Лучший педагог года

Исследовательский проект «Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста средствами проектной деятельности»

Овчаренко Маргарита Павловна
Исследовательский проект «Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста средствами проектной деятельности»

Часть 1

Введение

Успешность обучения в школе зависит от развития познавательной активности в разных областях знаний и видах деятельности.

Воспитатель сегодня – это наставник, который на доступном для ребенка языке поможет понять окружающий мир и правила поведения в социуме, который поможет детям увидеть со стороны свои поступки и их возможные последствия. В течение нескольких важных лет воспитатель формирует личность ребенка, его взгляд на самые разные явления нашей жизни. В современной действительности уровень профессиональной компетентности воспитателя обязан быть высок. Это запрос самого сегодняшнего ребенка, который уже в младшем дошкольном возрасте зачастую владеет навыками свободного обращения с компьютером и другой точной техникой, который, вероятно, имеет опыт дальних поездок и путешествий, который впитывает самую разную информацию, транслируемую телевидением.

Публикация «Исследовательский проект „Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста средствами проектной деятельности“» размещена в разделах

Образовательная область «Познавательное развитие» одна из пяти образовательных областей, представленных в ФГОС ДО, особенно значима для развития исследовательской деятельности дошкольника, для расширения его кругозора, так как предполагает развитие интересов, любознательности и познавательной мотивации.

Реализуя образовательную область «Познавательное развитие», мы формируем первичные представления ребенка о себе, других людях, окружающем мире, о свойствах (форме, цвете, размере, материале, движении и покое, причинах и следствиях; о планете Земля, как общем доме людей, об особенностях природы, о смене времен года, о явлениях природы, о живой и не живой природе.

Актуальность. В дошкольном учреждении необходимо развивать интерес детей к окружающему миру, развивать их желание познать и освоить всё новое. Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий.

Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.

Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.

Объектом исследования является познавательная деятельность воспитанников старшего дошкольного возраста.

Предметом исследования является развитие познавательной активности старших дошкольников средствами проектной деятельности.

Гипотеза исследования заключается в том, что по средствам проектной деятельности возможно осуществить развитие познавательной активности.

Целью исследования является изучение эффективности использования проектной деятельности в развитии познавательной активности старших дошкольников.

Задачи:

• Провести анализ литературы по теме исследования.

• Дать определения основным понятиям «познавательное развитие», «проектная деятельность».

• Рассмотреть виды проектной деятельности.

• Определить критерии и показатели уровней развития познавательной активности старших дошкольников.

• Разработать и осуществить долгосрочный проект.

Для решения поставленных целей и задач, в соответствии с объектом, предметом и гипотезой были использованы методы исследования:

• теоретические: анализ педагогической, психологической, методической литературы по проблеме; систематизация полученной информации; синтез;

• эмпирические: изучение психолого-педагогической и медицинской документации детей; наблюдение за познавательной активностью детей в разных видах детской деятельности, мониторинг.

Исследование проводилось в три этапа.

Первый этап:

Изучение и анализ научно-теоретической литературы по проблеме, формирование цели, задачи рабочей гипотезы, подбор и адаптация методов и методик

Второй этап:

Проведение эксперимента: констатирующий этап, цель которого - выявить особенности познавательной активности старших дошкольников

Третий этап:

Формирующий этап - разработка и реализация экспериментальной программы с целью создания условий, способствующих развитию познавательной активности старших дошкольников средствами проектной деятельности;

Контрольный этап - сравнительный анализ показателей констатирующего и контрольного этапов эксперимента с целью определения эффективности проведенной работы

Глава 1

1.1. Познавательное развитие в старшем дошкольном возрасте

Одним из самых важных направлений в работе с детьми старшего дошкольного возраста, да и дошкольного возраста вообще явялется познавательное развитие.

Появляясь на свет ребёнок уже имеет врождённую познавательную направленность, благодаря ей он способен адаптироваться к новым условиям жизни. С течением времени познавательная направленность перерастает в познавательную активность - состояние внутренней готовности к познавательной деятельности, проявляющейся у детей в поисковых действиях, направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире.

Познавательная активность является социально значимым качеством личности и формируется у дошкольников в различных видах деятельности.

Проблема развития познавательной активности старших дошкольников находилась в центре внимания педагогов с давних времен. Педагогическая действительность ежедневно доказывает, что процесс обучения проходит эффективнее, если дошкольник проявляет познавательную активность. Данное явление зафиксировано в педагогической теории как принцип «активности и самостоятельности детей в обучении».

В статьях словарях, энциклопедиях понятие «активность» чаще всего раскрывается через понятие «деятельность», деятельность - через активность.

Личность формируется и развивается в процессе деятельности, в зависимости от отношения личности к деятельности активность может иметь разные уровни, разный характер. Активность - это черта личности, которая проявляется в отношении человека к деятельности: состоянии готовности, стремления к самостоятельной деятельности, качестве ее осуществления, выбор оптимальных путей для достижения поставленной цели.

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста представляет тот идеальный вариант, когда ее становление происходит постепенно, равномерно, в соответствии с логикой познания предметов окружающего мира и логикой самоопределения личности в окружающей среде.

Таким образом, обобщая вышесказанное, можно выделить следующие определения познавательной активности:

• познавательная активность как психическое состояние, которое выражается в настроении решать интеллектуальные задачи (Д. В. Вилькеев,

• готовность и стремление к энергичному освоению знаниями (Н. А. Половникова,

• умственная деятельность, направленная на достижение определенного познавательного результата и как повышенная интеллектуальная ориентировочная реакция к изучаемому материалу на основе возникшей познавательной потребности (Т. И. Шамова,

• проявление преобразовательного, творческого отношения индивида к объекту познания (Л. Н. Аристова, личностное образование, которое выражает интеллектуальный отклик на процесс познания, живое участие, мыслительно-эмоциональную отзывчивость воспитанника в познавательном процессе (Г. И. Щукина).

С возрастом ребёнок все больше начинает тяготеть к познавательной деятельности. В период дошкольного детства благодаря познавательной активности ребенка происходит зарождение первичного образа мира. Образ мира формируется в процессе развития познавательной сферы, которая состоит из 3 – х компонентов:

1. познавательные процессы восприятие, внимание, память, воображение, мышление);

2. информация (опыт и достижения, накопленные человечеством на пути познания мира);

3. отношение к миру (эмоциональная реакция на отдельные объекты, предметы, явления и события нашего мира). Все компоненты познавательной сферы тесно связаны между собой.

Познавательное развитие детей дошкольного возраста подразумевает работу педагогов со всеми тремя компонентами познавательной сферы. Однако следует помнить, что процесс познания ребёнка отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, а маленькие дети эмоциями. Для взрослых людей информация первична, а отношение вторично. А у детей все наоборот: отношение первично, информация вторична.

Соотношение компонентов познавательной сферы – «информации» и «отношения к информации» - определяется уровнем развития познавательных процессов ребенка того или иного возраста, то есть первым компонентом познавательной сферы. Чем меньше ребенок, тем очевиднее несовершенство, неразвитость его психических процессов, участвующих в познании. Однако, процесс познания у дошкольников идет интенсивно благодаря эмоционально-чувственному освоению мира. А формируется он только усилиями окружающих взрослых.

Процесс формирования отношения ребенка к миру, в котором он живет, идет постоянно. И в конечном счете, именно это отношение будет определять, на что в будущем он направит свои знания и развитие способности. Неразрывность и взаимосвязанность компонентов «информация» и «отношение к информации» очевидна. Так, любой человек, читает ли он книгу, смотрит ли телевизор все время получает в том или ином виде информацию, которая, помимо его воли, формирует определенное отношение к сведениям, фактами событиям, которые он постиг. Иными словами, дойдя до человека, став его достоянием, информация оставляет в его душе определенный чувственный, эмоциональный след, который мы называем «отношением». Вот именно формирование отношения к миру и выступает лейтмотивом познавательного развития детей старшего дошкольного возраста.

Мир ближайшего окружения ребенка старшего дошкольного возраста прочен и ясен, в его сознании накоплен значительный информационный багаж, который необходимо постоянно пополнять. У детей наблюдается стремление расширить познаваемые горизонты действительности, желание вникнуть в существующие в мире связи и отношения, интерес к новым источникам информации, потребность утвердиться в своем отношении к окружающему миру. В исследованиях Н. Н. Поддъяковой обнаружились две противоречивые тенденции в процессе формирования знаний у детей дошкольного возраста.

Первая тенденция: происходит расширение и углубление четких, ясных знаний об окружающем мире. Эти стабильные знания составляют ядро познавательной сферы ребенка.

Вторая тенденция: в процессе мыслительной деятельности возникает и растет круг неопределенных, не совсем ясных знаний, выступающих в форме догадок, предположений, вопросов.

Эти развивающие знания – мощный стимулятор умственной активности детей. В ходе взаимодействия этих тенденций неопределенность знаний уменьшается – они уточняются, проясняются и переходят в определенные знания.

Информация (сведения, факты, события жизни) рассматривается не как самоцель, а как средство, с помощью которого надо развивать в ребенке познавательные потребности и интересы. Положительное отношение создается двумя путями. Первый путь создание положительного отношения к деятельности достигается формированием положительных эмоций (а затем и чувств) в отношении к объекту деятельности, к процессу деятельности, к лицам, с которыми ребенок имеет дело; это отношение формируется на основе выражения педагогом положительного отношения к ребенку и к деятельности, знакомства с прекрасными образцами деятельности, выражения веры в силы и возможности ребенка, одобрения, помощи и выражения положительного отношения к достигнутым результатам его деятельности. С этой точки зрения большое значение имеет успех (при посильной, преодолимой трудности задания) и его общественная оценка. Создать эмоциональное отношение легче в том случае, если новая деятельность хотя бы частично связана с прежними интересами. Второй путь создания положительного сознательного отношения к деятельности лежит через формирование понимания смысла деятельности, ее личной и общественной значимости.

1.2. Проектная деятельность

Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является частью успешности обучения детей в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание познать и освоить все новое — основа формирования этого качества.

Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий.

Введение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования требует реализации в образовательном процессе ДОУ принципа компетентностно- и личностно - ориентированного образования и интеграции, как условия повышения качества дошкольного образования. Одним из актуальных и эффективных методов, реализующих данный принцип, является метод проектов. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.

Любой проект – продукт сотрудничества детей, воспитателей, специалистов детского сада и родителей. Проект предполагает решение задач познавательного, творческого характера, экспериментальной деятельности и развития коммуникативных навыков общения.

Метод проектов – способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.

Основной целью проектного метода в детском саду является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Задачи развития:

• обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

• развитие познавательных способностей;

• развитие творческого воображения;

• развитие творческого мышления;

• развитие коммуникативных навыков.

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста:

В старшем дошкольном возрасте – это:

• формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

• развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

• формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

• развитие желания пользоваться специальными терминами, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Метод проектов можно представить, как способ организации педагогического процесса, основанных на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.

Обобщив исторический опыт разработки метода проектов. Можно выделить следующие основные этапы:

• Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную задачу на определённый отрезок времени.

• Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:

• к кому обратиться за помощь (взрослому, педагогу);

• в каких источниках можно найти информацию;

• какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);

• с какими предметами научиться работать для достижения цели.

• Выполнение проекта – практическая часть.

• Подведение итогов – определение задач для новых проектов.

В настоящее время проекты классифицируются:

а) по составу участников;

б) по целевой установке;

в) по тематике;

г) по срокам реализации.

В практике современных ДОУ используются следующие типы проектов:

• исследовательско – творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;

• ролево – игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);

• информационно – практико – ориентированные: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);

• творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например, «Театральная неделя»).

Значимы и другие виды проектов, в том числе:

• Комплексные

• межгрупповые

• творческие

• групповые

• индивидуальные

По продолжительности они бывают:

• краткосрочными (1-2 недели,

• средней продолжительности

• долгосрочные (например, на год).

Спецификой использования метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, в конечном итоге, она должна способствовать развитию индивидуально-творческой деятельности педагогов в разработке стратегии, тактики и технологии образовательного процесса, способствовать личностному развитию воспитанников, обеспечить качественные результаты педагогической деятельности.

Перспективность метода проектов в системе ДОУ заключается в том, что он дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики познания, пытливости ума, совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков и многое другое, что является составляющими успешной личности.

1.3 Возможности метода проектов в развитии познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.

В старшем дошкольном возрасте дети уже накапливают определенный социальный опыт, что позволяет им перейти на новый — развивающий уровень проектирования

На этом этапе проекты становятся более сложными:

Развивается в детях поисковая деятельность, интеллектуальная инициатива.

Развиваются специальные способы ориентации — экспериментирование и моделирование. Формируются навыки коммуникативного общения, навыки самостоятельного поиска нужного решения.

Более того, дети не только проявляют готовность участвовать в проектах, предложенных взрослым, но и самостоятельно находят проблемы, являющиеся отправной точкой творческих, а также исследовательских, приключенческих, опытно-ориентированных проектов. Роль взрослого на этом этапе — развитие и поддержка творческой активности детей, создание условий, позволяющих им самостоятельно определить цели и содержание предстоящей деятельности, выбрать способы работы над проектом и организовать ее.

В проектной деятельности обязательно должны участвовать родители и родственники воспитанников, так как один ребенок не справится. Поэтому работа должна включать различные формы взаимодействия с семьей.

Значимость проектной деятельности заключается в том, что:

педагог дошкольного учреждения при активном участии родителей предоставляет детям проявлять познавательную активность. При помощи проектов дети получают новые знания о разных сторонах окружающей действительности; Проектная деятельность пробуждает и развивает интерес к разным видам детского творчества.

Преодолевая трудности вместе со взрослыми и сверстниками, дети приобретают способности сомневаться, искать ответ на сложный вопрос, критически мыслить. Переживаемые при этом положительные эмоции — удивление, радость успеха, гордость в случае удачного решения задачи, одобрение взрослых — создают у ребенка уверенность в своих силах, побуждают к активному поиску нового.

Возможности проектной технологии: энтузиазм в работе, заинтересованность детей, связь с реальной жизнью, выявление лидирующих позиций ребят, научная пытливость, умение работать в группе, самоконтроль, лучшая закрепленность знаний, дисциплинированность. В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков дошкольников, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышлении.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность дошкольников индивидуальную, парную, групповую, которую дети выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с групповым (cooperative learning) подходом к обучению. Метод проектов всегда предполагает решение какойто проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.

Основные требования к использованию метода проектов

1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, исследование демографической проблемы в разных регионах мира; создание серии репортажей из разных регионов страны, других стран земного шара по одной проблеме, раскрывающих определенную тему; проблема влияния кислотных дождей на окружающую среду, проблема размещения различных отраслей промышленности в разных регионах, т. д.).

2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов

3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность дошкольников.

4. Определение конечных целей совместных/индивидуальных проектов;

5. Определение базовых знаний из различных областей, необходимых для работы над проектом.

6. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

7. Использование исследовательских методов:

* определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования;

* выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования;

* оформление конечных результатов;

* анализ полученных данных;

* подведение итогов, корректировка, выводы (использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки», «крулого стола», статистических методов, творческих отчетов, просмотров, т. д.).

Главное каждому педагогу дошкольного образовательного учреждения помнить, что в ходе проектной деятельности развивается личность дошкольника. Проектный метод дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к школьному обучению.

Выводы по Части 1:

На основании проведенного анализа, познавательная активность определяется, как меняющееся свойство личности, которое означает глубокую убежденность дошкольника с нарушениями слуха в необходимости познания, творческого усвоения системы знаний, что находит проявление в осознании цели деятельности, готовности к энергичным действиям и непосредственно в самой познавательной деятельности.

Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста средствами моделирования Развитие связной речи является центральной задачей речевого развития детей. Именно в связанной речи реализуется основная коммуникативная.

Исследовательский проект «Развитие у детей старшего дошкольного возраста творческих способностей с помощью техники оригами» МБДОУ д/с №1 «Улыбка» Принят Педагогическим советом №___ от «___» ___ 20__ г. «Утверждаю» Заведующий МБДОУ д/с №1 «Улыбка».

«Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста». План работы по самообразованию План работы по самообразованию воспитателя старшей группы. 2017 -2018 учебный год. МДОУ «Ряжский детский сад №8» Букиной Н. И..

Развитие двигательных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами фитнес-технологий Развитие двигательных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами фитнес-технологий Смирнова Ю. В. к. п. н., доцент кафедры.

Развитие образной речи детей старшего дошкольного возраста средствами сказок Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает детям осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. Процесс.

Развитие образной речи средствами художественной литературы у детей старшего дошкольного возраста Развитие речи, восприятия и художественно-творческих способностей – далеко не новый предмет исследования. При синтезировании художественных.

Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности Дошкольный возраст является уникальным периодом процесса формирования личности ребенка, так как в этот период развиваются представления.

Развитие познавательной активности детей среднего дошкольного возраста посркдством совместной проектной деятельности Развитие познавательной активности детей среднего дошкольного возраста через проектную деятельность. Дошкольный возраст - это период наиболее.

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР средствами наглядного моделирования В последнее время в практике детского сада широко используется моделирование как один из уникальных приемов работы по обучению детей связному.

Развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста средствами игры-драматизации Настоятельной потребностью в современной педагогике является выяснение вопроса о том, какова природа творческой активности, условия ее формирования,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Исследовательский проект «Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста средствами проектной деятельности»
Опубликовано: 2 апреля 2018 в 18:04
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
27 мая. Всероссийский день библиотек. Передвижка «Домашняя библиотека»

27 мая 1795 года — дата основания первой государственной общедоступной библиотеки в России. В этот день в Санкт-Петербурге была учреждена Императорская публичная библиотека. Вот почему 27 мая мы отмечаем...

25 мая. День филолога. Передвижка «Учимся пересказывать»

Ребенок любит слушать, когда ему читают, а пересказать любимую сказку или рассказ не может. Как научить его пересказу, ведь умение пересказывать необходимо и в обычной жизни, и в школьном обучении.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД