Ольга Медведева
Исследовательская работа воспитанницы старшей группы «Необычный кусочек мела»
▼ Скачать + Заказать документы
Для каждого из нас Россия начинается с родного края. Белогорье. Здесь мы родились, здесь живут наши родные люди, наши друзья. Этот край – частицу нашей Родины – все мы любим, этим краем мы гордимся.
Любуясь красотой меловых гор, мне стало интересно: почему край так называется – Белогорье? Чем он богат и в чем состоит ценность полезного ископаемого, которое определило название нашего края.
Публикация «Исследовательская работа воспитанницы старшей группы „Необычный кусочек мела“» размещена в разделах
Во всем мире не найдется человека, который бы за свою жизнь не столкнулся с мелом. Однажды на прогулке я нашла кусочек мела, и Наталья Николаевна сказала, что у нас его много. Я удивилась. Тогда воспитательница показала рукой на горы и сказала, что там находятся меловые отложения. Миллионы лет назад на этом месте простирался древний океан. Мел, по которому мы ходим - это дно древнего океана. На нем росли различные водоросли, губки, морские лилии, жили моллюски, ракообразные, морские звезды, ежи. Со временем их остатки (панцири, раковины, скелеты) оседали на дно. Из них образовывались отложения своеобразного ила. С годами ил пополнялся новыми отложениями, которые увеличивались и крепли. На вершины наших холмов тысячелетия лили дожди и дул ветер, мягкие породы осыпались, показывая более твердые – меловые столбы. Так возникли меловые отложения.
Целью работы является изучение мела и его применение.
Объект исследования : полезное ископаемое – мел.
Предмет исследования : мел и его применение.
Гипотеза исследования : если я изучу происхождение и свойства мела, я смогу узнать, где применяется мел и как используется.
Методы исследования : беседы со взрослыми, изучение литературы о меле, экскурсии в окрестности города, наблюдение, проведение экспериментов с мелом, анализ полученных данных.
После рассказа воспитателя, чтения детской энциклопедии я сделала вывод, что мел - это затвердевший морской ил, в котором встречаются раковины моллюсков, скелеты морских ежей. У меня возник вопрос, а для чего нужен мел, где он применяется?
Мы знаем, что мелом пишут в школе, рисуют на асфальте. Но бабушка мне рассказала, что мел нужен человеку не только, чтобы рисовать. Он используется в сельском хозяйстве для удобрения почвы, подкормки животных, в промышленном хозяйстве – для производства цемента и извести, при изготовлении пластмассы, лаков, красок, для получения соды, стекла. Очищенный мел используется для приготовления лекарств, зубной пасты и зубного порошка. Еще я узнала, что Белгородская область имеет большие запасы мела. Наш край тоже богат запасами мела, а в городе есть завод по переработке мела.
В детском саду Наталья Николаевна предложила провести опыт, чтобы узнать свойства мела. Мы опустили кусочек мела в стакан с водой и увидели пузырьки. Наталья Николаевна сказала, что так происходит потому, что внутри мела есть воздух. А еще я заметила, что вода в стакане была прозрачная, а стала мутная и белая. Так я узнала, что мел в воде растворяется.
А дома бабушка провела для меня еще один интересный опыт с уксусом и кусочком мела. Мы взяли полстакана уксуса, и кусочек мела, бросили в стакан кусочек мела. Когда мы проводили этот опыт, я заметила, что уксус в стакане начал бурлить. Бабушка сказала, что это от огромного количества пузырьков газа, выходящих из мела. Постепенно от него отваливались мелкие кусочки, и, в конце концов, он полностью распался. С помощью этого опыта я узнала, что мел — это известняк и при соприкосновении с уксусной кислотой он превращается в другие вещества, одно из которых — углекислый газ, бурно выделяющийся в виде пузырьков. Точно также, но очень медленнее разрушаются каменные статуи из-за слабого раствора кислоты, содержащегося в каплях.
А можно ли есть мел? Врачи не рекомендуют этого делать. Но часто мел используют в качестве источника кальция. Но, оказывается, не всякий мел можно есть. Лучше всего употреблять в пищу натуральный мел, добытый в карьерах.
Когда мы рисовали в группе на доске, я обратила внимание воспитателя на то, что мелков осталось мало. Тогда Наталья Николаевна предложила самим сделать цветные мелки. Мы взяли форму, краски, воду, гипс. В пластиковом контейнере мы смешали гипс с водой, добавили краску. Потом наполнили формочки смесью. А уже через 4 часа мелки были готовы!
А еще мел можно использовать для изготовления сувениров. Для сотрудников детского сада мы решили сделать радугу в банке. Для этого мы измельчили цветной мел, насыпали манку и мел в посуду с крышкой и встряхнули несколько раз. Манка окрасилась! Потом мы аккуратно стали пересыпать манку в баночку, меняя цвета. Так мы заполнили слоями манки разного цвета всю баночку.
А сколько загадок, стихотворений о меле я узнала! С Натальей Николаевной, детьми мы нашли загадки о меле и сделали книжку-малышку «Белый камушек» в подарок группам.
Но не только в стихотворениях и загадках нам встретился мел. Бабушка прочитала мне рассказ С. Алексееева про маршала Конева «Белгород». Он мне очень понравился!
В нашей группе есть мини-музей «Белогорье». После проведенной работы мы дополнили экспозицию разделом «Необычный кусочек мела».
Мое предположение подтвердилось – я смогла узнать, где применяется мел и как используется. Проведя все эти опыты, я узнала, что мел – это полезное ископаемое, применяемое в разных отраслях промышленности.