Инга Тарасенко
Исследовательская деятельность на прогулке в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Исследовательская деятельность на прогулке. (старшая группа).
Подготовил воспитатель: Тарасенко И. В.
Свойства почвы.
Цель: изучение неживой природы (почва)
Задачи:
Познакомить со свойствами почвы;
Формирование представление о значении почвы в жизни человека.
Оборудование:
Публикация «Исследовательская деятельность на прогулке в старшей группе» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2023
Стаканчики с водой, спиртовка, ложечки, емкость из металла,, стекло, салфетки сухие, салфетки влажные, пластмассовые тарелочки;
Карточки на каждого ребенка, портрет Мичурина, сводная таблица опытов.
Планируется место проведения: участок группы.
Время проведения: весна.
Создание мотивации к деятельности :
- Какое сейчас время года?
- Какие изменения происходят в природе весной?
- Чем скоро люди будут заниматься в природе?
- Какую культуру люди будут сажать на огородах? Куда? (в почву).
- А могут ли все эти растения вырасти без почвы?
Для того, чтобы узнать это, я предлагаю превратиться в ученых и при помощи опытов узнать состав почвы и свои результаты отметить в наших карточках.
Предлагаю пройти в нашу лабораторию.
- Для чего нужна почва животным и растениям?
- Для животных дом;
- Для растений питание.
Абсолютно верно, растениям, как и нам с вами необходима пища. Пищу растения получают из почвы. И готовит ее волшебница - природа. Какие виды почв вы знаете?
Кто изучал почву и выращивал в наших краях разную культуру? (Мичурин)
Сегодня мы тоже будем изучать почву нашего края.
Как называется почва нашей области? (чернозем).
Опыт № 1. В почве содержатся: песок, глина, гумус, мусор природный.
Цель: определение состава почвы.
Материал и оборудование: Стакан с почвой.
Ход опыта:
Воспитатель ставит стакан с водой, в который заранее была насыпана земля.
Посмотрим на наш стакан с водой, в который мы насыпали землю.
Что мы видим? (мусор, гумус, песок, глина).
Вывод: в почве содержатся песок, глина, различный природный мусор.
(дети выкладывают символы-картинки на свои карточки)
Воспитатель: какой вывод можно сделать?
Вывод: в почве есть песок, глина, природный мусор.
Опыт № 2. В почве есть воздух
Цель: определение наличия воздуха в почве.
Материалы и оборудование : тарелочки с почвой, стаканчики с водой, мерные ложечки.
Ход опыта:
Напомнить о том, что в Подземном царстве — почве обитает много жильцов (дождевые черви, кроты, жуки и др.)
Чем они дышат? Как и все животные, воздухом. Предложить проверить, есть ли в
почве воздух. Возьмите комочек почвы. Бросьте её в стакан с водой.
Наблюдайте, что происходит.
Из почвы выходят пузырьки воздуха.
Воспитатель: Какой вывод можно сделать?
Дети: В почве есть воздух.
Затем предлагаю сжать комочек земли в руке. Что с ним произошло? Каким он стал? Он увеличился или уменьшился? Почему уменьшился? Комочек стал меньше, потому что
«пустых мест» между частичками земли стало меньше, они «прижались» друг к другу, а воздух «ушел» для него не осталось места.
Воспитатель: значит можно сделать вывод, что в натоптанной ногами почве меньше воздуха, чем в рыхлой.
Опыт № 3. В почве есть влага (вода).
Цель: определение наличия влаги в почве.
Материалы и оборудование : тарелочка с почвой, пустые тарелочки, мерные ложечки, бумажные салфетки.
Ход опыта:
Воздух в почве есть, а что ещё может быть в почве?
Подвести детей к тому, что в почве есть влага.
Воспитатель: Давайте проверим? На тарелочки положите немного почвы и прижмите её салфеткой (бумажным полотенцем)
На салфетке останется влажный отпечаток.
(опыт со спиртовкой проводит воспитатель)
Вывод: В почве есть влага.
Я предлагаю пройти ученым на совещание и подвести итоги наших открытий, заполнив карточки ученых.
Сейчас я предлагаю посадить в почву и песок семена бархоток и произвести дальнейшие наблюдения по росту растений.
Рефлексия.
- Итак, предлагаю вам собраться на симпозиум, чтобы обсудить и сделать выводы нашей проделанной работы.
- Что мы сегодня изучали?
- Из чего состоит почва?
- Для чего необходима почва?
Для чего мы посадили семена растений в песок и почву?