Папки-передвижки

Исследовательский проект «Кристальное чудо — соль» (1 фото)

Артемьева Любовь
Исследовательский проект «Кристальное чудо — соль»

Содержание

1 Введение

2 Актуальность

3 Визитная карточка проекта

4 Основная часть

а) Что такое соль?

Б) Происхождение соли

В) Виды соли?

5 Опытно – экспериментальным путем исследовать свойства соли.

Провести опыты по выращиванию кристаллов соли.

6 Заключение

5 вывод

1 Введение

Публикация «Исследовательский проект „Кристальное чудо — соль“» размещена в разделах

Всегда ли мы внимательно смотрим под ноги? И не только для того, чтобы не споткнуться, не упасть. А для того еще, чтобы найти, понять, поднять и рассмотреть чудеса окружающей нас природы. Однажды во время прогулки в детском саду, мы увидели, как сторож посыпал лед и снег. Мы спросили у воспитателя «Почему и зачем посыпает сторож лед, снег и он тает? А чем она посыпает?» Любовь Аркадьевна ответила нам, что солью. А. что соль топит снег? Нет, соль разрушает кристаллы, из которых состоит снег, а снег состоит из снежинок, а снежинки – это кристаллы, замерзшей воды. И тогда, Любовь Аркадьевна познакомила нас в группе со сказкой «Соль и сахар» из которой мы узнали, что соль способна превращать снег в мокрую «кашицу». Казалось бы, что интересного можно сказать о такой вещи, как о соли. Я знала, что соль имеет вкус – соленая. А что такое кристаллы, как они образуются? Эта информация очень меня заинтересовала.

Так и родилась тема исследования : «Кристальное чудо – соль»

Огромен и разнообразен окружающий нас мир. Чем больше интереса и любопытства к нему у ребенка, тем больше у него возможностей для развития. Люди, животные, растения, птицы, явления природы - все это становится предметом изучения и наблюдения. Конечно, можно дать детям готовые ответы, встроить шаблоны в их мировосприятие. А можно предоставить им возможности проверить все на собственном опыте.

ПОЭКСПЕРИМЕНТИРУЕМ?

2 Актуальность работы заключается в том, чтобы находить интересное и необычное рядом, в том, что доступно для наблюдения и изучения, не требует особых затрат. Например, соль, которая есть в каждом доме, ее ставят на стол не только дома, но и в кафе и любом ресторане. Она продается в любом продовольственном магазине. Известная и знакомая, неопознанная и таинственная. Эта «вещь» имеет огромное значение. Без нее не может прожить человек. Соль – единственное минеральное вещество, которое мы с вами едим и его нельзя ни чем заменить. Поэтому мы решили больше узнать о соли, ее свойствах и происхождении.

Целью моей работы стало: узнать историю возникновение соли, выяснить какая бывает соль, определить ее свойства опытным путем.

Гипотеза: предположим, что соль используется не только для приготовления пищи, но и для многих других полезных дел, а также необходима всему живому и является интересным материалом для опытов.

3 Визитная карточка проекта

Тип проекта : познавательно – информационный

Вид проекта : краткосрочный, исследовательский

Названия проекта : «Кристальное чудо – соль»

Объект проекта : соль

Предмет проекта : свойства соли

направление проекта :

Участники проекта : Пуга Валерия, воспитатель

Автор проекта : Пуга Валерия

Руководитель проекта : воспитатель – Артемьева Любовь Аркадьевна

Цель проекта : узнать историю возникновение соли, определить опытным путем свойства соли.

Задачи:

• Что такое соль?

• Выяснить откуда берется соль?

Исследовать свойства соли опытно - экспериментальным путем

• Провести опыт по выращиванию кристаллов соли в условиях детского сада

• Изготовить творческую работу с применением соли

«Чем больше ребенок видел, слышал, пережил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая деятельность»

Л. С. Выготский

4 Основная часть

В недрах земли люди иногда находят камни, имеющие удивительную форму – иногда кажется, что их кто-то выпиливал, полировал для того, чтобы они обрели определенную форму. А в некоторых случаях нам трудно поверить, что они возникли без участия человека. Именно такие камни с природной симметричной формы, которые не сделанные руками человека называют кристаллами.

Так что такое кристаллы?

Слово «Кристалл ос» в переводе с греческого означает «лед»

Кристаллы – удивительные явления природы.

Кристалл – это твердое состояние вещества. В природе существует множество кристаллов, некоторые бывают очень необычные и завораживающие и восхищают своей формой и цветом. Оказывается, что многие из самых обычных веществ вокруг нас представляют собой кристаллы. Мы встречаемся с ними повсюду. На улице - кристаллы хрустят у нас под ногами в виде снега почти полгода, на кухне – мы употребляем в пищу, кристаллы в виде сахара и соли.

Давайте разберемся, ЧТО ТАКОЕ СОЛЬ?

Соль – это белое кристаллическое минеральное вещество, растворимое в воде.

Соль – это один из минералов, которые люди употребляют в пищу

Соль – самая древняя из специй.

Соль – от латинского слова «Sal”, которое происходит от греческого термина «hals», означающее «Море».

Происхождение слова «соль», по мнению некоторых ученых, связано с Солнцем: старинное славянское название СОЛНЦЕ – СОЛОНЬ.

В далёкие времена соль считалась драгоценностью, ценилась, как золото. Восемь тысяч лет люди используют соль в пище.

Откуда соль берётся, и как ее добывают?

С древних времён соль добывали в залежах морей и озерах. Солью покрыты все берега, на них нет растительности.

* На севере, на Камчатке, люди добывают соль обычно весной, когда еще держатся ночные заморозки. На берегу моря устанавливают большие не протекающие кожаные емкости, лодки и боты, выдолбленные из одного куска дерева. Они наполняются морской водой. Вода оставляется там, на 20 дней. Каждое утро, замерзшая вода за ночь, в виде ледяной корки, выбрасывается, а затем добавляется свежая, морская вода. Так делают до тех пор, пока рассол не перестанет замерзать - т. е. пресная вода уже вся выделилась в виде льда, и остался только чистый раствор соли. После этого рассол выливается в котлы и кипятится в течение нескольких часов, пока не осядет вся соль, оставшаяся вода выливается. Так получают прекрасную белую и сухую соль. Ее необходимо хранить в сухом месте, т. к. при попадании в нее влаги, весь запас в короткий срок портится.

* Во Вьетнаме соль добывают очень интересным способом. В специальные ямы наливают морскую воду, затем вьетнамская жара делает свое дело, вода испаряется, оставляя соль. После этого соль собирают в небольшие кучи и отвозят на тачках на завод, где она проходит очистку.

* В глубокой древности люди добывали соль, сжигая в костре некоторые растения, а золу использовали в качестве приправы. Прошло много времени, и люди научились получать соль из морской воды, путем выпаривания.

Что значит выпаривания?

Выпаривание - один из древнейших способов разделения жидких смесей с использованием теплоты; процесс, в частности, применялся в солеварнях для выделения поваренной соли из растворов.

В стародавние времена соль была ценным товаром и стояла в одном ряду с русской пушниной, английской шерстью и французскими винами. В Древнем Риме соль ценилась выше, чем золото.

Происхождение соли

Геология еще не сформировалась как наука, а жаркие споры о происхождении соли уже велись многие годы. По мнению Рене Декарта (17 век, механизм происхождения этого минерала заключается в проникновении сквозь трещины в поверхности земли воды океана, которая со временем превращается в соль. Позднее в научном мире геологов произошел раскол, часть ученых стали нептунистами, а другие — плутонистами.

Первая группа придерживалась мнения, что все коренные породы, и соль в том числе, имеют океаническое происхождение. Вторая группа считала, что эти вещества имеют вулканическое происхождение. Когда люди овладели технологией глубинного бурения, выяснилось, что соль попадается практически повсеместно. Это обстоятельство натолкнуло известного ученого-геолога В. Строганова на мысль объединить обе теории для получения правдоподобной картины. Согласно его версии, энергия, которая необходима для выпаривания океанской воды, появлялась в результате тектонических процессов. Таким образом, время возникновения всех солеродных бассейнов совпадает с моментом образования гор.

Соль, которая находится в недрах земли добывают, шахтным способом. Она возникла там многие миллионы лет назад. Время сделала соль чрезвычайно монолитной, твердой - каменной. Горняки с помощью врубовых машин, а иногда и взрыва отбивают от соляного массива глыбы, которые затем дробятся и поднимаются на поверхность, здесь соль размельчают, очищают от пыли и примесей. Расфасовывают в пачки, укладывают в ящики, коробки. На соляных шахтах работают самоходные буровые установки, мощные электрические экскаваторы, электрические подъемники, электровозы, горнопроходческие комбайны– самая современная техника. В соляных шахтах туннели и коридоры сверкают, как будто они сделаны изо льда

Соляное дело – один из древнейших промыслов на территории русского государства. Начало солеварения связано с Галицией и праславянскими племенами, относят к 5 веку до н. э. Первые известие о солеварении в русских княжествах и Киевской Руси появились в письменных источниках не ранее 11 – 12 века.

В середине 18 века в Саратове тоже добывали соль. Начало добычи соли на озере Эльтон дало импульс его экономическому развитию. На противоположном берегу Волги была основана Покровская Слобода (Энгельс). Саратов стал перевалочным пунктом на пути транспортировки соли.

Сейчас соль добывают со дна высохших озер и даже тех, что еще не высохли. Машины отсасывают из озеро воду, потом ее выпаривают и остается белый порошок, который мы каждый день видим в солонке.

Еще один метод добычи соли, который довольно известен, это вакуумный метод. Чтобы получить соль данным способом, ее нужно вываривать из рассола. Чтобы получить рассол, бурят скважину в пласт соли в слоях земли, потом заливают туда пресную и чистую воду. Там эта вода растворяет соль. Когда концентрация этой соли становится нужной по концентрации, ее выкачивают при помощи насосов. Добытая таким методом соль, является самой качественной и чистой.

С помощью озерного способа добывается самосадочную соль. Такую соль добывают в соленых озерах, которые обладают значительными пластами соли. Осадочные соли нуждаются в тщательной очистке, прежде чем использовать ее в пищевой промышленности

Помимо тех способов, которые были перечислены выше, существую и другие. Среди них: вымораживание, карьерный метод и выпаривание. Процесс добычи соли в зависимости от метода, является трудоёмким. Выпускается специальная техника и устройства, чтобы добыть её наиболее эффективным методом.

В Древнем Риме караваны с солью называли – ВИА Солярия, что означает «соляной путь». Караваны с солью сопровождали отряды воинов, потому что соль была очень дорогая.

На Руси соль добывали из рассолов, которые выкачивали из недр. Сейчас соль добывают в Средней Азии в озерах «Баскунчак», «Эльтон».

Разновидности соли

В разных странах существует огромное разнообразие разновидностей соли.

1. Знаменитая соль «Цветок моря»;

2. Винтажная соль «Мерло»;

3. Кипрская лавровая соль;

4. Соль «Чили-верде»;

5. Австралийская соль бассейна реки Мюррей – Дарлинг;

6. Гавайская розовая морская соль «Алаэа»;

Их, очень много, но мы познакомились с самыми известными из них - это поваренная, морская и йодированная соль.

Применение соли часто:

1. В кулинарии

2 В медицине

3 В хозяйственно - бытовой

опытно - экспериментальная деятельность

Опыт № 1 «Соль и снег»

Взяли соль и посыпали часть заснеженной скамеечки на участке детского сада солью во время прогулки. Прошло несколько минут, и мы увидели, что там, где снег посыпали солью, он стал таять и превратился в «кашицу» Видно было как лед «рушится» - ломается на средние половинки и потом исчезают снежинки. А когда вышли на следующий день на прогулку, то мы увидели, что снег превратился в «кашицу».

Вывод: соль разрушает кристаллы снега, снег тает. Так вот для чего посыпают солью лед, чтобы он таял и не был скользкий.

Опыт № 2 «Соль на ощупь»

Мы взяли мелкую соль «Экстра», крупную «поваренную» и морскую соль и проверили на ощупь.

Вывод: на ощупь соль разная – мелкие и крупные кристаллы.

Опыт № 3 «Растворимость соли»

Взяли стакан с теплой водой и стакан с холодной водой. Одну столовую ложку соли положили в стакан с теплой водой и размешали, другую –в стакан с холодной водой. Понаблюдали в каком из стаканов кристаллы соли растворяться быстрее. После наблюдения сделали вывод. Вывод: кристаллы соли растворяются по – разному. В холодной воде кристаллы соли растворяются медленнее, а в теплой быстрее.

Опыт № 4 «Выпаривание»

Мы растворили соль в воде. Налили соляный раствор в ложку металлическую. Поместили ложку над огнем (свечкой) и нагрели до тех пор, пока вся вода не испарилась, на дне ложки осталась сухая соль в виде кристаллов.

Вывод: при нагревании соляного раствора вода испаряется, а кристаллы соли остаются на дне и стенках ложки.

Опыт № 5 «Как отделить соль от земли»

Мы возьмем немного земли. Насыпьте ее в стакан. Затем в этот стакан добавим соль. Тщательно перемешаем полученную смесь. Получилась серо – коричневая масса из земли и соли. И эта масса должна пройти процедуру разделения на составляющие компоненты. Добавим в стакан со смесью немного воды и тщательно размешаем ее. Затем профильтровать полученную смесь. Для этой цели подойдет все, что угодно, от ватного тампона до хлопчатобумажной ткани. Под воронкой установи стакан. Туда же положи тампон в верхнюю часть воронки и вылей смесь воды и земли. Отдельную от земли жидкость вылей в кастрюлю и поставь на огонь. Выпари всю воду из посуды.

Вывод: как только вода испарится, то на стенках кастрюли, в которой проводили выпаривание появится соль. Итак, земля осталась на фильтре, соль кристаллизовалась в посуде.

Опыт № 6 с яйцом «Тонет – не тонет»

Мы взяли два стакана с водой. В один стакан насыпали соли, а другой – оставили без изменения. Затем в стаканы опустили сырое яйцо. В стакане, где была соль, яйцо всплыло на поверхность. А в стакане простом яйцо утонуло, оно легло на дно стакана.

Вывод: объясняется это тем. Что соль повышает плотность воды. Чем она выше, тем сложнее в ней утонуть. Именно поэтому в соленом море плавать гораздо легче, чем в пресноводной реке. Соленая вода помогает держаться на поверхности.

Опыт № 7 «Выращивание кристаллов из соленого раствора на разных предметах»

Для начало, следует приготовить насыщенный раствор соли. Для этого в стакан добавляем несколько столовых ложек соли и заливаем кипятком. Тщательно перемешиваем с помощью ложки. Если вся соль растворилась, то добавь еще соли, так как на дне должна остаться соль не растворенная. Важно растворять соль до тех пор, пока соль больше уже не растворяется. Дайте раствору остыть. В это время закрепляем на конце нити предметы (скрепку металлическую, пластмассовую скрепку, кусочек деревянного карандаша). Второй конец нити привязываем к карандашу. И погружаем предметы со скрепкой в насыщенный, остывший раствор соли. Карандаш с подвязанными предметами положили на край стаканчика. Через три дня посмотрели, предметы и ниточка покрылись «белым снегом», т. е. солью. Через неделю и через три недели вода испарилась, а соль на стенках стакана выросла и на предметах. На пластмассовом крючочке соли было больше, чем на металлической скрепке.

Вывод: через три дня предметы и нитка покрылись «белым снегом», т. е. кристаллами соли. При испарении солевого раствора на предметах остаются кристаллы соли. Они бывают разного размера и разной формы. Вот какие кристаллы у нас выросли за две недели

Опыт № 8 «Соль – чистящее средство»

Мы взяли грязный стакан, насыпали на губку соли и помыли стакан. Он стал чистым, даже блестел на свету.

Вывод: Соль – чистящее средство. Еще в средние века поваренную соль использовали как чистящее средство, секреты ее применения передавались из поколения в поколение. Конечно, в настоящее время в магазине можно найти и более сильные средства борьбы с пятнами и грязью, однако в отличие от многих других средств соль не токсична, она достаточно недорогая, и ее можно всегда найти в достаточном количестве в любом доме\

Опыт № 9 «Окраска соли»

1 С помощью гуашевой краски – в целлофановый пакетик насыпаем соли, добавляем чайную ложку гуаши, завязываем мешочек и начинаем перемешивать пальчиками. Соль приобретает цвет добавленного вещества. Можно декорировать рисунки, поделки.

2 С помощью цветных мелков – насыпаем мелкую соль на плотный лист бумаги. Берем цветной мелок и начинаем тереть соль. Соль приобретает цвет мелка.

Вывод:

В заключение моей работы я подтверждаю гипотезу, что соль – это не только важный пищевой продукт, но и незаменимый помощник человека в других сферах жизни. Соль – это нечто большее, чем содержимое кухонной солонки. Опыты, которые я провела, помогли мне получить навыки исследователя, раскрыть некоторые тайны обыкновенной соли. Любому пищевому продукту можно найти замену, даже хлебу. Соли – нет. Это единственный продукт, который нечем заменить, и без которого жизнь невозможна. Таким образом, поваренную соль можно назвать «Кристальное чудо». Данная работа заинтересовала меня, и я продолжу изучение этой темы, а полученными сведениями поделюсь со сверстниками.

Проведя, опыты мы выяснили, что соль на вкус соленая, белого цвета, не имеет запаха, сыпучая, состоит из кристаллов, в тёплой воде растворяется быстрей, чем в холодной. Узнали, что соль имеет свойство разрушать лёд (опыт со льдом) и растворять снег; что в солёной воде яйцо не тонет (опыт с яйцом) так как насыщенный солевой раствор не даёт предметам утонуть. Выяснили, что при испарении солёной воды, остаются кристаллики соли.

Мы пришли к выводу, что соль имеет свойство превращаться в кристаллы (кристаллизуется, является чистящим средством. Я, поняла, почему в соленой воде мне легко держатся на поверхности воды, чем в пресной, потому, что плотность соленой воды больше, чем пресной. Мы доказали на опыте и рассмотрели сюжет сказки «Сахар и соль». Действительно, где бы, мы не посыпали соль, на том месте образовывалась «кашица» под ногами. Соль – разрушает лед и превращает снег в «кашицу».

Выполнять опыты было так здорово и интересно. Потому что еще мы научились красить соль и делать из нее разноцветные, яркие, красивые поделки, которые можно дарить друзьям. Изучив познавательную литературу, мы узнали, что моря и озера – источники соли, что соль добывается из недр Земли. Соль – пищевой продукт. Проводив разные опыты и эксперименты, узнали много нового и интересного о соли, как о полезном ископаемом.

Исследовательский проект «Кристальное чудо — соль»

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Информационно-исследовательский проект «Мяч-мой друг!» Цель: Формирование потребности в укреплении своего здоровья с помощью работы с мячом. Задачи: 1. Совершенствование двигательных умений в.

Исследовательский проект «История поселка» ВВЕДЕНИЕ: Основополагающий вопрос: Что я знаю об истории своей малой родины? Мы родились в современном посёлке Правохеттинский. В нашем.

Исследовательский проект «Соль-волшебница»Исследовательский проект «Соль-волшебница» Исследовательский проект "Соль - волшебница". Участники проекта :дети, родители и воспитатели группы «Буратино». Паспорт проекта :информационный.

Познавательно-исследовательский проект «Чудо-огород на окне» Проект направлен на расширение кругозора детей, воспитание у детей любви к природе, развитие интереса к исследовательской деятельности.

Познавательно-исследовательский проект: «Я и часы»Познавательно-исследовательский проект: «Я и часы» Познавательно-исследовательский проект в подготовительной группе «Я и часы» Для детей: 6- 7 лет Вид проекта: познавательно-исследовательский.

Познавательно-исследовательский проект «Мотылёк»Познавательно-исследовательский проект «Мотылёк» Форма проекта: групповая Форма работы с детьми: наблюдение и решение проблемных задач. Методические приемы: наблюдения, проблемно – поисковый,.

Познавательно-исследовательский проект по выращиванию фасоли «В огороде хоть росла, знает ноты «соль» и «фа». Часть перваяПознавательно-исследовательский проект по выращиванию фасоли «В огороде хоть росла, знает ноты «соль» и «фа». Часть первая Участники проекта: ребёнок младшего школьного возраста и его родители. Время проведения: долгосрочный. Цель проекта: развитие познавательного.

Познавательно-исследовательский проект по выращиванию фасоли «В огороде хоть росла, знает ноты «соль» и «фа». Часть третьяПознавательно-исследовательский проект по выращиванию фасоли «В огороде хоть росла, знает ноты «соль» и «фа». Часть третья «В огороде хоть росла, знает ноты «соль» и «фа» Есть чудные живучие растения, я удивляться им не устаю. Фасоль стремится вырваться из.

Познавательно-исследовательский проект по выращиванию фасоли «В огороде хоть росла, знает ноты «соль» и «фа». Часть втораяПознавательно-исследовательский проект по выращиванию фасоли «В огороде хоть росла, знает ноты «соль» и «фа». Часть вторая В стручках всегда она растёт, На грядке садовод её найдёт. Фасоль мы любим, уважаем, Все вместе дружно собираем. И вкус прекрасный точно.

Творческо-исследовательский проект «Чудо-календарь!» Введение. Под Новый год пришел он в дом Таким румяным толстяком, Но с каждым днем терял он вес И, наконец, совсем исчез. (Календарь) Наступил.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Исследовательский проект «Кристальное чудо — соль»
Опубликовано: 18 января 2020 в 21:32
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Исследовательский проект «Кристальное чудо — соль»» (включая файлы) размещена пользователем Артемьева Любовь в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

4 ноября. День народного единства. Передвижка

День народного единства – один из самых юных государственных праздников. Сегодня вспоминаем о тех далёких событиях и о том, что единство и дружба народов – единственно верный путь.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД