Инна Ключерева
Исследовательско-развивающая игровая ситуация в старшей группе «Кладоискатели»
▼ Скачать + Заказать документы
Детский сад № 230
Конспект подготовила: воспитатель Ключерева И. В.
О. С. : «Кладоискатели»
Цель:
поддерживать детское любопытство и развивать интерес детей к совместной со взрослым деятельности и самостоятельному познанию (наблюдать и обследовать разнообразные объекты).
Задачи:
• развивать аналитическое восприятие, умение создать образ по образцу без помощи воспитателя, опираясь на знание геометрических фигур;
Публикация «Исследовательско-развивающая игровая ситуация в старшей группе „Кладоискатели“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
• повторение и закрепление умений пользования числом и цифрами для обозначения количества и результата в пределах первого десятка; применения мерок разного размера;
• повторить и закрепить представления о столице, государственном флаге;
• формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к малой Родине и Отечеству;
• упражнять в работе со смарт-доской;
• формировать умение создавать образ, правильно передавая расположение деталей;
• формировать точные координированные движения;
• побуждать детей участвовать в диалоге, выражать свое мнение, прислушиваться к мнению других детей;
• быть доброжелательными собеседниками, говорить спокойно, не повышая голоса;
• развивать умение отражать результаты познания в речи, рассуждать, пояснять, приводить примеры, аналогии. Использовать выразительную интонационность при чтении стихотворений и чистоговорок;
• продолжать расширять и развивать умения устанавливать связь между познаваемым объектом и практическими действиями с ним.
Организация образовательной среды:
карта-схема сокровищ, набор плоскостных геометрических фигур (для создания корабля, набор карточек с правилами поведения в лесу, смарт-оборудование, наборы разрезных карточек с изображением флага (на каждого, герои: семья Фиксиков, игрушки рыбки (би-ба-бо, клад.
Контекст ситуации для педагога : детям предлагается найти клад и решить взаимосвязанные проблемные вопросы в рамках одной ситуационной задачи (ознакомление-понимание-практические действия-анализ-оценка).
Вопросы, задаваемые детям, следующие:
на ознакомление: «Что такое клад?», «Что можно с ним делать»;
на понимание: «Как мы теперь будем называться?», «С помощью чего будем искать клад»;
практические действия: поддержка детского любопытства, интереса к совместному со взрослым и самостоятельному познанию; предоставление возможности всем детям рассуждать, пояснять, приводить примеры, доводы и аналогии из личного опыта;
на анализ: помочь семье Фиксиков правильно собрать герб РФ, герб Бурятии; найти решение проблемы с рыбками: «Как переплыть рыбкам из маленького озерца в большое озеро»;
на оценку: как можно договориться друг с другом, чтобы построить один большой корабль; какое из решений, предложенных ребятами при переправе через болото самое лучшее, самое правильное, самое безопасное для здоровья?
Контекст ситуации для детей : ребята, нам по электронной почте пришло письмо с посланием, но у нас не получается его прочитать. Для этого необходимо обратиться к кому-нибудь за помощью, к кому-нибудь очень мудрому. А как мы можем принести электронное письмо Мудрой Сове? Дети предлагают свои варианты решения проблемы. Мудрая Сова читает письмо, о том, что пираты оставили клад за тридевять земель и предлагают ребятам его найти. Ребята, я вам желаю удачи в поисках клада. Ну, что в путь. Дети по сюжетной линии находят клад – большая шоколадка. Что же мы будем с ней делать? Как будем делить? На всех поровну. А теперь давайте подведем итоги. Что же интересного с нами сегодня произошло? Что вам запомнилось больше всего? Что бы вы хотели сделать еще раз? Ребята, вам было сложно что-то делать? Молодцы! Мне бы хотелось отметить сегодня вашу работу (отмечаются все дети за индивидуальные проявления, в том числе и те, которые участвовали в деятельности без особого энтузиазма).
Развитие ситуации
часть
Дети сидят в приемной рассматривают фото на netbook. Вдруг пришла СМС.
В. – Ребята, что это нам пришло? (Ответы)
В. – Интересно, что там? (Ответы детей)
Дети с воспитателем открыли СМС (Там много написано и непонятно, есть план-схема).
В. – Что же делать? Не могу прочитать. Кто же нам поможет? Кто-то очень мудрый. ( Ответы: мудрая сова). А где она находится? Кто руководитель центра? А как мы принесем наше послание? ( Ответы: надо распечатать).
Воспитатель распечатывает письмо, и дети идут в ЛРЦ «Риторик». В центре мудрая сова внимательно выслушивает ребят и читает письмо:
«Здравствуйте, ребята.
Вы, наверное, очень хорошие и умные и любите играть.
А мы – добрые пираты, спрятали клад. Очень далеко - за морями и лесами. И надеемся, что вы его найдете. Искать его надо по карте, которую хранит у себя мудрая сова.
Прощайте. Удачи».
В. – Мудрая сова, о какой карте говорят добрые пираты? (Мудрая сова ищет карту и передает ее ребятам).
М. с. – У вас есть карта, есть послание, а вот что такое клад? (Ответы детей). И что же вы будете с ним делать, когда найдете? (Ответы детей). Если вы пойдете искать клад, то как можно вас назвать? ( Ответы детей: кладоискатели)
М. с. - Ребята, идите строго по карте, соблюдайте все условия, помогайте друг другу, поддерживайте и тогда вы обязательно найдете клад.
часть
В. – Итак, мы с вами теперь стали…. Как можно нас назвать? (Кладоискатели). Смотрим по карте, что там?
Дети смотрят по карте, видят корабль. Строят на информационном поле корабль из геометрических фигур.
В. – Что у нас дальше по карте?
Дети смотрят и видят лес. Заходят в группу, идут по лесу, вспоминают правила поведения в лесу. (На полу раскиданы карточки с правилами).
В. – Смотрите, кто-то раскидал все правила, давайте соберем в одну сторону правильные действия, а в другую сторону – не правильные. (Дети разбирают и рассказывают про правила).
В. – Ну, что там у нас по карте? (Рассмотрели и увидели болото). Как же нам перебраться на другую сторону?
Дети придумывают способ, как перейти болото. Переходят с кочки на кочку, переставляя мягкие модули. Дальше увидели Масю и Папуса очень расстроенных, плачущих.
В. – Надо у них поинтересоваться, что они тут делают, и что произошло с ними.
Дети задают вопросы.
Мася, Папус. – Мы поехали путешествовать, и всем говорим, что мы из нашей страны.
В. – Папус, Мася, так вы покажите на смарт-доске откуда вы.
Мася, Папус. – так я все забыл…
В. – Ребята, надо выручать Масю, Папуса, давайте им расскажем все.
Дети рассказывают про Россию, Бурятию, Северобайкальск и на смарт-доске составляют флаги.
Мася, Папус. – А у меня тоже есть такие картинки, только их кто-то испортил.
Ребята составляют пазлы флагов России и Бурятии.
Мася, Папус. – Я же их опять рассыплю и все перепутаю.
Дети предлагают свои варианты решения проблемы: можно заклеить скотчем, можно приклеить клеем.
Мася, Папус. – А вы что тут делаете, за тридевять земель? (Ответы детей). Ну, тогда удачи, желаем найти клад. Когда увидимся в следующий раз – расскажете про свое путешествие.
В. – Что там у нас на карте?
Дети рассматривают карту и вдруг слышат «Мяу». Выходит Кошка, сердитая, фыркает.
К. – Кто вы такие и зачем сюда пришли? Мяу. (Ответы детей). А, знаю, знаю, где клад, но не скажу, мяу.
В. – Ребята, мне кажется, что Кошка очень сердитая, почему - то. А вам?
Ответы детей. Воспитатель предлагает детям поинтересоваться, почему Кошка сердитая.
К. – Я сержусь потому, что все неправильно разговаривают. А вы как разговариваете? (Ответы детей). А что вы делаете для того, чтобы правильно разговаривать? (Ответы детей). А вы знаете чистоговорки? А для чего они нужны? (Ответы детей). Ну-ка, расскажите… (Надо следить, чтобы рассказывали по очереди и правильно, можно поправить). Что-то я не услышала, как вы говорите, а стихотворения вы знаете? Расскажите (Рассказывают не все, три-четыре).
К. – Ну вы молодцы, порадовали меня. За это я даю вам эту веревочку, она приведет вас туда, куда вам надо. Прощайте.
Дети идут в спальню, держась за веревку, она приводит к озеру. В озере рыбка – королева. Она очень печальная и грустная.
Р. – Здравствуйте, кто вы и зачем сюда явились за леса и за моря? (Ответы). А мне очень грустно и скучно. Потому что все мои рыбки уплыли кто куда, а теперь не могут обратно приплыть, потому что большое озеро высохло, остались мелкие озерца. Было их вот столько (10).
В. – Ребята, ну что делать будем, как рыбок обратно переправим?
Дети строят ручейки – переправы, и рыбки плывут к королеве. ( Ручейки разного размера: длинные и короткие, нужно подобрать по длине). Затем считают рыбок порядковым счетом и ставят карточки.
Р. – Я очень рада, спасибо вам. У меня вот здесь под бережком есть стрелка, от нее нужно вести отсчет. Прощайте.
В. – Давайте смотреть, что за отсчет по карте.
Дети делают три шага прямо, пять шагов налево, шесть шагов направо и видят еще одну стрелку, она показывает на клад. В коробке лежит большая упакованная шоколадка.
часть
В. – Вот так клад! Что же будем с ним делать? (Ответы детей). Как делить? (Поровну всем). Сколько частей надо на всех? (Дети считают, сколько их – столько и частей). А где же будем делить: здесь за лесами и морями или вернемся в детский сад? (Ответы детей)
Все вернулись в детский сад, вымыли руки и поделили шоколад на части для всех.
В. – Ребята, что же сегодня с нами произошло? (Ответы детей). Что вам понравилось больше всего? (Ответы Детей). Что бы вы хотели изменить или сделать еще раз? (Ответы). Я вами очень горжусь, у нас все получилось! Молодцы!