Валентина Леонидовна Агеева
Исследовательская работа «Секреты воды или вода — это волшебная, магическая жидкость»
Городской Фестиваль проектов и исследовательских работ
детей старшего дошкольного возраста
«Хочу всё знать»
Исследовательская работа
на тему
«Секреты воды или вода – это волшебная, магическая жидкость»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №186»
Руководители: Агеева Валентина Леонидовна
Участники: Иванцова Вероника, Пекрун Злата
Новокузнецк, 2024
Содержание:
1. Введение. 2
2. Обоснование, вопросы, задачи.
3. Гипотезы.
4. Опыты с водой.
5. Выводы исследования.
Данный проект позволяет уточнить и расширить представление детей о воде,
находящейся в разных состояниях, ее признаках и свойствах. Сколько секретов таит в себе вода, можно удивляться исчезнувшим лужам на асфальте, своему отражению в воде, запотевшим окнам в раздевалке от сырой одежды и многому другому… Путём экспериментирования мы решили разгадать некоторые секреты воды.
Исследовательская работа
На тему «Секреты воды или вода – это волшебная, магическая жидкость»
Нас зовут Злата и Вероника, мы юные исследователи. Пока ещё мы не знаем, что такое физика и химия, но я с детства любим всё смешивать и ставить эксперименты.
Обоснование выбора темы:
Тема нашей работы – плотность и непроницаемость воды. Идея этой темы появилась, когда мы совершенно случайно провели один из описанных ниже экспериментов с водой, не пользуясь никакой литературой, и он получился. Нам было любопытно, как поведет себя вода. Оказывается, вода хоть и текучая, но необязательно будет выливаться из сосуда и не смешивается со всем подряд. Теперь, когда мы это рассмотрели и узнали, то хотим с Вами этим поделиться.
Цель: пронаблюдать взаимодействие воды с различными веществами
Задачи для достижения цели были поставлены следующие :
1. Проанализировать литературные источники по данной теме
2. Изучить свойства воды
3. Рассмотреть взаимодействие воды с различными веществами на практике
4. Понять, как ведёт себя вода при столкновении с материей, веществами и жидкостями
5. Провести эксперименты по данной теме
Гипотеза: Вода жидкая, поэтому она должна отовсюду выливаться и смешиваться с жидкими веществами
Методы исследования:
1. Изучение литературных и интернет-источников по теме исследования
2. Эксперименты
4. Обобщение, систематизация полученных сведений
Объект исследования: вода
Предмет исследования: взаимодействие воды с солью, тканью и жидкими веществами
Практическая значимость работы состоит в том, что её результаты помогут мне разобраться в химических и физических свойствах воды, пронаблюдать природные явления и применять полученные знания в жизни.
Обзор литературы
Для того, чтобы понять, как ведёт себя вода с другими вещества и почему, мы решили узнать, что такое вода и изучить её свойства. Из литературы мы узнали следующее.
Что такое вода?
Вода — это жидкость, без цвета, вкуса и запаха.
Вода — это вещество, обеспечивающее существование всех живых организмов на Земле.
Методы исследования
Эксперимент №1
«Подводная лодка из яйца»
Оборудование: две литровые банки, вода, соль, два яйца
Ход эксперимента: Возьмите 3 банки: две пол-литровые и одну литровую. Одну банку наполните чистой водой и опустите в нее сырое яйцо. Оно утонет. Во вторую банку налейте крепкий раствор поваренной соли (4-6 столовые ложки на 0,5 л воды). Опустите туда второе яйцо – оно будет плавать. Это объясняется тем, что соленая вода тяжелее, поэтому и плавать в море легче, чем в реке.
Когда опыт проведен, можно показать фокус. Подливая соленой воды, вы добьетесь того, что яйцо будет всплывать. Подливая пресную воду – того, что яйцо будет тонуть. Внешне соленая и пресная вода не отличается друг от друга, и это будет выглядеть удивительно.
Эксперимент №2
«Разноцветные дождинки»
Познакомьтесь с плотностью
Оборудование: краски, масло, вода, банка, пипетки, палочка для размешивания
Ход эксперимента:
Шаги:
1. Наполните стакан примерно наполовину водой.
2. На поверхность воды аккуратно налейте радужные масляные краски или добавьте несколько капель пищевого красителя.
3. Полностью покройте поверхность стакана небольшим слоем масла, так чтобы оно покрыло воду полностью.
4. Внимательно наблюдайте, что происходит: цветные капли краски будут перемещаться в масле, не смешиваясь с водой.
Эксперимент №3
«Непроницаемая ткань»
Вполне понятно, как удерживается вода в жестяной банке. А может ли держать воду кусок ткани? Решила узнать об этом в своем эксперименте.
Цель: узнать, выльется ли вода через ткань.
Оборудование: вода, банка, тканевая салфетка, резинка, пластиковая миска
Ход эксперимента:
Ход эксперимента: мы взяли узкий сосуд (банку, наполнила его полностью водой, Потом я взяла тканевую салфетку с крупными отверстиями. Завязала её края резинкой, резко перевернула, сначала были капли воды, стекающие вниз, пока салфетка полностью не намокла, а потом вода перестала выливаться.
Результаты и обсуждение
1. «Подводная лодка из яйца»
Объяснение
Почему яйцо тонет или всплывает
Когда мы опустили яйцо в пресную водопроводную воду — яйцо плотнее, оно отталкивает частицы воды и освобождает для себя место, опускаясь на дно. Но когда мы опускаем яйцо в соленую воду, соленая вода тяжелее пресной, у нее больше возможностей удержать яйцо на плаву.
Это интересно
Аналогичный эффект мы можем наблюдать на море. Морская вода очень соленая, у нее высокая плотность. Она словно выталкивает нас из воды. Держаться на плаву в такой воде намного легче, чем плавать в пресном водоеме, конечно, если не мешают морские волны.
2. «Разноцветные дождинки»
Объяснение
Вода и масло имеют различные плотности, поэтому они не смешиваются, а остаются разделенными. Капли краски имеют плотность, близкую к плотности воды, поэтому они перемещаются в воде, но не в масле. Это забавное наблюдение поможет детям лучше понять понятие плотности материала и его влияние на поведение вещества.
3. «Непроницаемая ткань»
Молекулы успели заполнить отверстия в салфетки, когда она намокла и не пропускала воду из сосуда. Но, когда наклонили банку также вниз, но под углом, то вода полилась из неё, видимо освободив какие-то отверстия в салфетке.
Заключение
Мы выяснили, что:
Вода - распространённая жидкость на планете, без неё невозможна жизнь
Вещества разной плотности не смешиваются
Плотность воды позволяет сравнивать ее по весу с другими веществами, причем не только жидкими, но твердыми и газообразными
Вода способна объединять молекулы и удерживать на себе вес
Вода способна принимать форму
В результате проведённых экспериментов сделали выводы:
Вода - особенное вещество, не только текучее, но и способное принимать форму. С водой нельзя смешать, что угодно. Вещества разной плотности не смешиваются, а разделяются слоями. Значит, смешать можно вещества только похожей плотности.
В воде некоторые предметы тонут, а некоторые плавают на поверхности, это тоже зависит от соответствия плотности предметов и воды. Чем меньше плотность предмета, тем выше в воде он будет находиться.
Плёнка, образованная из самой воды, может удерживать воду. Причём, достаточно большое количество и вес. Значит – вода сильная.
Моя гипотеза не подтвердилась, вода может не выливаться и не смешиваться.
Эксперименты нам понравились. Эти знания необходимы во многих сферах деятельности человека. Мы продолжим проводить разные опыты с водой и другими жидкостями. Надеемся, что полученные знания в этом проекте позволят нам лучше разбираться в дальнейшем в предметах химии и физики.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Асламазов, Л. Г. Удивительная физика/ Л. Г. Асламазов, А. А. Варламов. – М. : Изд. : «Наука», 1988 - 59 с.
Зацепина, Г. Н. Физические свойства и структура воды/ Г. Н. Зацепина. - М. : Изд. МГУ, 1987. – 104 с., 122 с.
Колтовой, И. А. Структура и свойства воды. Книга 2, часть1./ И. А. Колтовой. – М., 2017. – 31 с., 65 с.
Занимательные опыты о свойствах воды. - https://ecopartnerstvo.by/sites/default/files/publications/zanimatelnye_opyty_o_svoystvah_vody_26_final_maya.pdf. – 7 с., 13-14 с., 25 с., 28 с., 30-31 с.
15 самых интересных опытов с водой для детей. - https://academy-of-curiosity.ru/wp-content/uploads/bg_forreaders/15-samyh-interesnyh-opytov-s-vodoj-dlya-detej_18919.pdf. – 4 с., 7-8 с.