Светлана Вострикова
Детский исследовательский проект «Лед — проблема или помощь?»
▼ Скачать
Слайд 1
Исследовательский проект «Лед — проблема или помощь»
Слайд 2
Что такое явления природы? Какие они бывают? Все что нас окружает и не создано человеческими руками, является природой.
Все изменения, происходящие в природе, называются явлениями природы или природными явлениями.
Вращение Земли, смена дня и ночи и времён года, снегопад и звездопад – это примеры природных явлений.
Слайд 3
Публикация «Детский исследовательский проект „Лед — проблема или помощь?“» размещена в разделах
- Детские проекты, исследовательная деятельность
- Исследовательская деятельность
- Лед. Ледяные поделки и фигуры, игры и занятия со льдом и льдинками
- Проекты. Проектная деятельность
- Снег и лед. Свойства, наблюдения, эксперименты со снегом
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» июль 2023
Одним из интереснейших явлений природы является лед. Лёд - наиболее яркий признак зимы. С приходом зимы температура воздуха понизилась. Вода замерзает тогда, когда температура воздуха становится ниже нуля. Меня заинтересовал вопрос, а полезен ли лед для природы и человека? Интерес к этому явлению природы, процессу его появления, свойствам и влиянию на жизнь человека повлиял на выбор темы проекта и дальнейшего исследования.
Слайд 4
Паспорт проекта:
По характеру: исследовательский.
Вид проекта: краткосрочный (январь-февраль).
Направление: «Окружающий мир».
Объект исследования: лед как твердое состояние воды.
Предмет исследования: свойства льда, его влияние на жизнь человека
Слайд 5
Цель проекта: путем проведения исследования и опытов выяснить, полезен или вреден лед для человека
Задачи:
• Раскрыть понятие «лед», изучить интересные факты.
• Провести серию опытов по изучению свойств льда.
• Раскрыть значение льда в жизни человека.
Слайд 6
Проблемные вопросы:
• Как получить лед в домашних условиях?
• Чем полезен лед для человека?
• Вреден ли лед для человека?
Слайд 7
Гипотеза:
Если использовать только полезные свойства льда, то он сможет оказывать помощь человеку.
Слайд 8
Этапы проекта:
1 этап – изучение литературного материала, научного журнала «Лед и снег», Интернет-ресурсов, подбор материала.
2 этап – проведение опытов и наблюдений (практическая часть)
3 этап – подведение итогов
Слайд 9
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА
I часть. Теоретическая
Лед — это вода в твердом состоянии. Структура льда похожа на структуру алмаза. Встречается повсюду в природе. Основные его запасы находятся в Антарктиде, которая покрыта четырехкилометровым слоем льда. Количество воды в ледниках в 7 раз больше всех вод суши. Также лед можно встретить и под землей, например, в подземной пещере.
Айсберги – это тоже плавающие в море глыбы льда. Они плавают на поверхности океана и не тонут. Если бы это произошло, то уровень воды в океане поднялся бы, и вода затопила бы все живое.
Снежинки состоят из мелких кристалликов льда. Ученые подсчитали, что копеечная монета весит как 10.000 снежинок.
Узоры на стекле в зимнее время – это кристаллы льда, которых образовал замерзший водяной пар.
Слайд 10
Иней - тонкий неровный слой ледяных кристаллов. Образуется при охлаждении природного водяного пара.
Сосульки – это тоже лед. Образуются, когда вода стекает в виде острого конуса внизу.
Град, который выпадает летом во время грозы, – тоже лед. Эти ледяные шарики круглой формы замерзли высоко в небе и не успели растаять, пока летели на землю вместе с дождем.
Гололёд – образование слоя льда на поверхности земли, деревьях, проводах после замерзания капель дождя, мороси;
Слайд 11
II часть. Практическая
Были поставлены вопросы о свойствах льда, на которые можно получить ответ после проведения опытов.
Вопрос и опыт № 1. Как получить лед в домашних условиях?
Оборудование: форма для льда, вода, холодильник или морозильная камера.
Ход: заполняем форму водой и ставим в холодильник на 1 час.
Вывод: для получения льда необходимы вода и холод.
Слайд 12
Вопрос и опыт 2.Может ли лед менять цвет и форму?
Оборудование: формы для льда, лед, гуашь, вода.
Ход: Раскрашиваем воду гуашью, заливаем в разные формы, ставим в холодильник на 1 час.
Вывод: лед может менять цвет и форму в зависимости от цвета воды и емкости.
Слайд 13
Вопрос и опыт № 3. Тонет ли лед воде?
Оборудование: стакан с водой, лед.
Ход: поместить лед в стакан с водой, понаблюдать несколько минут.
Вывод: лед не тонет. Значит лед легче воды.
Слайд 14
Вопрос и опыт № 4. Прочен ли лед?
Оборудование: лед, поднос, кухонный молоток.
Ход: положить лед на поднос и ударить по нему кухонным молотком.
Вывод: лед раскололся или на нем остались царапины. Лед хрупкий. Если лед не раскололся, то он твердый и прочный.
Слайд 15
ОБЩИЙ ВЫВОД:
Лед прозрачный, бесцветный, хрупкий, легче воды. Может менять форму и цвет.
Изучив физические свойства льда, можно предположить, что лед может быть полезен для человека, а может быть и опасен.
Слайд 16
III часть. Проблема или помощь.
Помощь и польза для человека
• Лёд (при определенной температуре и толщине) – это твёрдое прочное тело. Люди используют это свойство льда для того, чтобы зимой передвигаться по замёрзшим рекам на транспорте и пешком.
• Лед может быть вкусным. Это фруктовый лед (замороженный сок).
• Лед помогает хранить продукты в холодильнике.
• Лед используют для охлаждения напитков и продуктов.
• Лед используют в медицине: при ушибах, после операций, для снижения температуры тела.
• Лед используют в косметологии. Вместо умывания водой многие протирают лицо кусочками льда. Эта помогает восстанавливать кожу, уменьшать морщины, придавать коже румянец.
Слайд 17
Проблема и вред для человека.
Несмотря на пользу льда для человека, он может быть и опасен.
• Поверхность льда гладкая и скользкая. Гололёд – опасное для людей явление. Можно поскользнуться, упасть и получить травму.
• Многие дети очень любят кататься по льду замерзшего водоема, но и здесь нужно быть осторожным. Лед может проломиться. Лучше этого не делать.
• Нельзя ходить под крышами домов во время оттепели. Возможно сползание с крыш ледяных глыб и сосулек.
• Нельзя брать сосульки в рот. Можно заболеть.
Слайд 18
Заключение
В результате проведенных опытов и исследований была подтверждена гипотеза, что лед имеет полезные и вредные свойства для человека.
На мой взгляд, я достигла цели своего исследования.