Тамара Моисеева
Исследовательский проект «Волшебный мир чувашского костюма»
▼ Скачать + Заказать документы
«Волшебный мир чувашского костюма»
Участники: дети подготовительной к школе группы.
Руководитель проекта воспитатель : Моисеева Т. К.
Актуальность:
Публикация «Исследовательский проект „Волшебный мир чувашского костюма“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Маски, костюмированные развлечения, уголки ряжения
- Проекты, проектная деятельность
- Чувашия. Чувашская Республика
- Чувашские народные узоры, костюм
- Темочки
Национальная одежда -- это своеобразная книга, научившись читать которую можно много узнать о традициях, обычаях и истории своего народа. Одежда изготавливалась долго и трудно, но в тоже время по ней судили о вкусе и умению мастерицы.
Одежда чувашей могла много рассказать о своем владельце; откуда родом, какого возраста, по какому случаю одет, богат или беден.
Именно сейчас, как никогда раньше, важно востанавливать полузабытое пытаясь связать прерванную нить поколений. В процессе знакомства детей с чувашским народным костюмом, уделять внимание духовному воспитанию, формируя творчески развитую личность, повышать уровень познавательных способностей детей, развивать воображение. Формировать навыки и умения создания одежды кукол для игры, так и как продукта творческой деятельности.
В ходе проекта дети узнают новые понятия, названия одежды, головных уборов, элементы узоров, тем самым пополняют свой активный словарь, значит, развивают речевые умения, навыки, а вместе с ним личность в целом.
.
Цель проекта :
Изучить традиции и обычаи своего народа, выяснить как
Отражается на национальной одежде.
-Приобщение к творчеству через народное искусство;
-проявление уважительного, бережного отношения к культурному наследию;
-формирование художественно творческой активности в процессе собственной практической работы;
-развитие умения получать информацию и самостоятельно ориентироваться в ней;
-формирование умения применять полученные сведения для решения познавательных и практических задач;
-развитие художественных способностей;
-воспитание любви к традиционному народному искусству.
Задачи проекта :
-Познакомить с особенностями народного чувашского костюма;
-изучить составные части женского чувашского костюма;
-выяснить особенности и научиться понимать отличительные знаки народного костюма;
-изготовить чувашский национальный костюм;
-формировать предпосылки к поисковой деятельности;
-развивать интеллектуальную инициативу, творческих и познавательных способностей;
-обогащать словарный запас;
-развивать мелкую моторику рук.
Направления работы:
В ходе работы по проекту дети занимаются изучением вопросов:
- развитие чувашского народного костюма;
- изучение женского костюма;
- изготовление чувашского народного костюма для куклы.
Паспорт проектной работы :
Возраст детей, на которых рассчитан проект : 6-й год жизни.
Направленность развития детей, в рамках которого проводится работа по проекту : интегрированное ( разные виды детской деятельности: поисково-познавательная, речевая, изобразительная, игровая, театрализованная, физическая, трудовая).
Участники проекта : дети, воспитатель группы, родители.
Тип проекта : исследовательский, групповой.
Форма проведения: занятия, экскурсии, походы, экспериментальная деятельность, игры, развлечения.
Продолжительность: долгосрочный (с сентября по май).
Форма защиты: картотека опытов с водой, открытие экологического музея «Вода в природе и в жизни человека».
Реализация проекта через разные виды деятельности:
Этапы Содержание деятельности
детей на различных
этапах проекта Виды деятельности
Поисковый Познавательная деятельность
Игровая деятельность
Беседа: «Национальности нашего
края», «Я – чуваш».
Экскурсии: в местную библиотеку,
в краеведческий музей.
Дидактическая игра: «Бабушкин сундучок»
Аналитический Познавательная
деятельность
Игровая деятельность
Развитие речи Беседа: «Узоры земли Чувашской»,
«Национальный костюм чувашского
народа», «Состав женского национального
костюма».
Сюжетно-ролевая игра «Тухья тахан».
Дидактическая игра «Прочти знак»,
«Подбери узор».
Пальчиковая игра: «Моя семья»
Копилка пословиц, чтение легенд о
девочке Масмак, о Улыпе, о трех солнцах.
Практический Продуктивная деятельность
Художественное творчество Аппликация головного убора «Хушпу»,
«Три солнца на сурпане».
Рисование: «Национальный костюм».
Вышивание: орнаментов на фартуке для
кукольного костюма, бисером для
головного убора (масмак).
Обработка рукавов и воротника красными
нитями.
Пришивание тесьмы к фартуку.
Заключительный Праздник Праздник чувашского костюма
Ход работы.
Учитывая, что первое прикосновение к произведению народного искусства должно быть впечатляющим и что работу по формированию опыта художественного восприятия нужно начинать с того, что может непосредственно радовать, доставлять наслаждение, первое занятие в образовательном цикле представляло собой «Узоры земли Чувашской» он включал следующие мероприятия: заочное путешествие (презентация воспитателя, беседы, экскурсия в краеведческий музей. Дети на этом этапе имели возможность убедиться в том, что у каждого народа свои удивительно красивые игры и своеобразный костюм, расшитый особенными узорами.
Продолжая знакомство, дети приходят к пониманию того, что цвета в народном орнаменте раскрывают определенное содержание. С этой целью выделялись отдельные элементы и знакомство со смысловым назначением чувашского узора : ломаная (горизонтальная или вертикальная) вода-шыв, прямая горизонтальная линия-земля-сер и другие. Провели дидактические игры «Подбери узор», «Прочти знак».
Расширяя знания об орнаменте на одежде, рассматривали головные уборы- масмак. сурпан, хушпу, знакомились с «узором письма» на них, пробовали их читать, примеряли головные уборы, изготовляли закладки, выполнялась аппликация головного убора.
После того как ребенок научится «читать» чувашские узоры, он по своему желанию может придумать картину из его элементов. Дети с удовольствием составляли наряд чувашской национальной одежды.
На заключительном этапе выполняется работа по изготовлению чувашского народного костюма для куклы.
Материалы и инструменты:
-белая х\б ткань;
-нити красного и белого цвета;
-разноцветный бисер, монеты.
-ножницы.
Изготовление костюма.
Раскрой платья и фартука.
Обработка рукавов и воротника красными нитями.
Пришивание тесьмы к фартуку.
Прикрепление украшения к ленте - повязке на голову.
Для закрепления изученного материала было проведено открытое мероприятие под названием «Волшебный мир чувашского костюма», где одна из родителей была одета в чувашский национальный костюм. На празднике дети водили хоровод, рассказывали стихи на чувашском языке.
Глядя на народные костюмы, представляю, будто кто-то собрал краски с цветущих лугов, с синих рек, с огненных закатов и поместил их на одежду. Всё в костюме напоминает о красоте родной земли, рождает ощущение
праздника в душе!
ЛИТЕРАТУРА:
1. Чувашское узорное ткачество : Книга- альбом/ В. А. Минеева. - Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 2008.-182 с.
2. Николаев, В. В. Чувашский костюм от древности до современности/ В. В. Николаев. - М. ; Оренбург, 2002,- 400 с. :ил.
3. Делаем куклы. Пер. с ит. Т. Н. Григорьевой, издательство «Ниола-Пресс», 2006г.
4. Низов,Л. Н. Изучение мифов по чувашским орнаментам/Л. Н. Низов// Начальная школа. - 2008.-№6-с. 65-67; рис. -(Воспитание и обучение).
5. Сергеева,Е. И. Учитесь вышивать по- чувашски. / Сергеева Е. И. - Чебоксары; Новое время, 2007.-