Лена Рафалович
Исследовательская работа «Баба-яга: добро или зло?»
▼ Скачать + Заказать документы
Отдел образования, спорта и туризма Ивьевского райисполкома
Липнишковский детский сад-средняя школа
БАБА ЯГА : ДОБРО ИЛИ ЗЛО?
Автор:
Рафалович Елена Степановна,
воспитатель дошкольной группы
2015г.
Содержание
1. Введение…. 3
2. Основная часть… …. 5
2.1. Прототипы Бабы - Яги …. …. 5
2.2. Общая характеристика Бабы Яги…. 6
2.3. Основные образы Бабы Яги в волшебных сказках …. 9
2.4. Оправдание Бабы Яги…. 10
3. Заключение…. 11
Список источников информации…. 12
Публикация «Исследовательская работа „Баба-яга: добро или зло?“» размещена в разделах
- Добро и зло. Конспекты занятий, бесед
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Исследовательская деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2016
Приложение…. 13 1. Опрос детей «Баба Яга - положительный персонаж или отрицательный». 13
2. Ритуальные обряды, связанные с Бабой Ягой…. 14
3. Анкета для родителей «Сказка в жизни вашего ребёнка»….15
1. Введение
Я был в избушке на курьих ножках.
Там всё, как прежде: сидит Яга,
Пищали мыши и рылись в крошках,
Старуха злая была строга.
К. Д. Бальмонт
Мы все любим чудеса. А где они происходят? Конечно же, в сказках. Сказки добрые, веселые, поучительные. В них очень много положительных героев. Но есть и другие, которые хотят им навредить и помешать. Хорошо, что этих героев совсем немного. Но без них тоже нельзя, иначе не было бы сказки. Среди них нас больше всего заинтересовала Баба Яга. Вы помните, как часто вас пугали родители: «Вот не будешь слушаться, прилетит баба Яга и утащит тебя далеко - далеко». И вы боялись, и старались выполнить всё, о чём попросят мама или папа. И никогда не задумывались, а кто же такая Баба Яга?
И только прочитав много разных сказок, нашли для себя ответ. И оказалось, что бояться-то и некого. Почему? Да потому, что в разных сказках образ Бабы Яги очень разносторонний. Она может быть злой и доброй, хитрой и смешной. Опрос воспитанников старшей дошкольной группы показал: 57 % детей считают Ягу отрицательным персонажем, коварной и злой старухой, 35% - и доброй, и злой, 8 % - положительным персонажем. (Приложение 1)
Кто же эта Баба Яга? Что в этом существе нас манит и привлекает?
Чтобы ответить на эти вопросы, мы решили провести исследование на тему : «Баба Яга : добро или зло?»
Цель: выяснить, положительным или отрицательным персонажем волшебных сказок является Баба Яга.
Задачи:
1. Проанализировать сказки, фильмы, мультфильмы с участием Бабы Яги и выявить ее добрые и злые поступки.
2. Изучить личность Бабы Яги и общественное мнение о ней.
3. Составить досье на Бабу Ягу.
Гипотеза: предположим, что не так страшна Баба-Яга, как кажется на первый взгляд.
Объект исследования : русские народные сказки, мультипликация, кинематограф.
Предмет исследования : Баба Яга.
Методы исследования :
• анализ литературы;
• сбор информации;
• опрос;
• анкетирование;
• обобщение.
2. Основная часть
2.1. Прототипы Бабы Яги
Кто же она такая - Баба Яга? Она не всегда была злой, кем же она была?
Одни исследователи считают Ягу обычной злой ведьмой, колдуньей. Другие величают её древнеславянской богиней, хозяйкой леса и зверей, охраняющей подземный вход в потусторонний мир. Третьи утверждают, что Яга перебралась к нам с Севера. Жители северных лесов и оленеводы часто ставили избы на высоких столбах, чтобы в них не могли забраться дикие звери, и чтобы дома не замело снегом. Отсюда появилась «избушка на курьих ножках». Но есть и другие мнения.
При раскопках были найдены костяные и каменные женские фигурки. В древние времена Ягу считали прародительницей племени, дух которой обитает среди живущих, оберегает их от бед, помогает в делах и хранит огонь очага — символ благополучия дома. Возможно, фигурки - это первое изображение Бабы Яги. Такая Баба Яга была доброй.
Еще одним прототипом Бабы Яги могли послужить ведуньи и знахарки, которые жили вдали от поселений в глубине леса. Там они собирали различные коренья и травы, сушили их и делали различные настойки, в случае необходимости помогали жителям деревень.
В древности умерших хоронили в домовинах - домиках расположенных над землей на срубленных деревьях. Люди боялись умерших, их нельзя было тревожить по пустякам, и одновременно приходили просить помощи в трудных ситуациях. Когда открывали отверстие в домовине, то видны были только ноги покойника (Баба Яга - костяная нога). Люди верили, что мертвецы летают на гробах – Баба Яга летала на ступе (выдолбленная колода - гроб). Так что Баба Яга - это умерший предок, мертвец, поэтому ей и пугают, даже забыв, что это значит. [7, с. 518c.]
2.2. Общая характеристика Бабы Яги
Баба Яга – это старая сгорбленная старуха. У неё лохматые волосы, нос крючком, железные зубы и длинные руки. Самый четкий признак Бабы-Яги - ее костяная нога.
В сказке «Царевна Лягушка» так пишут про Бабу Ягу: «На печи, на девятом кирпичи, лежит Баба Яга, костяная нога, нос в потолок врос, сама зубы точит». [6, с. 55-63]
В сказке «Финист – ясный сокол» сказано: «Сидит Баба Яга – костяная нога, ноги из угла в угол, губы на грядке, а нос к потолку прирос».
[1, с. 267-277]
В сказках она ездит в ступе, погоняя ее пестом и заметая следы помелом: «Яга – баба ездит за человеческим мясом, похищает детей, ступа ее железная, везут ее черти; под поездом этим страшная буря, все стонет, скот ревет, бывает мор и падеж: кто видит ягу, становится нем.». Иногда она может перемещаться, принимая облик вихря или бури; как и ведьма, может оборачиваться змеей, кобылой или коровой, деревом, различными предметами, природными явлениями. [7, с. 520]
Ступа в славянской мифологии - это транспорт мертвых, не живых людей. В погребальных обрядах древних европейцев ступу и пест клали в могилы еще 4 тысячи лет назад. Метла - специфическое женское средство, связанное, в представлении древних, с магией очистительной силы. Например, по древней традиции, на похоронах весь путь от дома до могилы надо было непременно промести. Иначе умерший найдет путь домой с погоста, вернется, начнет вредить людям.
Возраст Яги точно не известен: некоторые утверждают, что ей около 700 лет, другие говорят – больше. Мы обратились к сказкам.
В сказке «Ненаглядная красота» Баба Яга сама говорит : «Вот уже третью сотню лет доживаю».
В «Сказке о Василисе и об Иване Горохе» : «Сто двадцать лет в избушке сижу, никуда не выхожу». [1, с. 386-398]
Баба Яга пряжу прядёт, ткёт, чаще всего на печи лежит.
У Бабы Яги есть волшебные предметы. Она владеет ветрами и чудными конями. Обязательным атрибутом Бабы Яги во многих сказках является клубок. Волшебный клубочек, подаренный Ягой герою сказки, сам катится и путь показывает. Кроме клубка Баба Яга иногда даёт героям полотенце, гребень и щё тку: если по дороге бросить полотенце, то появится быстрая, глубокая река, а гребень может превратиться в непроходимый дремучий лес.
Если вдруг прекрасный молодец просит Бабу-Ягу приворожить возлюбленную, то своими заклятьями, клюками и метлами Баба Яга вселяет страсть в тело девушки. Она разжигает дикий огонь в 77 медных печах. От того адского пламени в девушке вспыхивает великое желание любви. Она уже без молодца теперь не может ни жить, ни спать, ни пить, ни есть. (Приложение 2)
Есть у Бабы Яги семья. В сказке «Баба Яга» у неё есть сестра, племянница. В сказке «Пойди, туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что» есть дочь и зять. В сказке «Золотой конь» есть сестра, а у нее сын Змей Горыныч. Но чаще всего Баба Яга живёт одна в лесу.
Друзья у Бабы Яги тоже есть: Леший, Кикимора, Соловей - разбойник, Черти, Кощей Бессмертный, Лихо одноглазое.
Верные слуги Бабы Яги: кот, Ворон, Гуси-лебеди, змеи, лягушки, ящерицы и всякая нечисть. В сказке «Марья Моревна» даже Кощей у неё три дня пастухом был. В сказке «Василиса Прекрасная» служат ей три всадника белый, красный, чё рный: день, солнце, ночь.
Избушка у Бабы Яги необычная. Она ходит на курьих ножках, узнаёт человеческий голос и слушает команды, может видеть окнами, говорить дверью и думать. Попросит молодец: «Избушка, избушка, повернись ко мне
передом, к лесу задом», и избушка слушается. «И привела тропинка Ивана в дремучий лес. Пусто кругом, не видать души человеческой. Только стоит избушка одна-одинешенька, об одном окошке, со крутым крыльцом. Стоит, сама собой повертывается». [5,с. 18-28]
В «Василисе Прекрасной» вокруг избы забор из человечьих костей, на заборе торчат черепа людские; вместо дверей – ноги человечьи, вместо запоров – руки». Обычно описание черепов на заборе Яги рассматривают как свидетельство ее людоедства. Ничего подобного. В этой ужасающей наше воображение картине отражен древний культ черепа. Кости и черепа умерших некоторые примитивные народы даже современного времени хранят вместо памяти об умерших предках. И даже кормят их с ложки, как, например, папуасы Новой Гвинеи. Вот и избушка на курьих ножках в народной фантазии была смоделирована по образу славянского погоста - маленького домика мертвых. В домик мертвых славяне складывали прах покойного. Сам гроб, домовина или погост-кладбище из таких домиков представлялись как окно, лаз в мир мертвых, средство прохода в подземное царство. [4,с. 94]
Николай Рерих «Изба смерти», 1905 г. Саамский амбар. Модель на
территории парка Скансен
(Стокгольм)
Баба Яга, наверное, хорошая хозяйка, у неё под рукой всегда ступа, метла. Она приветливо встречает героя, вкусно угощает, парит в баньке, дает полезные советы.
2.3. Основные образы Бабы Яги в волшебных сказках
Волшебная сказка знает несколько образов Бабы Яги.
1. Яга-воительница: сражается с героями и побеждает многих из них. Во многих сказках Яга сама ездит на верховом коне и сражается подобно богатырю: она выступает против приехавших в её царство богатырей, нападает во главе целого воинства. Её «рать – сила несметная».
2. Яга – похитительница: в сказках Яга часто похищает детей, стремится изжарить их в печи, что напоминает известный во многих местах обряд «перепекания ребёнка», совершавшийся над больными или слабыми детьми: ребенка символически уничтожали, чтобы он возродился вновь уже другим человеком (Приложение 1). [4, с. 95]
3. Яга-дарительница: «…Вот тебе серебряное донце, золотое веретенце, бери в руки, само прясть будет, потянется нитка не простая, а золотая».
[1, с. 267-277]
4. Яга – советчица: Яга сама ничего не делает для героя, но указывает, к кому обратиться за помощью, к примеру, к своей старшей сестре: «Послушай же, ступай по тропинке и дойдешь до пруда, спрячься за дерево и выжидай время». [5, с. 18-29]
5. Яга – повелительница: Яге подчиняются силы природы и животный мир, ей подвластны утро и ночь, вихри и вьюги. В народных сказках Яга повелевает волками, медведями, другим лесным зверьем. «Стала Баба Яга спать ложиться и говорит: «Когда завтра я уеду, ты смотри – двор вычисти, избу вымети, обед состряпай, белье приготовь». [5, с. 18-29]
6. Яга – охранительница (покровительница) : следит с помощью своих волшебных помощников (совы, блюдечка и проч.) за похождениями героя.
7. Яга – прародительница: мать-бабка для нескольких своих дочерей-внучек-ягишен, хозяйка лесных зверей (аналог лешего).
8. Яга – певунья: почти во всех сказках Баба Яга поёт песни, частушки.
2.4. Оправдание Бабы - Яги.
Хоть и обвиняют Ягу в кровожадности, но не в одной сказке она не смогла победить ни одного героя. Никто не спорит, были у нее желания, да ничего не вышло. Сообразительные Жихарка или Иванушка, лесную волшебницу всегда обманывают и саму ее отправляют в печь. Баба Яга или ее слуги, гуси-лебеди, не могут догнать даже похищенного ранее малыша. Вот и получается, что преступления не произошло.
А ещё Баба Яга всегда помогает добрым молодцам спасти своих красавиц. Именно к ней приходит Иванушка за помощью, когда ищет Василису Прекрасную. И Баба Яга помогает и ничего за это не требует. Своих гостей она встречает как хлебосольная хозяйка: сначала в баньке помоет, затем накормит, а потом уж и речь о делах ведет. Но не всякому пришедшему к ней открывает Баба Яга путь в царство Кощеево. Как гость себя вел, такой прием и получал. Будет вежлив и трудолюбив – получит и помощь, а нет – угодит на лопату и в печь. Определит вечером задание, а потом обязательно проверит, выполнено ли оно. Нерадивость и лень она не переносит. Если человек добр, силен, умен и храбр, то ему открыт путь в волшебный мир, потому что только настоящий герой может вернуться с победой из царства Кощеева. Этому нас учат русские сказки и Баба Яга.
3. Заключение
В ходе исследования мы нашли ответы на многие вопросы. Во время работы пришлось познакомиться с образом Бабы Яги настолько близко, что почти «побывали в гостях в тридевятом царстве». Еще многие поколения детишек вырастут на русских сказках, где Баба Яга зла и коварна, но при этом смешна, забавна, отзывчива на чужую беду. Сказки еще раз напоминают, что добро и зло в этой жизни живут рядом, но добро всегда побеждает. А значит, гипотеза наша верна: «Не так страшна Баба Яга, как кажется на первый взгляд».
Список источников информации
1. Доброе слово. Русские народные сказки / сост. : Л. Н. Теляк. - Минск: «Юнацтва», 1998. 430с.
2. Дубинина, Д. Н. Путешествие в сказку: учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошкольного образования / Д. Н. Дубинина. – Минск: Нац. ин-т образования, 2010. – (Серия «Мир детства»)
3. Кононенко, А. А. Персонажи славянской мифологии / А. А. Кононенко. – Корсар, 1993. 224с.
4. Мадлевская, Е. Русская мифология. Энциклопедия / Е. Мадлевская, Н. Эриашвили, В. Павловский. – Мидгард, 2005. 151.
5. По щучьему велению / сост. : В. Соколовский. – «Урал-Пресс Лтд», 1993. 206с.
6. Пралеска: группа «Фантазёры». Хрестоматия: пособие для педагогов учреждений дошкольного образования: в 5 ч / сост. : А. И. Саченко, Л. А. Саченко. – Минск: Нац. ин-т образования, 2011. – Ч. 1. 111с.
7. Шапарова, Н. Краткая энциклопедия славянской мифологии / Н. Шапарова. – АСС, 2011. 624с.
Интернет ресурсы:
Википедия. Свободная энциклопедия [Электронный ресурс] : база содержит материалы по различным темам. – Электрон. дан. (122 тыс. файлов, 775 тыс. ст.). – М., [2001]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki, свободный.