Ольга Макайкина
Что такое социализация дошкольника. Важность игры в социализации дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Современная практика дошкольного образования реализует положение о том, что в каждом ДОУ необходимо создавать условия для полноценного социального развития детей : предоставлять ребенку возможность проявлять социальную мотивацию, способность самостоятельно выбирать адекватный ситуации стиль поведения, совершенствовать личные отношения с окружающими. Своеобразие социального развития ребенка и ДОУ отражено в специальных педагогических ориентирах, характеристике базовых навыков воспитанников детских садов, показателях социального развития дошкольников. Педагогические ориентиры социального развития ребенка в ДОУ: - педагог формирует у ребенка чувство собственного достоинства, уверенность в своих возможностях; - педагог развивает, стимулирует позитивное отношение ребенка к окружающим; - педагог воспитывает у ребенка социальные навыки и формирует социальную компетентность. Базовые социальные навыки ребенка в ДОУ: - навык соблюдать правила этикета; - навык соблюдать правила безопасности; - навык сотрудничества и взаимодействия с окружающими; - навык соблюдения общих правил, договоренности; - навык применения позитивных способов решения конфликтных ситуаций. Согласно данным исследований уровень социализации ребенка в условиях ДОУ целесообразно контролировать с помощью специальных показателей. Показателями успешного социального развития дошкольника в детском саду могут служить умения ребенка: - умение ребенка войти в детское общество: - умение ребенка действовать совместно с другими; - умение следовать и уступать общественным нормам; - умение ребенка контролировать свои желания и др. Уровень социального развития ребенка в ДОУ возможно определить с помощью показателей, характеризующих социально-личностные качества дошкольников : - интерес ребенка к себе; - интерес к сверстникам; - отношение ребенка к группе детского сада и др. Впервые в российской истории в соответствии с требованиями вступившего в силу 1 сентября 2013 года федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», разработан Федеральный государственный стандарт дошкольного образования. Стандарт утверждает основные принципы, одним из которых является «создание благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями». Решение задач развития детей должно быть направлено на приобретение опыта в следующих видах деятельности: двигательной, коммуникативной, изобразительной, музыкальной, игровой. Игра в данном случае может выступать как форма социализации ребенка. Дошкольный возраст (с 3 до 7 лет) – это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками. В возрасте с трёх до семи лет самосознание ребёнка развивается настолько, что это даёт основание говорить о детской личности. И в этом возрасте ребёнок начинает осваивать «определённую систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества…», а значит, он вовлекается в процесс социализации. Рассмотрим, что такое : Социализация (от лат. Socialis – общественный) – это развитие и самореализация человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества. Социализация происходит в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой, в относительно направляемом обществом и (или) государством процессе влияния на те или иные возрастные, социальные, профессиональные группы людей, а также в процессе относительно целесообразного и социально контролируемого воспитания (семейного, религиозного, социального). Сущность социализации состоит в том, что она формирует человека как члена того общества, к которому он принадлежит. Процесс социализации личности С. И. Гессен, отечественный педагог, рассматривает как три ступени: Первая ступень – дошкольный период, период произвольного существования ребёнка, в котором преобладает игровая деятельность; Вторая ступень – период активного познания ребёнком окружающей жизни, её законов и требований; Третья ступень – этап завершения её формирования, - это процесс самообразования, внешкольного и университетского образования. Поскольку ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, то в игровой деятельности происходит социализация ребёнка. Именно в игре он развивается и самореализуется, усваивая и воспроизводя культуру общества, социальные нормы и ценности того общества, к которому он принадлежит. Игра – не развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности. Детство без игры и вне игры ненормально. Лишение ребенка игровой практики - это лишение его главного источника развития: По мнению психологов, именно в игре ребенок строит свои первые модели окружающего мира, усваивает правила общения между людьми, развивает свои способности и характер. Играя вместе, дети начинают строить свои взаимоотношения, учатся общению, не всегда гладко и мирно, но это путь обучения. Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу. Наиболее эффективная форма социализации ребёнка, где закладываются основы будущей личности. Процесс социализации в младшем дошкольном возрасте должен выполнять следующие задачи:
Публикация «Что такое социализация дошкольника, Важность игры в социализации дошкольника» размещена в разделах
1. Научить воспитанников быть «продуктивными членами общества»;
2. Приобщить их к социальным ролям, правам и обязанностям;
3. Адаптировать к социальной среде;
4. Интегрировать в жизнь общества.
Рассмотрим игру дошкольника, каким образом она является средством социализации.
2. Игра – важнейшее средство социализации дошкольников.
2.1. Игра в жизни дошкольников. В настоящее время специалисты дошкольной педагогики единодушно признают, что игра как важнейшая специфическая деятельность ребёнка должна выполнять широкие общевоспитательные социальные функции. Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребёнка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении. Как охарактеризовал игру С. Выготский: «Игра—это первая школа общественного воспитания ребёнка, арифметика социальных отношений». Игра – один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми. Уже на ранних и младших возрастных ступенях именно в игре дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, по своему желанию общаться со сверстниками, реализовывать и углублять свои знания и умения. Н. К. Крупская писала: «Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них – учёба, игра для них – труд, игра для них – серьёзная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего». 1. Через игру ребёнок входит в мир взрослых, овладевая духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт.
2. В игре формируется и проявляется потребность ребёнка взаимодействовать с миром, развиваются интеллектуальные, моральные и волевые качества, формируется личность в целом. Например, в игре формируется такое качество личности ребёнка, как саморегуляция действий с учётом задач коллективной деятельности. Важнейшим достижением является чувство коллективизма. Оно не только характеризует нравственный облик ребёнка, но и перестраивает существенным образам его интеллектуальную сферу, так как в коллективной игре происходит взаимодействие различных замыслов, развитие событийного содержания и достижение общей игровой цели. Доказано, что в игре дети получают первый опыт коллективного мышления. Игра – подлинная социальная практика ребёнка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Например, игра, в которой дети воспроизводят в наглядно-образной, действенной форме труд и взаимоотношения людей, не только позволяет лучше понять и глубже пережить эту действительность, но и является мощным фактором развития мышления и творческого воображения, воспитания высоких человеческих качеств. Нередко игра служит поводом для сообщения дошкольникам новых знаний, для расширения их кругозора. Детям особенно нужна игра для физического развития, для укрепления здоровья. Игры используются как одно из средств нравственного воспитания. Можно сказать, что игра является школой особого типа, в которой дети активно и творчески, на основе подражания усваивают разработанные обществом нормы поведения. Игры у детей дошкольного возраста бывают очень разнообразными. Традиционно различают игры подвижные, ролевые, настольные и дидактические.
1. Подвижные игры. Они очень полезны для здоровья. Растущий детский организм не может долгое время сидеть на одном месте, ему нужно движение, высвобождение накопившейся энергии. И подвижные игры являются незаменимым способом этой энергетической разрядки и развития физических качеств младших школьников. Во многих проводится борьба за личное первенство или первенство коллектива. Кроме физических качеств, они развивают такие свойства личности, как смелость, выдержка, настойчивость.
2. Ролевые игры. Они отражают явления и процессы, которые дети наблюдают или о которых слышат из мира взрослых. В этих играх каждый ребенок берет себе определенную роль, например: врача, учителя, пожарника, и изображает соответствующую деятельность. Иногда сюжет игры бывает заранее намечен, события и действия развертываются в определенном плане (сюжетные игры).
3. Настольные игры. Полезны для расширения познавательных интересов и для умственного развития. К числу таких игр относятся лото с картинками, словесные игры со всякого рода загадками, шарадами, ребусами, игры- головоломки и т. п.
4. Дидактическая игра. Это активная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов. Так как дошкольники очень любят играть, процесс передачи системы знаний, умений и навыков в форме игры является наиболее эффективным. Такие виды игр помогают ребенку лучше усвоить учебный материал. Кроме того, они способствуют активному взаимодействию участников этих игр. Игра позволяет ребенку получать и обобщать знания об окружающем мире, развивать у него чувство коллективизма, желание и умение помогать другим. Игра есть сильнейшее средство включения ребенка в систему отношений общества, которому он принадлежит, усвоения им культурных и духовных богатств. В игре, развиваются интеллектуальные, личностные качества и физические способности. Цель нашей работы состоит в том, чтобы показать, что игра является эффективным средством социализации дошкольника