Людмила Карабутова
Исследовательский проект «Вот она какая — вода» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
В природе путешествует вода,
Она не исчезает никогда:
То в снег превратится, то в лёд,
Растает — и снова в поход!
По горным вершинам,
Широким долинам,
Вдруг в небо взовьётся,
Дождём обернётся.
Вокруг оглянитесь,
В природу вглядитесь…
Вас окружает везде и всегда
Эта волшебница — наша вода!
Тема проекта : «Вот она какая – вода!»
Актуальность:
Публикация «Исследовательский проект „Вот она какая — вода“ в старшей группе» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Проекты
- Исследовательская деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Проект направлен на закрепление и углубление знаний детей о том, что вода необходима для всего живого. Детям необходимо прививать навыки экологически грамотного отношения в быту, научить бережно и экономно относиться к воде. Обратить внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного, интересного. Всё это подчеркивает актуальность данного проекта.
Реализация проекта «Вода» осуществляется в процессе организации совместной деятельности взрослого и детей. Опытно – экспериментальная деятельность проходит в форме партнёрства взрослого и ребёнка, что способствует развитию у ребёнка познавательной активности, самостоятельности, уверенности в собственных силах, умению доводить начатое дело до конца и делать правильные выводы.
Детям необходимо прививать навыки экологически грамотного отношения в быту, научить бережно и экономно относиться к воде. На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе, а в частности – к воде – стали залогом выживания на нашей планете. И именно в дошкольном возрасте создаются предпосылки для формирования бережного отношения, заботы, любви к природе, а в контексте нашей темы – и воде. Дети имеют недостаточное представление о свойствах воды, её превращениях, об использовании воды в жизнедеятельности человека. В процессе реализации проекта они не только пополнят свои знания, но научатся ставить свои цели и находить пути их достижения. Всё это подчеркивает актуальность нашего проекта.
Цель проекта : Расширить и уточнить представления детей о свойствах воды, её качестве через опытно-экспериментальную деятельность, сформировать у детей знания о значении воды в жизни всего живого на земле и бережного отношения к воде, как важному природному ресурсу.
Задачи проекта :
Обучающие:
• расширять представления детей о свойствах воды и её переходах из одного состояниях в другое посредством организации опытно-экспериментальной деятельности;
• формировать представления детей о круговороте воды в природе;
• расширять представления детей о воде, как среде обитания растений, животных, человека.
• познакомить с видами использования воды в процессе жизнедеятельности человека;
• дать детям представления о некоторых видах природных водоёмов и их обитателях.
Развивающие:
• развивать наблюдательность, любознательность, познавательную активность, логическое мышление, самостоятельность, инициативность детей, умение работать в группе;
• развивать умение формулировать проблему, анализировать ситуации, планировать эксперимент, продумывать ход деятельности для получения желаемого результата, делать выводы на основе практического опыта,
• развивать речь, активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме проекта, развивать связную речь, умение рассуждать.
Воспитательные:
• воспитывать бережное отношение к воде;
• воспитывать чувство взаимопомощи, аккуратности при проведении опытов.
Гипотеза: Если бы не было воды, то не было бы жизни на земле.
Участники проекта :
• дети группы «Ручеёк»;
• родители воспитанников;
• воспитатель группы.
Тип проекта :
• познавательно – исследовательский, групповой, среднесрочный.
Взаимодействие с родителями:
• привлечение родителей к созданию познавательно-развивающей среды в группе;
• домашняя работа по поиску информации и иллюстративного материала;
• предложить выучить с ребёнком стихотворения о воде, снеге;
• оформление наглядной информации в родительском уголке.
Предварительная работа:
• Выявление уровня знаний детей по теме проекта.
• Беседа с родителями детей о целях проекта, их роли в успешном осуществлении проекта.
• Изучение методической литературы по теме проекта.
Вопросы, ответы на которые мы будем искать:
• Кому нужна вода?
• Кто живёт в воде?
• В каком состоянии бывает вода?
• Какие бывают водоёмы?
• Круговорот воды в природе.
• Для чего человек использует воду?
• Как вода попадает в наш дом?
• Какую воду мы используем для питья и приготовления пищи?
• Где можно взять чистую воду?
• Как можно получить чистую воду?
• Почему вода в водоёмах не заканчивается?
• Почему надо беречь воду?
Формы работы с детьми:
• наблюдения за явлениями природы и живыми объектами;
• эксперименты;
• организованная деятельность;
• беседы с рассматриванием картинок;
• чтение художественной литературы;
• тематические прогулки;
• продуктивная деятельность;
• просмотр презентаций;
• трудовая деятельность.
Предполагаемый результат:
• развить интерес, любознательность, наблюдательность, познавательные умения дошкольников через экспериментальную деятельность;
• расширить и углубить знания и представления детей о воде, её свойствах, состоянии;
• способствовать формированию представлений о воде, как среде обитания всего живого мира (человека, животных, птиц, рыб, растений);
• сформировать представления, что вода – это бесценный дар, который нужно бережно сохранять; научиться бережно относиться к воде и экономить её.
Этапы реализации проекта.
I Подготовительный этап:
• Постановка цели.
• Подбор программно-методического обеспечения. За основу была принята Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой; парциальная программа Натальи Рыжовой «Наш дом – природа»; использовалась книга Марины Султановой «Простые опыты с водой».
• Обсуждение мероприятий проекта с детьми.
• Разработка плана мероприятий совместной работы родителей и педагогов.
• Разработка комплекса мероприятий по реализации проекта.
• Определение направлений поисковой и практической деятельности.
• Разработка конспектов занятий.
II Основной этап:
• Проведение мероприятий по осуществлению проекта.
III Заключительный этап:
• Анализ детской деятельности.
• Выводы по результатам работы с детьми.
• Рекомендации к дальнейшей работе.
• Презентация плаката «Кому нужна вода».
• Презентация проекта «Вот она какая, вода!»
Содержание работы в процессе реализации проекта.
Вид деятельности
Формы и методы работы
Непосредственно образовательная деятельность «Волшебница вода».
«Путешествие капельки».
«Вода вокруг нас».
Презентации: «Волшебница вода», «Путешествие капельки», «Морские обитатели».
Игровая деятельность «Ходят капельки по кругу».
«Ручеёк».
«Караси и щука».
«Твёрдое, жидкое».
«Животные водоёмов».
«Солнышко и дождик».
Познавательно-исследовательская деятельность.
Состояния воды.
Свойства воды;
Что растворяется в воде?
В какой воде легче плавать?
Как растения пьют воду?
Изготовление цветного льда.
Что получится, если поливать снег (лёд) горячей водой и почему?
Чтение детям художественной литературы Э. Мошковская «Капля и море».
Н. А. Рыжова «Жила – была Река»,
«Как люди речку обидели».
С. Добрицкая «Рассказ о круговороте воды в природе».
К. И. Чуковский «Федорино горе»,
«Мойдодыр».
Рассматривание энциклопедии «Жизнь в пресной воде», «Водоёмы».
Продуктивная деятельность.
Рисование: «Я рисую море»;
«Морские животные».
Изготовление плаката на тему «Кому нужна вода».
Лепка «Морское царство».
Обрывная аппликация «Радужная рыбка».
Трудовая деятельность.
Кормление аквариумных рыбок.
Полив растений.
Мытьё игрушек.
Беседы
Беседы:
«Кто живёт в воде?»;
«Какие бывают водоёмы?»;
«Зачем человеку вода?»;
«Как беречь воду».
Наблюдения
Наблюдения за природными явлениями, связанными с водой: дождь, роса, туман, снег, облака, тучи, небо.
Наблюдения за аквариумными рыбками.
Наблюдения за птицами на участке.
Взаимодействие с родителями. Консультация по теме: «Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».
Консультация по теме: «Методы закаливания».
Показать детям в домашних условиях, что для стирки белья, приготовления пищи, уборки квартиры, купания людей, поливки комнатных растений нужна вода.
Результативность проекта :
• Сформированы представления о некоторых природных объектах, явлениях, закономерностях.
• Сформированы представления о том, что вода имеет три состояния : это жидкое, газообразное и твёрдое.
• Сформированы представления детей о том, что вода необходима для всего живого на Земле.
• Привиты навыки экологически грамотного поведения в природе и в быту.
• Повысилась воспитательная компетентность родителей в познавательно-исследовательской деятельности дошкольников.
Список используемой литературы:
1. Виноградова Н. Ф. «Рассказы – загадки о природе: книга для детей 5- 6 лет / Н. Ф. Виноградова. – 2-е изд. дораб. – М. : Вентана – Граф, 2012.
2. Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию: Средняя, старшая, подготовительная группы. – М. : ВАКО, 2008.
3. Дыбина О. В., Поддъяков Н. Н., Рахманова Н. П., «Ребёнок в мире поиска» Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста / Под ред. О, В. Дыбиной. – М. : ТЦ Сфера, 2009.
4. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Неизведанное рядом» : Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. О. В. Дыбиной. – 2-е изд., испр. – М. : ТЦ Сфера, 2011.
5. А. И. Иванова «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду» : Пособие для работников дошкольных учреждений. – М. : ТЦ Сфера, 2003.
6. С. Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве». Москва «Просвещение», 2005.
7. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» : Методическое пособие. – СПб. : Детство – Пресс, 2011.
8. Шорыгина Т. А. «Беседы о воде в природе» Методические рекомендации. – М., ТЦ Сфера, 2013.
9. Т. Шорыгина. Превращения воды. - М., ТЦ Сфера, 2011.