Надя Чичканова
Детский исследовательский проект с региональным компонентом «Род Тодош»
▼ Скачать +Заказ
Содержание
Введение
1. Алтайские племена и роды (соок)
1.1 Алтайские племена
1.2 Алтайские роды (соки).
2. Мои предки из рода тодош.
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5 Арчынай
2.6 Генеалогическое древо семьи Арбанаковых.
Заключение
Список литературы.
Введение
Корни дерева сквозь землю прорастают
Корни человека сквозь народ прорастают
(Алтайская поговорка)
Публикация «Детский исследовательский проект с региональным компонентом „Род Тодош“» размещена в разделах
- Детские проекты, исследовательная деятельность
- Исследовательская деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Республика, область, край. Список городов
- Родной край, город. Проекты
- Темочки
Коренными жителями нашей республики является малочисленный народ алтайцы. Очень давно, когда у алтайцев не было фамилий и отчеств, при встрече, знакомстве разговор начинался бы так:
Гость: «Дакшы ба? («Здравствуте)
Хозяин: «Дакшы, дакшы ба?» (Здравствуй, здравствуйте!»)
«Сен кем? «(Ты кто?»)
Гость: «Мен Арчындай, Ырыстуевна кыс. Соогим тодош, Шабалин озоктон». (Я Арчындай, дочь Ырысту из рода тодош местности Шебалино»).
Если хозяин оказывался из того же рода, он признавал гостя братом и сестрой. Такое традиционное начало разговора незнакомца сохранился и до наших дней. Когда к нам приезжают папины друзья, они всегда при знакомстве со мной называют свое имя и род (соок). А папа говорит, что он Ырысту, из рода (соок) тодош.
Мне стало интересно, откуда появился род моего отца, мой род.
Цель исследования : изучение истории рода (соок) тодош.
Задачи:
1. Анализ литературных источников.
2. Изучить историю своего рода.
3. Составить генеалогическое древо моей семьи.
Объект исследования- род (соок) тодош.
Предмет исследования-генеалогическое древо семьи Арбанаковых.
Методы исследования :
Эмпирические (беседа, интервью)
Теоретические (анализ литературных источников)
Гипотеза-может ли род (соок) тодош передаваться только по мужской линии.
1.1. Алтайские племена
Республика Алтай или Горный Алтай находится на юге России. Граничит с Китаем, Монголией, с Республиками Тыва, Алтайским краем и Кемеровской областью.
Численность населения Республики Алтай на начало 2004 года составила более 200 тысяч человек. Национальный состав: русские-60%, алтайцы-31%, казахи-6%. Коренное население- алтайцы. Коренные малочисленные народы Республики Алтай: теленгиты, тубалары, кумандинцы, чалканцы, алтай кижи.
Данные о племенах и родах Алтая имеются в чертежах Сибири 17 века, описанные в дневнике Н. Спафария, летописи «Описание Сибири». Исследователи 19 и 20 в. Г. Н. Потанин, А. И. Андреев, М. Розен, А. П. Уманский и др. установили точное название племен и родов.
Долгий исторический путь прошли алтайские народности. Они входили в состав первого и второго Тюрского каганов, Монгольской империи, Джунгарского ханства, пока не подверглись китайскому нашествию. 254 года назад, чтобы уберечь свой народ от истребления, большинство алтайских племенных правителей- зайсанов- обратились к России с просьбой о защите и приняли их подданство. Это историческое решение было закреплено указом императрицы Елизаветы Петровны 2 мая 1756 года. С тех пор Алтай и живущий здесь алтайский народ стали неотделимой частью великого Российского государства. С соглашения алтайцев здесь стастали селится русские.
1.2. Алтайские (соки) роды.
В библиотеке я познакомилась с книгой «Алтай- сокровище культуры. Наследие народов Российской Федерации». Из статьи «Сооки- родовые связи алтайцев» Светланы Тюхтеневой узнала, что в Республике Алтай проживают сегодня представители более 80 сооков- родов. «Соок» означает кость. У алтайцев считается, что кости ребенку дает отец, а плоть и волосы- мать. Род современных алтайцев это сообщество кровных родственников, ведущих счет родства по отцовской линии (соки). В селе Шебалино проживают представители более 20 родов. Моя семья из рода тодош.
«Каждый род алтайцев имеет покровительствующее ему божество, называемое тес, священную гору-тес- тайга, или байлу-тайга, священное животное или птицу, дерево или кустарник, называемых байлу-аны, байлу куж, байлу агажы. Слово тес в алтайском языке имеет несколько значений- это «начало», «корень», «основание». Значит тес- тайга-это гора-божествоЮ дающие начало роду-сооку, слова бай (байлу) – «запопедный», «священный», «запретный». Слово байлу ан, агаш, куш, можно перевести как «священное животное, дерево, птицы». Люди монго рода с трепетом относятся к следующим.
Священная гора тодошей-гора Бабырган (находится в селе Майма).
Священное животное- заяц.
Священные деревья- лиственница и береза.
Они думали, что эти священные животные существа (все, что их окружало считалось живыми) ниспослано им божеством оберегающим наш род. (1,с. 168-172).
По рассказам моего деда Арбанакова Юрия Карагызовича, я узнала, что название поселения, рек, гор, логов тесно связано с почитанием природы, где обитали много зверей и дичи, на которых охотились местные жители. Но они умели все это богатство беречь и преумножать. Если охотнику попадались 2 касули, то он обязательно одну оставлял в живых, нельзя убивать тех животных, которые ждут потомства.
Все мои родственники родились в местности Верх-Черга Шебалинского района, которая окружена высокими горами, густыми лесами и кустарниками.
Так же в окрестностях села Верх-Черга есть лога и горы названия которым может быть и дали мои предки «тодоши».
Белый цвет для алтайцев уважаемый, почитаемый. Он олицетворяет чистоту помыслов. И кыйра (белая ленточка, которая повязывается на перевалах, переправах, это извинение за проникновение в природу и в тоже время почитание ее.
2. Мои предки из (сока) рода тодош.
2.1. Jыргалчы (Николай) тодошев
Моего прадеда звали- jыргачи (Карагыс Байбанович) Арбанаков - из рода тодош. Имел лошадей. Конь для алтайцев значит больше чем конь. Не зря они пели (ночью мой товарищ, днем мое крыло).У него родились
2.2. Юрий Карагызович
Родился года в с. Каспа Шебалинского района. Учился в школе с. Каспа, которую закончил в году. Потом начал работать в колхозе. С г. Служил в Советской армии. После службы в армии приехал в деревню и стал дальше работать в колхозе табунщиком (пас лошадей). Работал он ответственно, за что был награжден Почетными грамотами. Так же был награжден орденом «Знак почета». Любит ездить на рыбалку.
Кроме моего деда продолжателями рода тодош являются его родные братья, которых тоже есть сыновья.
Моя бабушка по отцовской линии Зоя Борисовна, из рода кузен.
У дедушки и бабушки родились 5 детей. Мой папа Ырысту и мои дяди Мерген, Аржан, Эжер, Амыр.
2.3. Мой отец- Ырысту Юрьевич Арбанаков.
Родился 20 августа 1989 года в с. Верх Черга Шебалинского района. Закончил 9 классов в Шебалинской школе. Потом закончил Майминский Пу 49 образование средне специальное (с 2004по 2007г.) В армии служил с 2007 по 2009 в городе Бердске. В данный момент глава крестьянского хозяйства. Любит читать книги, ходить в походы.
Моя мама- Арбанакова Айсулу Михайловна, РАБОТАЕТ В ДЕТСКОМ САДУ «Искорка».
У папы Ырысту и мамы Айсулу 3 детей. Дочь Саяна года, дочь Арунай года, и я Арчынай года.
2.4. Мои сестра- Саяна, Арунай.
Учится в Шебалинской школе. Занимаются танцами. Учатся хорошо, из рода тодош, мой отец и дедушка учат нас алтайским традициям, знать своих предков, быть трудолюбивыми, честными, уважающими старших.
Я очень люблю своих родственников, почитаю и уважаю, отдаю дань уважения своим предкам.
У моих близких родственников встречаются разные соки. Ты можешь поменять фамилию, имя, но соок дается от рождения на всю жизнь и передается только по отцовской линии.
В своей работе я доказала, что род тодош передается только по мужской линии, узнала много интересного о прадедушке, дедушке,папе, составила родословную трудолюбивой и известной семьи Арбанаковых.