Фатима Булатова
Исследовательско-творческий проект «Осеннее волшебство» для детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Исследовательско –творческий проект
«Осеннее волшебство» Подготовила: Булатова Ф. М
Особенности проекта :
-участники проекта : воспитатель, дети;
-тип проекта исследовательско-творческий;
-возраст детей : средний дошкольный (4-5 лет)
-форма организации: групповая
-период выполнения: 01.09.2024-25.11.2024 г
Актуальность:
Темочки:
- Исследовательская деятельность
- Осень
- Проекты творческие
- Проекты, проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
Познание ребёнком окружающего мира обязательно включает и познание природы. Сухомлинский В. А. писал: «Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума. Очень важно с ранних лет развивать в детях умение созерцать, наслаждаться ею, вглядываться в неё и вслушиваться».
Учитывая, что представления детей пятого года жизни об объектах природы и временах года в целом ещё недостаточно устойчивы, а практические, трудовые умения только начинают формироваться, необходимо систематически и целенаправленно знакомить дошкольников с природой.
Повышению системности в работе способствует организация проектной деятельности «Волшебница Осень». Она даёт возможность целенаправленно и эффективно выстраивать педагогическую работу, так как проходит через все виды деятельности: познавательную, наблюдения, труд, игры, речевое развитие детей, продуктивную деятельность, детский дизайн, психологические этюды и задания творческого характера.
Цели:
- расширение представлений детей об осени, как времени года;
- создание условий для совершенствования познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации проекта.
Задачи:
Образовательные:
- формировать у детей умения и навыки наблюдений за природными явлениями и объектами;
- учить видеть красоту, изменчивость и неповторимость окружающего мира.
Развивающие:
- развивать связную речь детей;
- развивать восприятие, художественно - творческие способности, эстетические чувства.
Воспитательные:
- воспитывать нравственные и духовные качества ребёнка во время его общения с природой.
Взаимодействие с родителями: привлечь родителей воспитанников к активному участию в реализации проекта
Планируемые результаты:
Дети знают характерные признаки осени, приметы, осенние месяцы;
Расширился словарный запас детей в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками.
Сроки и этапы проекта
Подготовительный этап (16.09-25.09)
1. Постановка цели, задач.
2. Подбор методической литературы.
3. Выбор форм работы с детьми и родителями.
4. Выбор основных мероприятий.
5. Определение объёма и содержания работы для внедрения проекта.
6. Определение и формулировка ожидаемых результатов.
Основной этап (30.09-21.10)
1. Проведение бесед, опытов, поисково – исследовательской деятельности с детьми.
2. Составление рекомендаций для родителей.
3. Проведение НОД.
4. Чтение художественной и познавательной литературы.
5. Игры (сюжетно- ролевые, дидактические, пальчиковые, подвижные)
6. Рассматривание картин, иллюстраций.
Итоговый этап (24.10 - 25.11).
1. Выставка детских работ «Осенняя фантазия.
2. Праздник «Осеннее вольшебстство».
План работы с детьми по осуществлению проекта :
Образовательные области
Познавательное развитие:
Рассматривание и обследование овощей фруктов, листьев, ягод калины, рябины
Ознакомление с окружающим: «Осенний лес», «Дары леса», «Приметы осени», «Осенние заботы животных и птиц».
Беседы: «Почему осень называют золотой», «Куда и почему улетают птицы?», «Осенние хлопоты людей», «Что такое листопад», «Что нам дарит осень».
Цикл наблюдений:
за изменениями осенней природы во время прогулок (за солнцем, небом, силой ветра, осенним дождём);
за красотой и богатством осенних красок;
за цветником;
за перелётными птицами;
за насекомыми;
за деревьями, растущими на территории детского сада.
Целевые прогулки: «Деревья и кустарники нашего детского сада», «Ищем приметы осени».
Экспериментирование:
«Солнце высушивает предметы»;
«Выявление зависимости состояния почвы от погодных условий».
Ситуативные беседа:
«Осень – это хорошо или плохо?»;
«Почему деревья осенью раздеваются?»
«Что ты видел по дороге в детский сад?»
Речевое развитие:
Творческое рассказывание детей по темам : «Приметы осени», «Мы гуляли на участке».
Рассматривание иллюстраций об осени, составление описательных рассказов.
Заучивание стихов.
Отгадывание загадок.
Упражнение детей в составлении предложений об осени.
Социально-коммуникативное развитие
Настольные игры: «Времена года», «Узнай по описанию», домино «овощи и фрукты», «Чудесный мешочек», «Что лишнее».
Трудовая деятельность
сбор природного материала на прогулке;
уборка опавшей листвы.
Художественно – эстетическое развитие
Аппликация: «Осенние листочки», аппликация с элементами рисования («Волшебница Осень»)
Рисование: «Золотая осень», «Грустная осень».
Лепка: «Грибная поляна»
Чтение художественной литературы: Ю. Тувим «Овощи», Н. Сладков «Осень на пороге», Г. Снегирёв «Как звери и птицы к зиме готовились», В. Сутеев «Под грибом», А. С. Пушкин «уж небо осенью дышало», А. Барто «Осень».
Заучивание стихотворных форм про осень.
Пословицы, загадки об осени.
Результаты реализации проекта :
подбор познавательной и художественной литературы по теме «Осень»
копилка загадок, стихов об осени;
оформление уголка «Осень».
Вывод:
Внедрение проекта в воспитательно - образовательный процесс помогло обогатить его содержание, активизировать исследовательскую деятельность по изучению природы во всех её проявлениях в осенний период времени у детей средней группы, а также способствовать творческому выражению впечатлений детей в создании декоративных композиций. Поспособствовало накапливанию у детей конкретно – образных представлений об окружающей действительности, фактических знаний, которые являются материалом для последующего их сознания, обогащения, приведения в систему, раскрытия причин и взаимосвязей, существующих в природе. Работа по проекту помогла развить у них художественный вкус, эстетическую восприимчивость. Все свои наблюдения в природе, новые знания и впечатления дети передавали в рисунках. У детей значительно улучшилось развитие мелкой моторики рук, они обрели уверенность в себе, в своих силах, в умении мыслить, фантазировать.
Результаты проектной деятельности :
В результате проекта у детей пополнились, систематизировались знания и представления об осенних изменениях в природе, о многообразии осенних даров;
на основе углубления и обобщения представлений об окружающем, в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики, у детей расширился и активизировался речевой запас.