Татьяна Потапова
Познавательный исследовательский проект «Волшебница вода»
▼ Скачать + Заказать документы
Вид проекта : Познавательный, исследовательский
Продолжительность: Долгосрочный (полугодовой)
Участники проекта : Дети старшей группы 5-6 лет, воспитатели, родители
Без воды нельзя прожить.
Не умыться, не напиться без воды.
Листику не распуститься без воды.
Без воды прожить не могут
Птица, зверь и человек.
И поэтому всегда
Всем везде нужна вода.
Публикация «Познавательный исследовательский проект „Волшебница вода“» размещена в разделах
Проблема: Недостаточно сформированы представления детей о воде, её свойствах, значении в жизни всего живого, о круговороте воды в природе. Некоторые родители не прививали своему ребёнку навыка бережного отношения к воде, как к водному ресурсу в быту и на природе.
Причины:
Мало уделяется внимание родителей к проблеме экологического воспитания, исследовательской деятельности детей, чтению научной литературы для детей, наблюдениям в природе и быту. Недостаточно материалов для работы с детьми в детском саду по данной проблеме.
Актуальность: Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности.
Экспериментирование как специально-организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.)
Развитие способности детей экспериментировать представляет собой определенную систему, в которую включены демонстрационные опыты, осуществляемые педагогом в специально организованных видах деятельности, наблюдения, лабораторные работы, выполняемые детьми самостоятельно в пространственно-предметной среде группы.
Как показывает практика, знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты.
Экспериментирование оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья (за счет повышения общего уровня двигательной активности).
Поведя диагностику, мы выявили, что детям интересна эта тема, они хотят знать больше и помочь в этом должны мы воспитатели вместе с родителями.
Что мы знаем о воде? Что хотим узнать? Как мы можем это узнать?
Воду можно пить
Вода есть в реке, море, в кране
В воде живут рыбы
Дождь – это вода
Мы купаемся в воде
Поливаем растения водой Какая вода?
Откуда она берется?
Что будет, если вода исчезнет?
Воды много?
Почему её надо беречь?
Что такое «круговорот воды в природе?» Спросить у родителей
Спросить у воспитателей
Поискать в книгах
Поискать в интернете с родителями
Провести опыты
Цель:
Формировать у детей представления о природном объекте – воде, о значении воды в природе через исследование свойств воды и установление причинно-следственных связей; формирование экологической культуры личности.
Задачи:
Воспитательные: Воспитывать интерес к явлениям в природе, формировать осознанное бережное отношение к воде как важному природному ресурсу, экономному ее использованию, закладывать основы экологической культуры личности.
Воспитывать любознательность, доброжелательное взаимодействие детей друг с другом.
Обогатить запас знаний родителей о роли экспериментирования на развитие мыслительных процессов, творческих способностей, на формирование трудовых навыков дошкольников.
Развивающие: Развивать наблюдательность, интерес к познавательно-исследовательской деятельности, эмоционально – эстетические чувства, самостоятельность, активность, инициативность. Развивать умение работать в группе;
Обучающие: Продолжать знакомить детей с самым важным компонентом природы – водой, без которой невозможна жизнь на планете Земля.
Формировать представления о свойствах воды, о состояниях воды. Расширять представления о роли воды в жизни растений, животных, человека и ее влиянии на здоровье. Расширять и уточнять представление о некоторых видах опасных для окружающего мира природы ситуаций (загрязнение воды) и поведения (закрывать кран после пользования водой, не мусорить вблизи водоемов, выкидывать мусор в контейнеры, а не ставить рядом).
Формировать умение устанавливать причинно-следственные, пространственные и временные связи между предметами и явлениями.
В соответствии с ФГОС проект опирается на научные принципы:
- принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребёнка. Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребёнка в зоне ближайшего развития.
- сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости;
- единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
- принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
- решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
- построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
- уважение к личности ребёнка со стороны всех участников образовательного процесса.
Предполагаемый результат:
• Воспитание у детей бережного отношения к объектам окружающего мира, умения видеть красоту окружающего мира.
• Формирование представлений о некоторых природных объектах, явлениях, закономерностях; привитие навыков экологически грамотного поведения в природе и в быту.
• Умения прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде; желания предпринимать определенные действия по ее сохранению и улучшению.
• Обогащение словаря, развитие наблюдательности, любознательности, интереса к познавательной деятельности.
• Формирование у детей умения ставить проблему, находить пути решения, планировать, самостоятельно работать с информацией, быть ответственным партнером, уважать мнение собеседника.
• Появление стимула для работы и познания с удовольствием, с желанием; формирование у детей опытно – исследовательских навыков.
• Повысить компетентность родителей в экологическом образовании дошкольников.
Виды деятельности:
-игровая
-речевая
-поисково-исследовательская (опытническая)
-продуктивная
-ознакомление с окружающим (наблюдение)
-ознакомление с художественной литературой
Формы организации проекта :
-опыты
-беседы
-познавательные занятия
-наблюдения
-дидактические и подвижные игры
Работа с родителями:
- консультирование о проведении экспериментов в детском саду
- помощь в организации (подготовке необходимого оборудования, материалов)
- участие в выставках, конкурсах
Взаимодействие с педагогами:
- составление конспектов для работы с детьми старшего дошкольного возраста
Продукты проекта :
-создание лаборатории
-газета «Природа – наш дом, не мусори в нем!»
-памятки «Берегите воду!»
-альбом «Мир воды»
-альбом «Энциклопедия морских животных в картинках»
-лэпбук «Вода»
-папка – передвижка «Эксперименты в группе»
-создание коллажа «Круговорот воды в природе»
-картотека опытов «Вода – объект неживой природы»
-картотека игр
-картотека художественной литературы
-картотека музыкальных произведений
-изготовление панно «Кому нужна вода?»
-создание мини-коллекции из морских камешков, ракушек, песка
-выставка детских работ
-презентация «Волшебница Вода!»
Список используемой литературы:
1. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» : Методическое пособие. – СПб. : ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2011.
2. А. И. Иванова «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду» : Пособие для работников дошкольных учреждений. – М. : ТЦ Сфера, 2003.
3. Коломина Н. В. «Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий. – М. : ТЦ Сфера, 2004.
4. Дыбина О. В., Поддъяков Н. Н., Рахманова Н. П., «Ребенок в мире поиска» : Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста / Под ред. О, В. Дыбиной. – М. : ТЦ Сфера, 2009.
5. Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию: Средняя, старшая, подготовительная группы. – М. : ВАКО, 2008.
6. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Неизведанное рядом» : Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. О. В. Дыбиной. – 2-е изд., испр. – М. : ТЦ Сфера, 2011.
7. Барышникова Г. Б. «Наша зеленая планета». Познавательные игры, конкурсы и праздники для начальной школы. /Г. Б. Барышникова; худож. С. В. Павлычева – Ярославль: Академия развития, 2007.
8. Скорлупова О. А. «Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Вода». – М., ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2005.
9. Шорыгина Т. А. «Беседы о воде в природе» Методические рекомендации. – М., ТЦ Сфера, 2013.
10. С. Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве». Москва «Просвещение», 2005.
11. Журнал «Дошкольное воспитание» № 7 2004, №7 2005
12. Журнал «Ребенок в детском саду» №3 2006
13. Н. Н. Авдеева, Г. Б. Степанова «Жизнь вокруг нас» Ярославль. – 2003.
14. Виноградова Н. Ф. «Рассказы – загадки о природе: книга для детей 5- 6 лет / Н. Ф. Виноградова. – 2-е изд. дораб. – М. : Вентана – Граф, 2012.
15. Т. М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми» Воронеж 2004г.
16. Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях: информационно-методические материалы, экологизация развивающей среды детского сада, разработки занятий по разделу» Мир природы», утренники, викторины, игры-2-е изд., стереотип. /авт. -сост. О. Ф. Горбатенко. -Волгоград:Учитель,2008.-286с.
17. Мир природы и ребенок (методичка экологического воспитания) под ред. Л. М. Маневцевой, П. Г. Саморуковой. -СПб. :АКЦИДЕНТ,1998.-319
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап Основной этап Заключительный этап
формулировка проблемы разработка перспективного плана работы познавательного цикла презентация проекта «Волшебница Вода»
постановка цели и задач проекта подготовка информации для родителей:
- папка – передвижка
«Эксперименты в группе»
- памятка «Берегите воду!»
-картотека игр, опытов с водой -коллаж «Круговорот воды
в природе»
-выставка детских работ
-лэпбук «Вода»
-итоговое мероприятие
определение актуальности, значимости проекта проведение бесед с детьми анализ результатов проекта
изучение и подбор методической литературы по теме проекта ознакомление с художественной литературой (различные жанры) обсуждение прочитанного
определение форм и методов работы проведение опытов и экспериментов с водой
диагностика детей прослушивание музыкальных произведений, слушание звуков воды, обсуждение услышанного
пополнение развивающей среды для реализации проекта :
-художественной литературы (рассказы, стихи, загадки и т. д.)
-энциклопедий, схем, карт, картин, иллюстраций, глобус
-организация лаборатории для экспериментирования и опытов
-составление картотек игр, наблюдений, опытов
-привлечение родителей в проектную деятельность
рассматривание иллюстраций, картин, рисунков, схем, карт, глобуса
наблюдения в природе, на прогулке, в уголке природы
проведение подвижных, пальчиковых, дидактических игр, физкультминуток по теме
продуктивная деятельность (аппликация, лепка, рисование, оригами, конструирование, постройки из снега на участке)
составление кроссвордов, ребусов, загадок
Перспективный план работы:
недели образовательные области содержание участники
17.10-20.10 подготовительный этап изучение методической литературы, постановка целей, задач проекта воспитатели
23.10-27.10 подготовительный этап диагностика детей, пополнение развивающей среды воспитатели, родители, дети
30.10-03.11 основной этап
-«познавательное развитие»
-«физическое развитие» Беседа №1 «Вода вокруг нас» рассматривание глобуса, картин с изображением водоемов
Беседа №2 «Вода вокруг нас» -
«Зачем человеку вода»
Чтение сказки «Мойдодыр»
К. И. Чуковский
Подвижные игры: «Ручеёк»,
Наблюдения на прогулке за водой (лужами, дождем)
Физкультминутка «Дождик» воспитатели, дети, родители
06.11-10.11 -«познавательное развитие»
-«физическое развитие»
-«художественно-эстетическое развитие»
-«речевое развитие» Опыт №1 «Вода прозрачная»
Опыт№2 «Вода без цвета, вкуса и запаха»
Наблюдения на прогулке за облаками, туманом
Отгадывание загадок о природных явлениях
Подвижные игры: «Пройди через реку по мостику»
Пальчиковые игры: «Дождик» воспитатели, дети, родители
13.11-
17.11 -«познавательное развитие»
-«физическое развитие»
-«художественно-эстетическое развитие»
-«речевое рразвитие»
Прослушивание аудиозаписей из цикла «Звуки природы» - «Звонкий ручей» «Шум моря», песенка «Вода буль-буль»
Релаксация под звуки воды
Отгадывание загадок о ручье, роднике, озере, море.
Чтение стихотворений «Сколько знаю я дождей» А. Тараскин, «Ручеёк» Т. Жиброва
Чтение и разучивание закличек, пословиц, поговорок о воде.
Подвижная игра: «Море волнуется раз…» воспитатели, дети
20.11-24.11 -«познавательное развитие»
-«физическое развитие»
-«художественно-эстетическое развитие»
-«речевое развитие» Опыт №3 «Вода жидкая, вода не имеет формы, вода двигается)
Беседа №3 «Путешествие капельки» «Пар» (рассматривание схемы круговорот воды в природе)
Наблюдение за испарением (миска воды на подоконнике)
Наблюдения на прогулке за водой (лужи, лед, иней)
Подвижные игры: «Ходят капельки по кругу»
Рисование: «Капелька» воспитатели, дети, родители
27.11-01.12 -«познавательное развитие»
-«физическое развитие»
-«художественно-эстетическое развитие»
-«социально-коммуникативное развитие» Беседа №4 «Вода нужна всем»
Наблюдение за растениями в уголке природы (полив, протирание)
Наблюдения на прогулке за снегом
Рассматривание энциклопедий о жизни в воде.
Лепка: «Озеро с камышами»
Прослушивание аудиозаписи песенка «Дождь в ладошках»
Подвижные игры: «С кочки на кочку»
Загадки о дожде, речке, ручье, росе воспитатели, дети, родители
04.12-08.12 -«познавательное развитие»
-«физическое развитие»
-«художественно-эстетическое развитие»
-«социально-коммуникативное развитие»
-«речевое развитие» Беседа №5 «Волшебница вода» (природные явления)
Опыт №4 «Вода растворитель» (некоторые вещества растворяются, некоторые нет, вода приобретает вкус, цвет и запах)
Загадки о болоте, водопаде, реке.
Прослушивание аудиозаписи «Шум водопада»
Чтение стихотворений «Что случилось с рекой»
Подвижная игра: «Рыбак и рыбки» воспитатели, дети
11.12-15.12 -«познавательное развитие»
-«физическое развитие»
-«художественно-эстетическое развитие»
-«социально-коммуникативное развитие»
-«речевое развитие» Беседа №6 «Берегите воду»
«Как вода попадает в кран» (водопровод-канализация)
Опыт №5 «Очистка воды» (протекание воды через песочный фильтр)
Рисование нетрадиционным способом: выдувание «Волшебные пузыри»
Пальчиковые игры: «Вышел дождик погулять»
Наблюдение за таянием льда и снега
Чтение: Т. Маршалова «Как люди речку обидели»
Прослушивание: Э. Григ «Ручеек» воспитатели, дети, родители
18.12-22.12 -«познавательное развитие»
-«физическое развитие»
-«художественно-эстетическое развитие»
-«социально-коммуникативное развитие»
-«речевое развитие» Беседа №7 «Дождь» «Гроза»
Прослушивание «Звуки природы: шум дождя»
Пальчиковая игра: «Гроза»
Чтение Б. Заходер «Капля дождевая»
Опыт№6 «Вода бывает тёплой, холодной, горячей», «Пар тоже вода»
Подвижная игра: «Снежиночки-пушиночки»
Чтение: «Алёшка и снежок» Е. Андреева
Постройки из снега
Замораживание цветной воды
Прослушивание: «Звуки природы: шум океана, прибой» воспитатели, дети, родители
25.12-29.12 -«познавательное развитие»
-«физическое развитие»
-«художественно-эстетическое развитие»
-«социально-коммуникативное развитие»
-«речевое развитие» Беседы№8 «Туман» «Облако»
Опыт№7 «Облако»
Прослушивание песенки: «Облака - белогривые лошадки»
Наблюдение за облаками, туманом
Аппликация: «Облако и дождик»
Подвижная игра: «Солнышко и дождик»
Загадки о явлениях погоды
Рассматривание энциклопедий, картин о явлениях погоды
Чтение стихотворения «Трудолюбивая вода» В. Иванова воспитатели, дети, родители
08.01-12.01 -«познавательное развитие»
-«физическое развитие»
-«художественно-эстетическое развитие»
-«социально-коммуникативное развитие»
-«речевое развитие» Беседа №9 «Град и снег»
Опыт№8 «Лёд - твёрдая вода тает в тепле» «Лёд легче воды»
Беседа «Айсберг»
Пальчиковая игра: «Ветер на море»
Наблюдение за инеем, снегом, льдом
Лепка снеговика, крепости
Подвижная игра: «Снежки»
Чтение сказки «Мороз Иванович»
Загадки о зимних забавах, играх воспитатели, дети, родители
15.01-19.01 -«познавательное развитие»
-«физическое развитие»
-«художественно-эстетическое развитие»
-«социально-коммуникативное развитие»
-«речевое развитие» Беседа №10 «Лёд, ледник,сосулька»
Опыт№9 «Поплывёт - не поплывёт»
(лёгкие предметы не тонут, тяжёлые опускаются на дно)
Чтение стихотворений «Речка зимой» В. Фетисов
Наблюдение за снежинками
Рисование снежинок, снеговика
Рассматривание снежных узоров на окне
Подвижная игра: «Заморозки»
Загадки зиме, морозе, льде, метели, снеговике, снежинках воспитатели, дети
22.01-26.01 -«познавательное развитие»
-«физическое развитие»
-«художественно-эстетическое развитие»
-«социально-коммуникативное развитие»
-«речевое развитие» Беседа №11 «Роса», «Радуга»
Загадки о росе, радуге, дожде
Опыт№10 «Преломление в воде предметов»
Подвижная игра: «Караси и щука»
Прослушивание песенки: «Синяя вода», «Звуки природы: морской прибой»
Пальчиковые игры: «Радуга»
Чтение: «Русалочка» Г. Х. Андерсен
Наблюдение за облаками, снегом воспитатели, дети, родители
29.01-02.02 -«познавательное развитие»
-«физическое развитие»
-«художественно-эстетическое развитие»
-«социально-коммуникативное развитие»
-«речевое развитие» Беседа №12 «Водоёмы» (родник)
Рассматривание иллюстраций картин с различными водоёмами.
Создание коллекции камешков, ракушек
Рисование искусственных водоёмов (бассейн, аквариум, фонтан)
Загадки о водоёмах
Пальчиковые игры: «Капитан», «Рыбки»
Подвижная игра: «Море волнуется»
Чтение: «История одного пруда» Н. А. Рыжова
Прослушивание К. Сен-Санса «Аквариум»
Посещение бассейна воспитатели, дети, родители
05.02-09.02 -«познавательное развитие»
-«физическое развитие»
-«художественно-эстетическое развитие»
-«социально-коммуникативное развитие»
-«речевое развитие» Беседа№ 13 «Кто живёт в водоёмах»
Аппликация: «Рыбки в аквариуме» (оригами)
Наблюдения за рыбами в аквариуме
Рассматривание альбома морские животные
Изготовление панно «Кому нужна вода?»
Загадки о животных, рыбах, птицах воспитатели, дети, родители
12.02-16.02 -«познавательное развитие»
-«физическое развитие»
-«художественно-эстетическое развитие»
-«социально-коммуникативное развитие»
-«речевое развитие» Беседа№ 14 «Чем отличается вода в морях, океанах от речной и озёрной?»
Опыт№ 11 «В солёной воде предметы не тонут»
Рисование моря, реки
Рассматривание иллюстраций, картин, глобуса
Лепка: «На морском дне»
Наблюдения за испарением соленой и пресной воды
Загадки, пословицы о воде
Подвижная игра: «Ручейки и озеро» воспитатели, дети, родители
19.02-23.02 -«познавательное развитие»
-«физическое развитие»
-«художественно-эстетическое развитие»
-«социально-коммуникативное развитие»
-«речевое развитие» Беседа№16 «Уроки Айболита» о гигиене и безопасности на воде
Беседа№ 17 «Мы пришли на водоем» (правила безопасности зимой и летом)
Рассматривание картинок, иллюстраций о поведении на водоеме
Наблюдение за сосульками, снегом, льдом
Конструирование: «Колодец»
Чтение «Я под краном руки мыла» Д. Максимович
воспитатели, дети, родители
26.02-02.03 -«познавательное развитие»
-«физическое развитие»
-«художественно-эстетическое развитие»
-«социально-коммуникативное развитие»
-«речевое развитие» Беседа№18 «Животворное свойство воды» (проращивание семян на марле с водой»
Опыт№12 «Воду пьют растения»
(сокодвижение – цвет воды меняет цвет лепестков)
Наблюдение за растениями
Наблюдение за сосульками, снегом
Подвижные игры: «Ручеёк»
воспитатели, дети, родители
05.03-09.03 -«познавательное развитие»
-«физическое развитие»
-«художественно-эстетическое развитие»
-«социально-коммуникативное развитие»
-«речевое развитие» Беседа№19 «Водный транспорт»
Пальчиковые игры: «Лодка», «Пароход»
С/р игра «По морю на теплоходе»
Рассматривание картинок, энциклопедий, иллюстраций о водном транспорте
Загадки о транспорте
Конструирование: «Пароход, кораблик, лодочка» (оригами)
Прослушивание: Н. А. Римский-Корсаков «Океан-море синее» воспитатели, дети, родители
12.03-16.03 -«познавательное развитие»
-«физическое развитие»
-«художественно-эстетическое развитие»
-«социально-коммуникативное развитие»
-«речевое развитие» Беседа№20 «Почему нужно беречь воду?»
Чтение: «Жила - была река»
Изготовление коллажа «Круговорот воды в природе»
Загадки, пословицы, поговорки о воде
Памятка «Береги воду»
Газета «Природа – наш дом, не мусори в нем!» воспитатели, дети, родители
19.03-23.03 -«познавательное развитие»
-«физическое развитие»
-«художественно-эстетическое развитие»
-«социально-коммуникативное развитие»
-«речевое развитие» Итоговое мероприятие «Волшебница Вода»
Выставка детских работ
Изготовление лэпбука «Вода»
воспитатели, дети, родители
26.03-30.03 Анализ проделанной работы
Подведение итогов
Презентация проекта
воспитатели