Петриенко Татьяна
Исследовательский проект «Волшебство красок»
▼ Скачать + Заказать документы
КРАСНОЯРСКАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ
ДЕТСКО-МОЛОДЕЖНАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
«НАУЧНОЕ ОБЩЕСТВО УЧАЩИХСЯ»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 8» (филиал)
Исследовательский проект : краски
Тема: Волшебство красок
Выполнили: уч-ся 4 кл. МБОУ «Школа №8» (филиал)
Савченко Анна Михайловна
Петриенко Виктория Павловна
Руководитель: Классный руководитель
Публикация «Исследовательский проект „Волшебство красок“» размещена в разделах
МБОУ «Школа № 8» (филиал)
Петриенко Татьяна Сергеевна
Ачинск, 2020
Оглавление
I. Введение …с. 3-4
II.Основная часть… с. 5
2.1. История возникновения красок.. …с. 5
2.2. Процесс приготовления красок… с. 6-7
2.3. Получение красок в домашних условиях. Эксперименты.. с. 7-9
III. Заключение…с. 10
IV.Список литературы …с. 11
V. Приложение… с. 12
I. ВВЕДЕНИЕ
Тема моей исследовательской работы – «Волшебные краски».
Задумывались ли вы когда – нибудь о роли красок в нашей жизни? Чаще всего, мы их даже не замечаем – наши игрушки, книги, стены нашего дома и все, что нас окружает, имеет свой цвет. Без красок наш мир был бы серым, поэтому человек всегда стремился найти способ разукрасить его.
Я люблю рисовать, и чаще всего я рисую гуашевыми и акварельными красками. Однажды вечером, когда я рисовала, у меня закончились краски. Магазин был уже закрыт. А мне так хотелось закончить свой рисунок!
Мне захотелось узнать, чем рисовали в старину? Из чего делали краски? Смогу ли я сама изготовить краски в домашних условиях?
Я выдвинула гипотезу:
предположим, в домашних условиях можно изготовить экологически чистые краски и нарисовать ими рисунок.
Цель исследования : изучить и описать способы изготовления красок в домашних условиях.
Задачи исследования :
1. Узнать историю возникновения красок и их виды.
2. Определить рецепт для изготовления безвредных красок.
3. Выполнить рисунки «домашними» красками.
Объект исследования : краски.
Предмет исследования : процесс изготовления в домашних условиях.
Методы исследования :
Изучение и анализ научной литературы
Беседы с учениками, родителями
Наблюдение
Эксперимент
Я читала книжки, подбирала материал в сети «Интернет», беседовала с родителями, учителями. В результате проделанной работы узнала много нового, интересного и хочу поделиться собранной информацией со всеми присутствующими.
II.Основная часть
2.1. История возникновения красок
Из научно - популярной литературы я узнала, что появление красок и рисование, относится к доисторическим временам. Пещерные жители рисовали на камнях и скалах то, что их окружало: бегущих животных и охотников с копьями. Первобытные художники отыскивали материал для красок прямо под ногами. Самой первой краской была глина. А глины, бывают разные — жёлтые, красные, зеленоватые, белые. Чёрный цвет давала копоть, сажа. Они замешивали свои краски (древесный уголь, глину) на животном жире, чтобы они лучше держались на камне. Приложение № 1
Уже в Древнем Египте люди научились изготавливать очень яркие и чистые краски. Цветные рисунки древних египтян дошли до нашего времени, и многие краски до сих пор не потеряли своей сочности и яркости. Краски древние египтяне приготовляли из минералов. Белая краска добывалась из известняка, чёрная - из сажи, зелёная - из тертого малахита, красная - из красной охры, синяя - из кобальта, жёлтая - из жёлтой охры.
Средневековые художники готовили краски сами для себя, смешивая порошки красителей и жиры. Но такие краски нельзя было хранить дольше одного дня, так как при контакте с воздухом они портились и затвердевали. Некоторые были даже ядовиты, например, красная киноварь из ртути.
В России историю красок изучают по иконам. Наиболее ранними красками в иконописном и рукописном деле XI - XIII веках были различные охры и сажи — «чернило копчёное», голубая лазурь и киноварь, зелёные яри, получаемые из меди, белила, которые готовили из свинца, «творёное» золото.
Краски из природных пигментов были не только разнообразных оттенков, но и удивительной прочности.
Словом, у каждой из красок, которыми сегодня пользуются и взрослые и маленькие художники, есть своя длинная и удивительная история.
2.2 Процесс приготовления красок
Сами краски состоят из двух компонентов: пигмента (краситель) и связующего вещества. Пигментом называют сухое красящее вещество. Сухой краситель не может держаться на холсте, поэтому нужно связующее вещество, которое склеивает, связывает частички сухого красителя в краску. Например, чёрный пигмент получали из древесного угля, красный и жёлтый - из глины, белый – из мела и т. д. Пигмент очень похож на цветную «муку». Чтобы из пигмента приготовить хорошую краску, исходное вещество - мел, уголь, глину – нужно было тщательно растереть: чем мельче «мука», тем лучше краска.
Названия свои - масляные, акварельные – краски получают от названия различных связывающих их веществ. Добавили в пигмент слабый растительный клей или мёд – и получилась акварель – нежная, прозрачная краска. Краску эту разводят водой - отсюда и название, ведь «аква» – по латыни «вода». А если в пигмент добавить непрозрачные белила (белую краску) и клей – получится гуашь, краска, которая образует плотную поверхность. Очень прочная краска получится, если пигмент смешать с яйцом. На основе растительных масел готовят масляные краски. Приложение № 2.
В настоящее время почти все краски делают в лабораториях и на заводах из химических веществ.
Я решила попробовать сделать экологически чистые краски в домашних условиях. Сырье нужно измельчить. Старинные художники растирали порошок в ступке пестиком. Полученный порошок и есть пигмент. Затем пигмент нужно смешать со связующим веществом. В качестве связующего вещества можно использовать воду, масло, яйцо. И добавить немного мёда или клея для лучшего закрепления на бумаге. Краску нужно хорошо промешать, чтобы не было комочков и можно использовать для рисования.
Выяснив состав красок, узнав о том, как их готовят, я поняла, что смогу сделать некоторые краски сама.
2.3. Получение красок в домашних условиях
Описание экспериментов:
Эксперимент № 1
Я взяла уголь.
2. Измельчила уголь в порошок в ступке пестиком.
3. Просеяла порошок.
4. Смешала уголь с клеем ПВА.
Уголь плохо смешивался с водой и на бумаге эту краску почти не видно. Но когда я уголь смешала с клеем, то получила красивый ровный чёрный цвет, который хорошо ложился на бумагу. Чёрный цвет практически не отличишь от чёрного цвета акварели.
Также я попробовала активированный уголь смешать с мёдом и нарисовать рисунок.
Вывод: Цвет получился светлее (серый) и рисунок долго высыхал.
Эксперимент № 2
Я попробовала создать краски других цветов.
Взяла различную ягоду - жимолость, клюкву, бруснику.
2. Выдавила в разные стаканчики сок.
3. Смешала сок с мёдом.
4. Нарисовала красивые и нежные цветы.
Вывод: Краска из ягод с добавлением мёда, хорошо ложилась на бумагу, но цвета получались более тусклыми, чем у акварели.
Эксперимент № 3
1. Я взяла пакетик кофе.
2. Смешала кофе с водой.
Вывод: кофе с водой смешались однородно, дали коричневый цвет. Краска хорошо ложилась на бумагу. Рисовать было удобно.
Эксперимент № 4
1. Я взяла глину
2. Смешала глину с подсолнечным маслом.
Глина с маслом смешалась однородно, дала коричневый цвет, краска хорошо ложилась на бумагу, но после высыхания вокруг рисунка образовалось жирное пятно.
Вывод: Создать масленую краску ближе к натуральному не удалось, потому что эта краска требует более сложного изготовления.
Создание темперных красок
Темперная живопись берет свое начало в глубокой древности. Именно эту технику использовали для создания икон. Секрет удивительной прочности и долговечности темперы заключается в том, что в качестве связующего здесь использовали обычное куриное яйцо. На холсте или стене такая краска может держаться веками, однако в баночке она очень быстро портилась, поэтому готовить ее приходилось практически ежедневно.
Эксперимент № 5
Я измельчила мел в порошок.
2. Смешала мел с яйцом до однородной массы.
Вывод: Мел с яйцом хорошо смешался. Рисунок при высыхании не растрескался и не обсыпался. Рисунок оказался самым прочным.
III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теперь я знаю, из чего состоят краски. Приготовить некоторые краски можно в домашних условиях. Полученные краски отличались по качествам и по консистенции, они имеют преимущества и недостатки.
ВЫВОД
Преимущество - экологически чистые, бесплатные, имеют естественные цвета.
Недостатки - трудоемкие, нет ярких цветов и их неудобно хранить.
Итак, чтобы приготовить такие краски, как у нас, нужно смешать пигмент (мел, уголь, глину, ягоду) со связующим веществом (масло, яйцо, вода, клей, мёд).
Выдвинутая гипотеза подтвердилась.
Используемая литература:
1. Алексеева В. В., Что такое искусство?. – М. : Советский художник, 2019.
2. Гитова И. М. Вещества и материалы в руках художника. М., 2017.
3. Кукушкин Ю. Н. Химия вокруг нас. : Дрофа, 2015.
4. Петров В. Мир искусства: Художественное объединение XX. – М. : Аврора, 2018.
5. Энциклопедия для детей: Искусство. Часть 2. – М. : Аванта+, 2019
6. Социальная сеть работников образования nsportal.ru