Васильева Алла Викторовна
Исследовательский проект «Аптека вокруг нас». Старшая группа
▼ Скачать + Заказать документы
Аптека вокруг нас
Введение
Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Дошкольники испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить ее, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не может существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от разных болезней. Мы должны беречь и сохранять их, уметь правильно пользоваться их лечебными свойствами. Экологическое воспитание надо рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание. Формируя гуманные отношения к природе, главное, чтобы дошкольник понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе, есть забота о человеке, его будущем.
Публикация «Исследовательский проект „Аптека вокруг нас“, Старшая группа» размещена в разделах
Актуальность
Лечит болезни врач, но излечивает природа.
Гиппократ
Беседуя с детьми на тему растений, нами было замечено, что дети имеют недостаточный уровень знаний о природных объектах. Ребята, каждый день гуляя на участке, даже не задумывались о том, что аптека растёт у них под ногами. Поэтому вместе с воспитанниками и их родителями был разработан экологический проект о лекарственных растениях.
Проблема проекта : узнать, какие лекарственные растения находятся на территории детского сада, какую пользу они приносят людям и можно ли вырастить их самим?
Цель:
создать условия для ознакомления детей с миром целебных растений.
Задачи:
уточнить и расширить знания детей о названиях лекарственных растений, их ценности для здоровья, правил пользования;
вовлечь дошкольников в природоохранную деятельность;
развивать у дошкольников любознательность, наблюдательность, умение сравнивать и анализировать;
развивать умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем самостоятельно;
воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие, а также бережное отношение к природе.
Методы исследования :
наблюдение (весной в естественных условиях, участок ДОУ);
экспериментирование;
сбор информации;
литературный анализ.
Гипотеза: Если дошкольники узнают, как могут обыкновенные растения ближайшего окружения помочь здоровью человека, то будут бережнее к ним относиться.
План исследования :
Подготовительный этап:
предложена тема для исследования «Лекарственные растения»;
проведена первичная диагностика на выявления знаний детей об исследуемых о природных объектах;
подбор литературы, материала для экспериментирования;
изготовление пособий, карточек, маршрута помощи растениям;
выбор объектов растений фитоогорода;
довести до участников проекта важность проблемы.
Практический этап:
беседы:
«Путешествие в мир лекарственных растений»;
«Для чего нужны лекарственные растения»;
«Друг или враг»;
чтение легенд, сказок:
В. Бианки «О травах», Р. А Кудашева «Песенка долгой жизни», В. Чаплина «Юля в лесу», Н. Павлова «Загадки цветов», А. Плешакова «Зеленые страницы»;
дидактические игры, упражнения:
«Определи по запаху»; «Зелёная аптека»; “Узнай по описанию”;
Прогулка – игра: «Разведка в царство лекарственных растений, по территории участка»;
письмо лекарственному растению на тему: «Давай дружить!»;
жалобная книга природы;
1-этап: записать в книгу жалоб растения на участке детского сада;
2-этап: обсуждение поступивших жалоб, что мы можем сделать в создавшийся ситуации, чтобы исправить положение?
3-этап: заносим в книгу свои наблюдения с помощью рисунка;
маршрут помощи;
высадка рассады в грунт;
опыты: с подорожником, мятой, мелиссой;
изготовление табличек указателей;
защита сообщения по методике А. И Савенкова:
подумать самостоятельно;
спросить у другого человека;
узнать из книг;
найти информацию в интернете;
обобщение материала;
сообщение;
посвящение детей в эко группу : «Зелёные исследователи».
Коррекционный этап:
анализ проведённой работы;
итоговая диагностика;
Итоговый этап:
продукт: лепбук;
продукт книга: «Рецепты здоровья»;
галстуки, флаг с логотипом;
презентация проекта.
Предполагаемый результат:
получат знания о пользе лекарственных растениях, что одни и те же растения могут помогать при различных заболеваниях;
узнают о том, что лекарственные растения необходимо применять с осторожностью;
данный проект позволит организовать совместную деятельность воспитателя, детей и их родителей через достижение единой цели;
вступив в эко – группу сформируется чувство гордости достойно носить звание «Зелёные исследователи»
Гипотеза: Если дошкольники узнают, как могут обыкновенные растения ближайшего окружения помочь здоровью человека, то будут бережнее к ним относиться.
Программа действий
На территории нашего группового участка в естественных условиях произрастает очень мало лекарственных растений, поэтому возник вопрос? Что нам нужно сделать, чтобы дети научились любить природу. Понимать, что наша Земля не может существовать без растений, так как они не только помогают дышать, но и лечат от болезней. Нами было решено вырастить полезные растения, которые принесут пользу не только визуально наблюдаемую, но и будут воздействовать на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Так как мы детей посвятили в эко группу «Зелёные исследователи» и они давали клятву: беречь природу, не обижать животных, насекомых, не рвать цветы… у нас появилась идея:
изобрести пропагандирующие лозунги, листовки;
установить таблички указатели;
провести экскурсию по нашему участку для детей младшего дошкольного возраста;
провести акцию: «Человек, я хочу с тобой дружить!
Вывод
Считаем, что дети очень много узнали для себя полезного и интересного об удивительном мире природы. Многие лекарственные растения прошли через века, дарили здоровье десяткам поколений. Они прочно вошли в современную медицину и по-прежнему продолжают помогать человеку. Мы уверенны в том, как важно беречь леса, луга и пусть даже не большие полянки с клевером, подорожником, одуванчиком и многими другими травами ведь - это наше богатство.
Описание работы над проектом
1 слайд. Рассматривая природные объекты на территории детского сада, мы задумались над тем, что растения не только дарят красоту, но и являются природными лекарствами. Нам захотелось узнать, какую пользу они приносят и можно ли вырастить их самим?
2 слайд. Мы разработали план действий, в котором с большим удовольствием принимали участие не только дети нашей группы, но и их родители. Провели анкетирование и выяснилось, что ребята даже не задумывались о том, что, аптека растёт под нашими ногами.
3 слайд. Из бесед мы узнали названия лекарственных растений, для чего они нам нужны, что из них готовят, как собирают и где хранят. Мы решили сами провести свою разведку в царство растений, произрастающих на нашем участке.
4 слайд. С помощью маршрутной карты определи объекты исследования. 5слайд. Ребята наблюдали, рассматривали под лупой, изучали растения. Применяя анализатор обоняние, дети могли почувствовать запах мяты, мелиссы сравнить их с другими объектами.
6 слайд. Кода дети познакомились с растениями на нашем участке, узнали о них много нового, интересного, поступило предложение с ними подружиться и написать вместе с родителями письма обращения. Так как ежедневно дети и взрослые не замечают под ногами растения, наступают на них, а зачастую рвут листья, бросают мусор, не задумываясь о том, что у растений есть своя жизнь.
7 слайд. Мы изготовили книгу жалоб, с помощью рисунков в неё ребята разместили свои наблюдения. Обсудили, что мы можем сделать чтобы исправить положение. Изобрели маршрут помощи.
8 слайд. Организовали уборку территории, подготовили участок, на который высадили заранее пророщенную рассаду в грунт.
9 слайд. Дети под руководством воспитателей поливали и рыхлили землю, ухаживали за клумбой.
10 слайд Игры пазлы, развивают усидчивость, аккуратность, терпение и внимательность.
11 слайд. Провели опыты с растениями. Дети определили, что подорожник, обладает целительным свойством, кроме того сок подорожника ускоряет выгон гноя из раны.
Чистотел применяется при заболеваниях желудка. Если смазать бородавки соком чистотела, то они исчезнут.
Алоэ – это средство от кашля.
12 слайд. Изготовили таблички указатели.
13 слайд. Установили.
14 слайд. Дети подготовили с помощью родителей сообщения.
Из сообщения Амина о перечной мяте мы узнали, что древние римляне опрыскивали жильё для придания воздуху свежести. Гостям дома натирали свежей мятой стопы: считалось это действие приведёт их к хорошему расположению и поднимет настроение. Сегодня она является ценным медоносом. Мята активно используется в современной кулинарии в качестве пряности, а эфирное масла в парфюмерии, медицине в винном деле, а так - же в кондитерской промышленности.
Миллер Дебора рассказала нам о календуле, этот цветок можно назвать: «маленьким солнышком». Ноготки добавляют в ванную для купания малышей, так как это успокаивает нервную систему, снимает воспаление. Масло календулы обладает противовоспалительным средством.
Таджимухомедова София рассказала о подорожнике по методике Савенкова:
София знала
Мы рассмотрели лепбук про лекартвенные растения.
15 слайд. Мамхо Мансур вместе с Мамой изготовили книгу рецептов здоровья
Мы вручили сертификаты всем участникам проекта.
16 слайд. Посвятили в ЭКО группу : «Зелёные следопыты».
Диагностика для детей
Какие растения можно назвать лекарственными?
Что вы знаете о лекарственных растениях, умеете ли различать и называть их.
Есть ли на групповом участке лекарственные растения, травы?
Какие лекарственные свойства растений вы знаете?
Какие растения лечат?
Знаете ли правила сбора лекарственных растений? (когда, как собирают, как сохраняют и т. д.)
Знаете ли вы правила поведения в лесу?
Знаете ли вы простейшие способы использования некоторых растений для лечения человека?
Какие правила нужно знать при сборе растений?
Проявляете вы чувство ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья.
Беседа на тему: «Все о лекарственных растениях»
Нас повсюду окружают растения: цветы, травы, деревья и кустарники. Без растений не было бы жизни на земле. Растения помогают нам дышать. А еще с их помощью можно вылечить некоторые болезни. Просто нужно знать, какие растения являются лекарственными и правильно их использовать.
Каждое растение создано природой во благо. Люди изучали растения, передавали другому поколению свои знания о лечебных свойствах растений, составляли «Травники».
У нас аптека находится практически под ногами. Дети должны увидеть красоту окружающей природы, понять пользу растений, цветов и трав. Мы, взрослые, гуляем с детьми, ходим на экскурсии, в парк, лес, в поле, знакомим их с нашей матушкой-природой. Весной и летом можно очень много гулять и наблюдать за растениями, птицами, насекомыми. Детям все интересно.
Расскажем детям о лекарственных растениях. Какие растения называют лекарственными, как их правильно собирать. Научить детей различать лекарственные травы и воспитывать бережное отношение к природе.
И в зарослях лесных,
В полях, и на лугах
Где все для сердца мило,
Где чистым воздухом так сладостно дышать.
Есть в травах и цветах
Запоминалочка
В ней перечислены основные свойства растений
Лечит мята невралгию,
А свекла — гипертонию.
Земляника гонит соль,
А шалфей — зубную боль.
Арбуз кушай при нифрите,
А бруснику — при артрите,
Чтобы было больше сил,
Не забудь про девясил
Клюква вылечит цистит,
Редька кашель и бронхит.
Головную боль — калина,
А простуду — чай с малиной.
Печень подлечи рябиной,
Сердце — мятой и калиной
Чтоб не ведать диабета,
Топинанбур ешь все лето,
Астму вылечи исопом,
Мочевой пузырь — укропом.
Раны, язвы, геморрой —
Подорожником промой
Коль отеки у тебя —
Хвощ полей и семя льна.
Мажь мазоли чистотелом.
А веснушки — тертым хреном,
Зверобой не забывай,
Чай с ним чаще потребляй
Пей шиповника настой,
Будешь бодрый, молодой.
Вывод:
Лекарственные растения помогают людям вылечиться от болезней.
Из лекарственных растений делают лекарства.
Лекарственные растения нужно охранять и не рвать их без надобности.
Интересно и познавательно можно рассказать детям о полезных лекарственных растениях, которые часто встречаются. Прочитать стихи, отгадать загадки о лекарственных растениях. Дети их запомнят и будут относиться бережно, зная о пользе, которую приносят растения.
Беседа: «Путешествие в мир лекарственных растений!»
Цель: познакомить детей с лекарственными растениями
Задачи:
• учить детей внимательно слушать и отвечать на вопросы;
• учить детей делать соответствующие выводы, какое значение имеют растения в здоровье их организма;
• воспитывать у детей бережное отношение к растениям.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что такое лекарственные растения?
Ответы: Это растения, которыми пользуются, при лечении разных болезней.
Воспитатель: Все травы – лекари - душица,
И зверобой, и медуница,
И земляника, и черника,
И брусника с голубикой.
Чистотел, полынь, калина,
Лен, календула, крапива.
Травы, где найти такие,
Знают жители лесные.
Вот о чем они для нас,
Поведут сейчас рассказ.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что кроме лекарств, при болезнях, можно еще лечиться другими средствами. Все наши болезни можно лечить лечебными травами и растениями. Многие из них вам знакомы, они растут рядом с вами. А давайте мы с вами вспомним, какие мы знаем лекарственные растения.
Ответы детей.
Воспитатель: а теперь, предлагаю вспомнить «Правила сбора лекарственных растений».
Дети называют:
- нельзя собирать растения возле автомобильных и железных дорог;
- нельзя собирать растения в сырую, мокрую погоду, лучше это сделать днем, когда сухо и ясно;
- нельзя пробовать растения на вкус;
- нельзя рвать много растений;
- собирать лекарственные растения надо каждый вид отдельно;
- после сбора лекарственных растений надо тщательно вымыть руки.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что многие лекарственные травы добавляют в чай. Мы с вами в конце нашего занятия тоже попьем вкусного чайку.
А пока предлагаю послушать ваши домашние задания. Помните, вам дома нужно было подготовить загадку и небольшой рассказ об одном лекарственном растении. Информацию можно было брать из книг, интернета и т. д.
Ребенок: - На лугах, полях растёт
Цветом розовым цветёт,
Заварить им можно чай.
Ты мне быстро отвечай!
Что за травка? – (иван-чай).
Иван – чай – целебное растение. Цветет красными, фиолетовыми, белыми, розовыми цветами, соцветия собраны в кисти. Из него готовят настойки, целебные отвары и мази. Это растение – отличный медонос.
Ребенок: Белый горошек,
На зелёной ножке,
Зреет, раскрывается,
В колокольчик превращается! (Ландыш)
Ландыш – очень ценное растение. Его капли применяют при болезнях сердца. Ландыш занесен в Красную книгу.
Ребенок: Пряность это и приправа,
Чай с ней удался на славу,
Догадаются ребята,
Ну, конечно, это (мята)
Мяту добавляют в чай. Настойки мяты обладают болеутоляющими и успокаивающими свойствами. Мята – это настоящая кладезь лечебных свойств. Обладая приятным ароматом, охлаждающими вкусовыми качествами и многочисленными лечебными свойствами, мята является одним из самых универсальных растений в царстве трав. Название «мята» происходит от греческого слова «мент», прохлада. Прохладная трава способна освежать воздух, полость рта, улучшает пищеварение.
Ребенок: Что за странные цветки
Под названьем Ноготки?
Так похожи на ромашки –
Все в оранжевых рубашках. (Календула)
Лекарства из календулы применяют для полоскания горла при ангине и стоматите. Календула прекрасное средство при кашле, еще ее используют при ожогах, ушибах.
Ребенок: Жёлтый глаз из-под земли,
Первым дарят нам они.
Как их правильно назвать,
Если им земля, как мать? (Мать-и-мачеха)
Мать – и – мачеха помогает при кашле, применяют для улучшения зрения. У этого растения полезны и цветки, и листья.
Физкультминутка «Одуванчик»
Одуванчик, одуванчик! (Приседают, потом медленно встают)
Стебель тонкий, как пальчик. (Поднимают руки вверх)
Если ветер быстрый-быстрый (Разбегаются в разные стороны.
На поляну налетит,
Все вокруг зашелестит. (Говорят «ш-ш-ш-ш-ш»)
Одуванчика тычинки.
Разлетятся хороводом. (Берутся за руки и идут по кругу)
И сольются с небосводом.
Воспитатель: У нас ребята еще приготовили стихи о целебных растениях:
- Лечит мята невралгию,
А свекла - гипертонию,
Земляника гонит соль,
А шалфей - зубную боль,
- Арбуз кушай при нефрите,
А бруснику - при артрите,
Чтобы было больше сил,
Не забудь про девясил.
- Клюква вылечит цистит,
Редька - кашель и бронхит,
Головную боль - калина,
А простуду - чай с малиной.
- Печень подлечи рябиной,
Сердце - мятой и калиной,
Чтоб не ведать диабета,
Топинамбур ешь все лето.
- Астму вылечи иссопом,
Мочевой пузырь - укропом.
Раны, язвы, геморрой
Подорожником промой.
- Коль отеки у тебя -
Хвощ попей и семя льна,
Мажь мозоли чистотелом,
А веснушки - тертым хреном.
- Зверобой не забывай,
Чай с ним чаще потребляй,
Пей шиповника настой.
Будешь бодрый, молодой.
Воспитатель: а еще из целебных трав можно приготовить вкусный салат.
Листья одуванчика выдержать в подсоленной воде 30 мин., затем измельчить. Нарезанные петрушку и зеленый лук соединить с одуванчиками, заправить маслом, солью, уксусом, перемешать, украсить варенным яйцом.
Воспитатель: Перед вами на столах расположены листики и цветочки, приглашаю вас к столам, вы должны взять по одному растению и назвать это растение. А в выходные на прогулке с родителями, посмотрите вокруг, может вы увидите, и узнаете, эти растения на улице.
Дети берут со столов растение, нюхают его, осматривают со всех сторон. Дают свои ответы.
Воспитатель: Кроме растений, которые мы сегодня вспомнили, есть еще много других полезных и нужных всем нам растений. А сейчас все на чаепитие и попробуйте догадаться с каким лекарственным растение вы пьете чай. Всем приятного чаепития. А пока мы будем пить чай, предлагаю посмотреть мультфильм «Сказка про лекарственные растения».