Лариса Емикова
Экспериментально-исследовательская работа в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
«То, что я услышал, я забыл. То, что я увидел, я помню. То, что я сделал, я знаю»
К. А. Тимирязев
Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации.
В моей групппе ВТОрой год работает экспериментально – исследовательский кружок «Юный исследователь». Главная его цель – это формирование у детей экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу, развивать и поддерживать интерес к исследованиям, ОТКрытиям, помочь овладению способам практического взаимодействия с окружающей средой, обеспечение становления мировидения ребенка.
Публикация «Экспериментально-исследовательская работа в ДОУ» размещена в разделах
Исследовательская деятельность ставит каждого ребенка в позицию активного участника, дает возможность реализовать индиивидуальные творческие замыслы, формирует информационный инструментарий, учит работать в команде, выполняя разные социальные роли. И уже есть результаты. Это привело к сплочению детского коллектива, развитию коммуникативных навыков. Появилась обстановка общей увлеченности и творчества в нашей групппе. Каждый из ребят вносит посильный вклад в общее дело, выступает одновременно и организатором и экспертом деятельности.
Технология исследовательской деятельности предоставляет возможность ребенку САмому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?», но для этого я стараюсь обеспечивать не только оборудование для исследования, но и создавать проблемную ситуацию, решение которой приводит к открытию кАкихлибо закономерностей, свойств, явлений. Для поддержки интереса к экспериментированию некоторые проблемные ситуации формулирую от имени сказочных героев. В лаборатории нашей групппы «живет» «Капелька», от имени которой предлагаются задания, опыты и эксперименты.
В своей работе с детьми я придаю большое значение игровым технологиям, они развивают у детей внимание, воображение, повышают знания об окружающем мире. Строительные игры с песком и водой, занимательные игры – опыты и игры – эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества «Сделай радугу», «Игры с соломинкой», «Что в коробке?», «Когда это бывает?», «Волшебные лучи», «Мы фокусники», «Коробка с секретом», и другие.
На занятиях мы выделяем крахмал из картофеля, получаем муку из зерен, проращиваем семена, узнаем, из чего делают бумагу, знакомимся со свойствами воды, воздуха, глины, камня. " Живое " действие с предметами начинает вызывать интерес у детей к познанию мира, активное участие в процессе занятий при усвоении знаний об окружающем, развивает САмостоятельную, познавательную деятельность. Дети начинают предполагать результаты опытов, выстраивая причинно – следственные связи между предметами и взаимодействиями с ними, тем САмым развивают доказательную сторону своей речи.
Огромное значение в работе с дошкольниками имеет четко продуманная система сотрудничества с родителями. На родительском собрании показала занятие с элементами экспериментирования «Воздух – невидимка» и т. д. Через различные виды наглядной агитации убеждаю родителей в поощрении стремления ребенка узнавать новое, самостоятельно выяснять непонятное, вникать в суть предметов и явлений. Это возможно только если действовать сообща.
Воспитатель МКДОУ Д\С №5 старшей группы «Красная шапочка» Л. И. Емикова