвета: синий, зеленый, бежевый.
-набор шифоновых полотен (минимальный набор —7 цветов) : квадраты 70x70 см, 50x50 см, 30x30 см, 15x 15 см: не менее 4 наборов на группу.
-корзина (или короб, туесок с удобной крышкой), возможно 3-4 для каждой подгруппы.
Предварительная работа: не требуется.
Занятие проводится со всей группой детей.
Для организации совместной деятельности используется арт- методика «Шифоновая радуга». Авторы Файзуллаева Елена Дмитриевна, Фицнер Татьяна Дмитриевна.
В арт- методике важен именно процесс, а не результат, ребенок проявляет свое творчество в условиях комфорта, безопасности. Соблюдается принцип добровольности. Важно поддерживать детское творчество без оценки и нацеленности на осязаемый (предсказуемый взрослым) результат.
Арт-методика применения тканевых материалов в качестве средств решения воспитательно-образовательных задач имеет несколько аспектов:
-сенсорный и терапевтический (приобретает сенсорный опыт, ткань создает ощущение безопасности, приятные ощущения «поглаживания»);
-коммуникативный аспект (в соединении с музыкальным сопровождением управление полотном совместно с другими детьми дает ребенку опыт сотрудничества, согласования своих действий с действиями других);
Игровой и творческий аспект: создание игровой ситуации и персонажей. Взрослый учит оживлять картину (бабочка, рыбка, осьминог, человек и т. д. с помощью использования цветных резинок).
Ход занятия:
1 часть. Вводная.
Воспитатель вносит в группу корзину. Предлагает детям подойти и посмотреть, что лежит в корзине. (В корзине полотна ткани – квадратные, разных размеров и цветов).
-Как вы думаете, что это такое? А для чего можно их использовать? (Принимаются все ответы детей).
-Ребята, а вы когда нибудь пробовали рисовать, с помощью ткани?
Предполагаемый ответ детей: нет.
- А хотите попробовать?
-А чтобы нам рисовать, мы должны понимать, а как можно рисовать тканью?
- Предлагаю присесть на ковер в большой круг. В центре детского круга раскладываю большое полотно (бежевого цвета) и предлагаю поочередно детям положить 1 «платочек», но разными способами: например просто бросить (комочек, сформировать в руке «Бутон» и положить его на основу, свернуть жгутиком, трубочкой, сложить пополам, сложит в маленький квадрат, положить спиралью, треугольником, можно положить на основу и руками поправить –сформировать круг, сделать узелок, сформировать волну и т. д.
Если дети затрудняются, показываю сама несколько способов, а затем предлагаю детям подумать как еще можно.
- А что можно нарисовать? Есть несколько основ для «картины» ( показываю: зеленая- что это может быть? (полянка, луг, синяя (море, река, бежевая – разные предметы и персонажи (солнышко, петушок, снеговик, елочка и т. д.)
- Предлагаю подумать, что вы хотите нарисовать?
Выслушиваю ответы детей. Ответы принимаются все без комментариев.
- Можно рисовать самому, а можно в небольших группах (по 3-4 человека).
Каждой подгруппе предлагаю коробку, в которой имеются различные геометрические фигуры (круги, овалы, треугольники из картона, цветные ленты, цветные резинки) для деталей «картины».
2 часть. Продуктивная.
Предлагаю детям самостоятельно распределиться на группы и начать работу.
Включаю спокойную, фоновую музыку.
Дети берут основу, наборы платочков. Помогаю использовать все пространство группы, подсказываю, где можно расположиться, чтобы было удобно работать и не мешать друг другу.
Детям которые затрудняются, предлагаю присоединиться к любой группе или работать самостоятельно за столом (с небольшим полотном - основой и платочками размером 20 см.)
Обхожу каждую группу и отвечаю на возникающие вопросы (задаю наводящие вопросы). Поддерживаю интересные находки, показываю как можно на море сделать рыбку (платок и резинка, на лугу – бабочку (2 платочка, проденутых через резинку, осьминога (из 2 платочков и резинки). Обращаю внимание на то, как можно дополнить картину деталями.
3 часть. Созерцательная.
По окончании работы предлагаю собраться ко мне и пройти с «экскурсией» по нашей картинной галерее. Фотографирую работы. Даю возможность детям рассказать о своей картине, а так же о том, что было в их работе самым сложным.
Всем группам и индивидуальным работам даем положительную оценку: любуемся, обсуждаем свои впечатления о картинах и о своем опыте совместной деятельности.
4 часть. Завершение деятельности. Предлагаю группам собрать платочки, основу, дополнительные детали в корзину. Благодарю детей за помощь и напоминаю, что платочки остаются в группе, и можно будет рисовать в свободное время всем желающим.
Фотографии детских картин размещаю в приемной для родителей.
Фотографии дают повод ребенку еще раз «прожить» положительные эмоции и рассказать о своей деятельности родителям.
Литература:
1. Образовательная программа «Теремок». Издательский дом «Цветной мир», Москва, 2019 г. ;
2. Методическое пособие «Арт- методики для развития малышей», Издательский дом «Цветной мир»,Москва, 2019 г. ;