ирина поромова
Исследовательская работа «Старая церковь»
▼ Скачать + Заказать документы
Вид исследования : теоретический
Название исследовательской работы
«Старая церковь»
Работу выполнила :
Селезнева Екатерина Дмитриевна
ученица 4 «Г» класса
МБОУ СШ №95
Руководитель:
Поромова Ирина Владимировна
учитель начальных классов
МБОУ СШ № 95
г. Архангельск
2016 год
Оглавление
1 Введение___ 3
2 Основная часть___ 3
2.1. Посёлок Лявля___ 3
Публикация «Исследовательская работа „Старая церковь“» размещена в разделах
2.2. Консультация работника библиотеки Хрушевой Надежды Федоровны___
4
2.3. Ответ из Антониево – Сийского монастыря___ 4
2.4. Шатровая церковь рубленая восьмериком___ 5
2.5. Отличие церквей___ 5
2.6. Разговор со служителем Успенской церкви отцом Кириллом___
5
3 Заключение___ 6
4 Литература___ 6
Приложения
1. Введение
Мой папа родом из села Лявля, что находится на правом берегу реки Северная Двина в 35 километрах от Архангельска. Там до сих пор проживают многие его родственники, и поэтому мы часто всей семьей ездим к ним в гости. Подъезжая к Лявле, издали можно увидеть купола двух церквей. Они возвышаются над всем селом. Необычное сочетание строений из дерева и камня. Удивляет то, что в какую бы сторону ты не шел, взгляд падает на две эти церкви. Присмотревшись, я заметила, что деревянная церковь на фоне каменной смотрится очень ветхой и непримечательной. И у меня возник вопрос, почему эту старую деревянную церковь не сносят, если рядом большая каменная.
Тема исследования : «Старая церковь».
Цель исследования : изучение строения старой деревянной церкви в Лявле.
Задачи исследования :
- узнать способ постройки лявлинской церкви;
- собрать информацию и составить представление о значимости церкви;
- выяснить представляет ли церковь историческую ценность.
Объект исследования : восьмериковые церкви.
Предмет исследования : особенности строения восьмериковых церквей.
Гипотеза исследования : я предполагаю, что лявлинская деревянная церковь имеет необычное строение и этим представляет собой историческую ценность.
Методы исследования :
1) изучение литературы;
2) поиск информации в интернете;
3) консультация работника библиотеки села Лявля и экскурсовода музея «Малые Корелы».
2. Основная часть
2.1. Поселок Лявля
Из рассказов папы я знаю, что сначала появились деревни Зачапино, Ершовка, Бор, Хорьково, позднее Новинки, которые позже стали называться одним словом Лявля. Людей всегда привлекало то, что в лесах водится много зверей, река богата рыбой, земля дает хорошие урожаи. Поэтому Лявля обживалась очень быстро. На самом высоком месте - крутом яру был построен храм, который объединял все близлежащие деревни и служил маяком. Так же папа мне говорил, что еще здесь был монастырь. Мне стало интересно, может эти церкви, которые мы видим сейчас, принадлежали монастырю? И мы с папой пошли в дом культуры, где находится сельская библиотека, чтобы больше обо всем этом узнать.
2.2. Консультация работника библиотеки Хрушевой Надежды Федоровны
В библиотеке работает Хрушева Надежда Федоровна. От нее мы узнали, что действительно, в 14 веке здесь был основан Успенский мужской Лявлин монастырь, который имел два храма Успенский и Никольский. Монастырь являлся центром духовной жизни. В нем хранились ценные богато украшенные церковные книги. А так же монастырь являлся приютом для престарелых и обездоленных (бездомных) людей. Принадлежал он более крупному монастырю - Антониево- Сийскому. Надежда Федоровна сказала, что слышала о пергаментных грамотах, которые подтверждают факт существования монастыря в Лявле. Они должны сейчас находиться в архиве Антониева – Сийского монастыря. Куда мы вместе с Надеждой Федоровной сделали запрос. И вскоре получили ответ.
2.3. Ответ из архива Антониево – Сийского монастыря
В 1923 году по решению архангельского губисполкома Антониево – Сийский монастырь был закрыт, его территория использовалась под нужды коллективного хозяйства (колхоза). Позже здесь находился дом отдыха работников лесной промышленности. С 1970 года пионерский лагерь «Автомибилист». Монастырь вновь был передан Русской Православной Церкви в июне 1992 года и располагает только современным архивом с 1992 года по настоящее время. Весь дореволюционный архив, в том числе и пергаментные грамоты, подтверждающие факт существования мужского Лявлиного монастыря находятся в Государственном Архиве Архангельской области. По адресу улица Шубина, дом 1.
Александр Юрьевич Карушев
помощник настоятеля
Антониево – Сийского
монастыря
по связям с общественностью.
При пожаре в 1580 году первая монастырская Успенская церковь сгорела. Существующая ныне церковь была построена в 1584 году. Около 200 лет в нее приходили люди. Затем богослужения в ней прекратились из-за ее ветхости. В 1844 году эту шатровую церковь рубленую восьмериком посетил Архангельский военный губернатор Александр Иванович де Траверсе и решил за свой счет отремонтировать церковь. После возобновления храм был переосвещен из Успенского в Никольский, так как в 1804 году на деньги купца Андрея Харитонова была построена каменная Успенская церковь, потому что старая была не пригодна. В 1943 году помещение храма заняла воинская часть, которая устроила в нем клуб. В начале 70-х годов 20 века Никольский храм передали музею деревянного зодчества «Малые Корелы».
Теперь я знаю, что эти церкви принадлежали Лявлиному монастырю, о котором говорил мне папа. Но не ясными для меня оставались слова: шатровая церковь рубленая восьмериком. Библиотекарь сказала мне, что в этом уникальность церкви. Существует такой способ постройки, когда у здания не 4 стены, 8. Значит, моя гипотеза о том, что старую церковь не сносят из-за ее необычного строения, начинает подтверждаться. За более подробной информацией мы обратились в музей «Малые Корелы», которому принадлежит сейчас старая Никольская церковь.
2.4. Шатровая церковь рубленая восьмериком
Приехав в музей «Малые Корелы», мы прошлись по его территории. Мое внимание привлекла Георгиевская церковь из села Вершина Архангельской области. (17 век) Эта церковь, как и все экспонаты музея, сделана из дерева, но ее форма была не такая как у других построек, а такая как у Никольской церкови в Лявле, у не было также 8 стен. В экскурсионном отделе музея «Малые Корелы» нас встретила экскурсовод Ольга Евгеньева Жданова. Я попросила рассказать её, почему у всех экспонатов музея по 4 стены, а у Георгиевской церкви 8 стен?
Ольга Евгеньевна рассказала, что, раньше бревна для домов рубили топором, называется это сруб. Бревна укладывали в прямоугольник, каждый ряд составлял венец. Щели между рядами прокладывали мхом (мшили). Точно так же строили и храмы. Сруб, по другому назывался клеть, покрывался главой с крестом. Такой тип храма носил называние клетского. Церкви простого типа обычно состояли из трех срубов (клетей). Большого, центрального – для самой церкви и двух меньших – для сеней на запад и алтаря на восток. Эти церкви были очень маленькие, потому, что сруб был в длину бревна. Поэтому позже стали строить другим способом – восьмериком. Длина бревен сохранялась, но увеличивалось количество стен, бревна укладывались не четырехугольником, а восьмиугольником. Это значительно позволяло увеличить площадь церкви и сохранить длину бревна. Но так как работали только топором, работа была трудоемкой, поэтому продолжали строить церкви, укладывая бревна четырехугольником. В Архангельской области остались только две церкви, построенные восьмериком. Это Георгиевская церковь в музее «Малые Корелы» и Никольская церковь в посёлке Лявля. Поэтому обе из них представляют историческую ценность. Мне захотелось ещё больше узнать о них.
2.5. Отличие церквей
Если внимательно посмотреть на две этих церкви, то можно заметить, что купола – главы у этих церквей абсолютно разные. Я заинтересовалась, почему так. Где же как не в соседней действующей Успенской церкви в Лявле, я смогу об этом узнать. Мы отправились именно туда. У нас состоялся разговор с батюшкой Кириллом.
2.6. Разговор со служителем Успенской церкви отцом Кириллом
Отец Кирилл нам рассказал, что шатры этих церквей являются продолжением сруба, бревна рублены в «реж», т. е. с просветами. Венчают или покрывают эти срубы - главы, которые крепятся на барабане или, как еще их называют шее. Хотя обе церкви имеют одинаковую восьмериковую форму сруба и шатра, но шеи и главы у них разные. Никольская церковь в Лявле является цельной срубной конструкцией, от основания до креста она имеет восьмериковую граненую форму. Построена она в 16 веке, а позже в 17 веке восьмериковые шатровые церкви покрывались (венчались) уже округлыми головами на таких же округлых шеях. Георгиевской церковь в «Малых Карелах» является таким примером. Она построена в 1672 году, а это 17 век. Отец Кирилл нам сообщил, что лявлинская шатровая церковь рубленая восьмериком осталась единственной в России.
Таким образом, моя гипотеза, что старая деревянная церковь в Лявле имеет необычное строение, и этим представляет собой историческую ценность, подтвердилась.
3. Заключение
В процессе исследовательской деятельности я многое узнала о русском деревянном зодчестве. Северянам есть чем гордиться. И эти замечательные творения предков не оставят людей равнодушными. Эти храмы, как стволы могучих деревьев, уходят корнями в прошлое.
Я и предположить не могла, насколько уникальна лявлинская Никольская церковь. Она ведь единственная во всей России.
4. Литература
1. Интернет – сайт ru.wikipedia.org
2. Бутаков В., «Время былое» // Архангельск, тираж 3 экземпляра, частная типография 2005.
3. Бутаков В., «Земля родная» // Архангельск, тираж 3 экземпляра, частная типография 2002.
4. Газета «Ленинский завет» от 01.08.1991 г, от 06.08.1991.
5. Ежемесячная газета «Мир Православия» от 01.09.2012.
6. Куратов А. А., «Памятники Архангельского Севера (сборник)»// Архангельск, Северо-западное книжное издание, 1991.