Елена Крамарова
Использование афоризмов А. П. Чехова на уроках русского языка в начальной школе
▼ Скачать + Заказать документы
Любой думающий человек знает, какое это необыкновенное удовольствие- беседовать и общаться с умными и интересными людьми. Счастливы те из нас, кто имеет эту возможность находиться с такими людьми рядом. Но мы должны помнить, что есть книги, труды, воспоминания выдающихся людей. Читая, мы с ними тоже разговариваем, спорим, соглашаемся, думаем. Когда-то великий Исаак Ньютон сказал: «Если я видел дальше других, то потому, что стоял на плечах гигантов».
Публикация «Использование афоризмов А, П, Чехова на уроках русского языка в начальной школе» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Русский язык, конспекты уроков
- Чехов А.П.
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
На самом деле великие, талантливые, гениальные люди через свои слова, фразы, высказывания, умозаключения могут помочь учителю обучать, воспитывать, развивать, мотивировать, настраивать на рабочий лад учеников. Какой учитель откажется пригласить на урок и привлечь в свои помощники мировых гениев!
В своей работе я систематически использую высказывания великих людей, в первую очередь - на уроках русского языка. На материале афоризмов можно решать разнообразные задачи или целую систему задач: развивать внимание и память; развивать устную и письменную речь детей; выполнять орфографические и грамматические задания, упражнения в чистописании.
Подобранные афоризмы из писем, записных книжек и произведений А. П. Чехова помогут необычно начать урок, пригласить учеников к разговору, провести рефлексию, использовать умный юмор великого писателя для мотивации учащихся в нужный момент урока. Предложения для списывания и задания к ним направлены на формирование орфографических навыков, обогащение словарного запаса, развитие устной и письменной речи учащихся. Кроме этого, ребята получают дополнительную возможность уже в начальной школе прикоснуться к творчеству нашего великого земляка, прислушаться к его мудрым мыслям. В дальнейшем это поможет и глубже понять масштаб личности Чехова, пробудить познавательный интерес к чтению его произведений.
Приёмы использования афоризмов.
1. В качестве «яркого пятна» в начале урока.
Можно сказать ребятам: «Сегодня с нами будет работать великий человек. Наберитесь терпения, через минуту вы встретитесь с ним». Учитель записывает афоризм, на экране показывает портрет или фотографии этого человека. Обязательно проводит фронтальную беседу:
-О чём этот афоризм?
- Как вы понимаете эти слова?
-Какие изречения с похожим смыслом вы можете назвать?
2. Во время регулярных орфографических пятиминуток.
-Проводится беседа о смысле афоризма.
-На материале афоризма проводится орфографическая работа. Соответственно, отбирается фраза, содержащая изучаемые / повторяемые (в зависимости от цели работы) орфограммы.
Например:
Хорошо делаешь, если читаешь книги.
-Целесообразно использовать при изучении окончаний глаголов 2 лица единственного числа: буквы е у глаголов1 спряжения и ь на конце после шипящих (делаЕшЬ, читаЕшЬ). Фраза записывается с пропусками букв на месте орфограмм.
- В качестве повторения – буквы безударных гласных в словах (хорОшо, чИтаешь, правописание слов с непроверяемой орфограммой (хОрошО).
-Можно дать грамматические задания: выделить глагольный суффикс (-е-) в словах, сделать морфологический разбор существительного (книги) и т. п.
3. В качестве материала для минутки каллиграфии.
Так же, как и при проведении орфографической работы, проводится беседа о смысле афоризма. Затем детям предлагается каллиграфически списать его. В этом случае работа предваряется прописью соответствующей буквы, её соединений, встречающихся в записываемом предложении. Тесно связано проведение минуток каллиграфии с работой над звуком и орфографией. Они увязаны с грамматическими понятиями и темой урока.
Например:
Какие звуки обозначаются буквой Л? (звуки [л] и [л’])
– Дайте характеристику этим звукам. (Звуки [л] и [л’] – согласные; звук [л ]– твердый;звук [л’] – мягкий; звонкие, непарные, сонорные).
– Давайте красиво пропишем буквы до конца строки. (Буквы прописаны в тетрадях и на доске-образцы)
– А теперь давайте каллиграфически спишем афоризм А. П. Чехова.
В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли. («Дядя Ваня»)
Дети списывают, отвечают на вопросы, сколько раз встретилась буква л, сколько звуков [л] и [л’]в этом предложении.
4. На этапе рефлексии.
Например:
Никогда не рано спросить себя: делом я занимаюсь или пустяками?
Дети мотивированы, они стараются найти как можно больше доказательств тому, что они были заняты делом, а не «пустяками», и провести детальный анализ полученных на уроке знаний.
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РАБОТЫ
Из писем и записных книжек А. П. Чехова
В жизни всё зло — от скуки, от праздности, от пустоты душевной.
Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро!
Нужно стремиться к тому, чтобы каждый видел и знал больше, чем видел и знал его отец и дед.
Доброму человеку бывает стыдно даже перед собакой.
Краткость — сестра таланта.
Ум служит единственно возможным источником наслаждения.
Если хочешь, чтобы у тебя было мало времени, — ничего не делай.
Берегите в себе человека.
Никогда не рано спросить себя: делом я занимаюсь или пустяками?
Пахнет осенью. А я люблю российскую осень. Что-то необыкновенно грустное, приветливое и красивое. Взял бы и улетел куда-нибудь вместе с журавлями.
Одинокому везде пустыня.
В детстве у меня не было детства.
Язык должен быть прост и изящен.
Нужно уметь коротко говорить о длинных вещах.
Воспитанные люди уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы.
Какое наслаждение уважать людей!
Нужно по капле выдавливать из себя раба.
Иногда при закате солнца видишь что-нибудь необыкновенное, чему не веришь потом, когда это же самое видишь на картине.
Талант — это прежде всего труд.
Хорошо делаешь, если читаешь книги.
Нет того понедельника, который не уступил бы своего места вторнику.
Чем выше культура, тем богаче язык.
Человек — это то, во что он верит.
Всё в природе целесообразно.
Природа- очень хорошее успокоительное средство.
Где ошибки, там и опыт.
Если каждый человек на куске земли своей сделал бы всё, что он может, как прекрасна была бы земля наша!
Надо быть ясным умственно, чистым нравственно и опрятным физически.
Из произведений А. П. Чехова
Хорошее воспитание не в том, что ты не прольешь соуса на скатерть, а в том, что ты не заметишь, если это сделает кто-нибудь другой. («Дом с мезонином»)
В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли. («Дядя Ваня»)