Наталья Андрюшина
Интонация как стилистическое средство выразительности
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание:
Введение
1. Интонация как атрибут речи
1.1 Мелодика
1.2 Громкость
1.3 Темп
1.4 Паузы
2. Интонация как средство выразительности
2.1 Художественный стиль
2.2. Разговорный стиль
Заключение
Библиография
Введение
Актуальность: В настоящее время достаточно хорошо изучены особенности звукопроизношения и слоговой структуры слов, лексико - грамматического строя речи, процессов фонематического восприятия и звукового анализа у дошкольников с ОНР. Процесс овладения интонацией, в качестве компонента звуковой системы языка, не подвергался столь тщательному изучению, как процесс овладения звукопроизношением. Что делает эту тему актуальной для нас.
Публикация «Интонация как стилистическое средство выразительности» размещена в разделах
Цель исследования: изучить особенности формирования интонационной выразительности речи у дошкольников с ОНР.
Объект исследования: особенности восприятия и воспроизведения интонационных структур у дошкольников.
Предмет исследования: процесс формирования интонационной выразительности у детей шестилетнего возраста с общим недоразвитие речи III уровня.
Гипотеза исследования: предполагается, что применение театрализованной деятельности в процессе работы по формированию интонационной выразительности речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня, сделают эту работу более эффективной.
Задачи исследования:
Изучить состояние проблемы усвоения детьми с общим недоразвитием речи средств интонационной выразительности
Выявить уровень сформированности интонационных средств у детей старшего дошкольного возраста
Разработать методы и приемы по формированию интонационной выразительности речи в процессе развития связной речи средствами театрализованной деятельности
Методы исследования: анализ и синтез психолого-педагогической литературы, наблюдение, беседа, эксперимент и метод математической обработки результатов.
Выразительность – важнейший признак хорошей речи. Под выразительностью понимаются такие ее особенности, которые позволяют усилить впечатление от сказанного или написанного, вызывать и поддержать внимание и интерес у адресата, воздействовать не только на его разум, но и на чувства, воображение.
Выразительность – это свойство сказанного или написанного своей словесной формой привлекать особое внимание слушателя или читателя, производить на него сильное впечатление. Выразительность оживляет правильность, точность, последовательность и чистоту высказывания, придает этим качествам особую силу воздействия.
Речь называют выразительной, если она воздействует не только на ум, но и на эмоциональную область сознания, поддерживает внимание и интерес слушателя или читателя, если производит на него сильное впечатление, придает правильности, точности, последовательности, чистоте высказывания особую силу воздействия.
И в устной, и в письменной форме употребления языка главные ресурсы выразительности содержатся в лексике и фразеологии, располагают такими ресурсами также морфология и синтаксис.
Но в устной форме употребления языка очень важна интонация. Именно она всегда считалась важнейшей приметой звучащей, устной речи, средством оформления любого слова или соединения слов в предложение (высказывание, средством уточнения его коммуникативного смысла и эмоционально-экспрессивных оттенков.
Несмотря на то, что интонация прежде всего характеризует звучащую речь, письменный текст тоже всегда «звучит» для авторов и озвучивается — реально или мысленно — читателем. Для передачи интонации на письме — пусть и несколько условно и ограниченно — служат знаки препинания, графика, разбиение на абзацы, строфы и строки. Так или иначе автор письменного текста стремится передать его интонационную окраску, подчеркивая и уточняя содержание высказывания, стремясь донести до читателя его смысл.
Исследователи по-разному определяют понятие интонации, исходя из целей и задач, решаемых ими. Некоторые языковеды истолковывают этот термин слишком узко, имея в виду лишь повышение и понижение голоса, другие — шире, подчеркивая, что в интонации сочетаются темп речи, сила, высота и тембр голоса. Есть и более широкий подход, рассматривающий в качестве взаимосвязанных компонентов интонации технику речи, логику произнесения и эмоционально-образную выразительность.
Но все они сходятся в одном: интонация — не только средство выразительности, она является важным средством формирования высказывания и выявления его смысла. Одно и то же предложение, произнесенное с разной интонацией, приобретает иной смысл.
С помощью интонации выражаются основные коммуникативные значения: утверждение, вопрос, восклицание, побуждение. Часто интонации, с которой произнесена фраза, доверяются больше, чем словам, то есть прямому смыслу фразы. Кроме того, интонация несет важную информацию о человеке: о его настроении, об отношении к предмету речи и собеседнику, о его характере и даже о профессии. Это свойство интонации было отмечено уже в древности. Так, например, Абу-ль-Фарадж, ученый XIII в., писал: «Тот, кто разговаривает, постепенно снижая голос, несомненно, чем-то глубоко опечален; кто говори слабым голосом — робок как ягненок; тот, кто говорит пронзительно и несвязно, — глуп как коза».
Подчеркивая важность интонации в передаче и восприятии смысла, драматург С. Ермолинский в воспоминаниях о М. Булгакове замечает: «Без интонации даже мысль, которую я воспроизводил, кажется, безошибочно, наполовину теряла не только живость, но и полноту еще одного, неуловимого важного смысла» (Ермолинский С. Драматические сочинения. М., 1982, с. 587).
Интонация играет особую роль в рамках целого текста: различными образом окрашивает тексты разных стилей и жанров, расчленяет текст на смысловые куски, осуществляя вместе с тем межфразовую связь, является активным фактором эмоционально-эстетического воздействия на слушателя. Кроме того, в художественном тексте интонация выполняет изобразительную функцию, рисуя некоторые элементы действительности: быстрое и медленное движение, больших и маленьких персонажей, эмоциональное состояние персонажей, силы добра и зла в сказках и т. п.
Таким образом, интонация тесным образом связана со всеми уровнями языка, является важнейшим средством коммуникации, неотъемлемым атрибутом речи, способствующим ее пониманию, придающим ей выразительность и смысловую и стилевую оформленность.
1. Интонация как атрибут речи
Интонация (от лат. intonare — громко произношу) — звуковая форма высказывания, система изменений (модуляций) высоты, громкости и тембра голоса, организованная при помощи темпа, ритма и пуаз (темпоритмически организованная) и выражающая коммуникативное намерение говорящего, его отношение к себе и адресату, а также к содержанию речи и обстановке, в которой она произносится.
В высказывании интонация выполняет следующие функции:
- различает коммуникативные типы высказывания – побуждение, вопрос, восклицание, повествование, импликацию (подразумевание);
- различает части высказывания соответственно их смысловой важности, выделенности;
- оформляет высказывание в единое цело, одновременно расчленяя его на ритмические группы (синтагмы);
- выражает конкретные эмоции;
- вскрывает подтекст высказывания;
- характеризует говорящего и ситуацию сообщения.
- различным образом окрашивает тексты разных стилей и жанров;
- является активным фактором эмоционально-эстетического воздействия на слушателя;
- выполняет изобразительную функцию, рисуя некоторые элементы действительности: скорость движения (быстро – медленно, ускорение – замедление, температурные ощущения (холодно – жарко, рост и сложение людей, размеры предметов (большой – маленький, толстый – тонкий, высокий – низкий) и т. п.
Интонация включает в себя несколько компонентов: мелодику, громкость, логическое ударение, темп речи и паузу. Эти интонационные средства в речи выступают в различных сочетаниях, придавая ей разнообразие, яркость и выразительность.
1.1 Мелодика
Мелодика — это изменение (повышение или понижение) высоты тона голоса на протяжении высказывания. Она является главным компонентом интонации, иногда ее называют интонацией в узком смысле слова или фразовой интонацией, наблюдаемой в рамках синтаксических единиц – словосочетания и предложения (в том числе и однословного предложения). Это движение создает тональный контур высказывания и его частей и таким образом связывает и членит речь.
В русском языке выделяются несколько типов мелодики, основными из которых являются:
- мелодика завершенности, которая характеризуется понижением высоты голоса к концу высказывания и свойственна повествовательным предложениям, а также вопросительным предложениям с вопросительным словом; она свидетельствует об окончании высказывания или его значимой части;
- вопросительная мелодика, которая характеризуется повышением высоты тона и свойственная вопросительным предложениям без вопросительного слова (общий вопрос);
- мелодика незавершенности, которая близка к вопросительной, но характеризуется меньшим подъемом высоты тона и реализуется в неконечных частях распространенного высказывания, создавая ощущение будущего продолжения.
Как отмечал А. М. Пешковский, вопросительная интонация в русском языке чаще всего характеризуется «особо высоким произношением того слова, к которому преимущественно относится вопрос». Если это слово стоит в середине или в начале вопросительного предложения, то за резким повышением тона на его ударном слоге неизменно следует понижение, например: «Ты вчера был с ним в театре?» при главном ударении на был. Но если соответствующее слово является последним по порядку, все предложение заканчивается с повышением тона (особенно, если само это слово заканчивается ударным слогом, например: Ты пойдешь? Он пришел? «Ты вчера был с ним в кино?» (при главном ударении на В КИНО).
В специально-вопросительном предложении, т. е. в таком, которое содержит вопросительное слово — член предложения и предполагает ответ, дающий конкретную информацию соответственно значению этого слова (например, Кто пойдет, мелодический рисунок оказывается сходным с мелодическим рисунком повествовательных предложений: поскольку вопросительность выражена специальным словом, необходимость в ее интонационном выражении отпадает. Даже и там, где вопросительность передается инвертированным порядком слов (Пришел он, вопросительная интонация не является обязательной. Зато она совершенно обязательна в таких вопросительных предложениях, которые ничем, кроме интонации, не отличаются от невопросительных (Это ты? Он пришел? и т. п.)
1.2 Громкость
Громкость – это воспринимаемая слушателем интенсивность высказывания. Обычно более важные в смысловом отношении части высказывания характеризуются более высокой интенсивностью, произносятся более громко, чем менее значимые части. Кроме того, интенсивность высказывания обычно уменьшается к концу высказывания
1.3 Темп
Темп— скорость произнесения элементов речи (звуков, слогов, слов). В фонетических исследованиях для характеристики темпа используют длительность звуков, на практике же пользуются показателем количества звуков (слогов, слов, произнесенных за единицу времени (секунду или минуту). Основные закономерности изменения темпа речи на протяжении высказывания состоит в том, что в конце высказывания темп, как правило, медленнее, чем в начале, и, кроме того, наиболее важные слова и части высказывания характеризуются замедлением темпа речи. Другими словам, то, что говорящий считает важным, он обычно произносит более медленно.
Замедление темпа придает ощущение эпичности, ускорение (но не суетливость) помогает создать ощущение динамики, неожиданности и стремительности происходящего.
Кроме того, в русском языке в случае положительных эмоций происходит особое удлинение (растягивание) ударного гласного, а иногда и всего выделяемого слова: Он замеча-ательный человек!; в случае эмоций отрицательных (гнев, угроза и т. д.) более типично удлинение начального согласного слова (н-негодяй) или начального согласного ударного слога (негод-дяй).
1.4 Паузы
Пауза — перерыв в звучании является важным средством смыслового членения предложения. В зависимости от места расположения паузы может изменяться смысл высказывания.
Различают паузы межсловесные, логические, психологические, физиологические, инверсионные, ритмические…
Паузы делают живую речь естественной, четкой, выразительной. Паузы не только расчленяют речь, но и объединяют ее: слова, находящиеся между паузами, приобретают смысловое единство
Друзей || то и дело менять || не годится.
Необдуманно разбросанные паузы могут либо извратить смысл фразы, либо свести его к абсурду. Например, первую строку известного стихотворения А. Блока О, я хочу безумно жить часто произносят либо без пауз, либо с паузой после слова хочу. В таком случае смысл фразы извращается. Выходит, что поэт не безумно хочет, а хочет безумно жить.
Вместо позиционного примыкания слов пауза может создавать примыкание слов интонационное — связывать по смыслу отдаленные друг от друга слова. Все компоненты интонации используются в тесном переплетении друг с другом.
Повышениями и понижениями голоса, увеличением или уменьшением его громкости и силы, ускорением или замедлением темпа создается логическая мелодия фразы или ее части, звена, периода. С логической мелодией связаны паузы, расчленяющие текст на части. Паузы во взаимодействии с логической мелодией отражают степень законченности речевого звена, фразы, периода. Степень повышения или понижения голоса, а также усиления или ослабления его зависит от степени важности, значительности логического ударения.
Логическая мелодия фразы в большей мере определяется знаками препинания. Например, фразы: «Осторожно, дети» и «Осторожно: дети!» — имеют разный смысл и звучат различно. Знаки препинания указывают на паузы, а также на повышение и понижение голоса. И хотя надо принять во внимание недостаточность и недостаточную гибкость знаков препинания, однако отношение к этим скромным указателям на путях осмысления текста должно быть самым внимательным и острым.
2. Интонация как средство выразительности
2.1 Художественный стиль
В художественном стиле речевая выразительность находит наиболее широкое применение, выполняя эстетическую функцию, способствуя созданию художественного образа.
На примере двух отрывков из рассказа К. Паустовского «Колотый сахар» А. Горшков показывает «зримость» интонационной выразительности в «читаемой» прозе.
Повествование рассказчика: Мы шли по дощатым тротуарам. Черемуха цвела в холодных ночных садах, за открытыми окнами горели неяркие ламы. У калитки бревенчатого дома сидела на скамейке тихая светлоглазая девочка и баюкала тряпичную куклу. Количество слогов в синтагмах невелико, соответственно невелико и количество слогов (от 7 до 13, словорасположение симметрично, без смысловых и интонационных сдвигов. Ритм спокойный, размеренный. Но 80 слогов приходится 25 ударных, между ударными слогами располагаются 2-3 безударных.
Разница в эмоциональной окраске этих отрывков задается прежде всего словами, содержащими прямые оценки: чистые стекла, окрашен хорошей синеватой краской, эти линючие стены, эта ржавая вывеска и т. д. Но и интонационная организация отрывков (как и обоих рассказов целиком) играет немаловажную роль.
2.2 Разговорный стиль
Интонация является ярким средством выразительности в разговорном стиле, поскольку данный стиль реализуется главным образом в устной форме.
Эмоциональность, отношение говорящего к сообщаемому передаются именно с помощью интонации. Разговорный стиль сочетает в себе те же интонемы, что и художественный, отличие состоит в сниженной интенсивности и ряде других особенностей, характерных именно для разговорной интонации.
Только братья легли, как внезапно заревел телефон.
Папа сунул трубку Леньке:
— Оказывается, тебя… Смотри, недолго. Ну и ночка!
Звонил Ленькин одноклассник Левка Гринберг, шахматист-отличник:
— Ты спишь? А Петька спит? А ваши спят? А наши спят. А я не сплю. А у меня — бессонница. Плохая примета. Вы собираетесь в лагерь?
— Вот еще, — сказал Ленька. — Когда это будет… Дня через два…
— А шахматы берешь?
— Угу. Только у меня их нет. Я дал их Лехе из пятого «Г», а он зажилил…
Трубку перехватил Петька:
— Ты спишь?
— У меня бессонница, — охотно объяснил Левка. — Плохая примета. Наверное, проиграю.
Снова появился папа, молча положил трубку на рычаг и с достоинством удалился.
Телефон снова заревел.
— Что, помехи? — радостно орал Левка. — А я сегодня сон видел…
Опять послышались папины шаги.
Петька поспешно крикнул:
— Пока, я сплю! — и бросил трубку.
(Ю. Вищев, А. Иванов)
Несложно представить ситуацию и обстановку, в которой происходит этот разговор. Обрывистые фразы, короткие простые предложения, вопросительные и повествовательные, несут на себе след взволнованной, нервной интонации, с которой бросает свои реплики Левка, переполненный ожиданием соревнования: Ты спишь? А Петька спит? А ваши спят? А наши спят. А я не сплю. А у меня — бессонница. Плохая примета. Вы собираетесь в лагерь?
Ленька же, собиравшийся спать, отвечает более спокойно, размеренно, с некоторой задумчивостью и сомнениями, о чем свидетельствует многоточие: Когда это будет… Дня через два, связанность простых предложений и наличие сложной конструкций: Только у меня их нет. Я дал их Лехе из пятого «Г», а он зажилил…
Разговорность стиля передается и восполнением смысла неполных предложений из контекста ситуации и реплик участников диалога.
Заключение
Роль интонационной выразительности речи чрезвычайно важна. Прежде всего, она обеспечивает оформление фраз как целостных смысловых единиц, и, вместе с тем, обеспечивает передачу информации о коммуникативном типе высказывания, об эмоциональном состоянии говорящего.
Выразительность речи взаимосвязана с другими компонентами речи: семантическим, синтаксическим, лексическим и морфологическим.
Для речи дошкольников с нарушениями речи характерны особенности развития выразительности их речи, что выражается в изменении многих интонационных характеристик.
При преодолении нарушений речи работа над выразительностью речи занимает важное место, так как является связующим звеном в единой системе речевой деятельности. Формируя этот элемент, мы влияем на другие компоненты речи детей с ОНР и на их речь в целом.
Именно дошкольный возраст является наиболее благоприятным для решения коррекционных задач, для овладения интонационными характеристиками речи. Лучше всего это происходит в театрализованной деятельности детей.
Библиография
Буяльский Б. А. Искусство выразительного чтения. : Кн. для учителя. – М. : Просвещение, 1986. – 176 с.
Гойхман О. Я., Надеина Т. М. Основы речевой коммуникации: Учебник для вузов / Под ред. проф. О. Я. Гойхмана. – М. : ИНФРА-М, 1997. – 272 с.
Горшков А. И. Русская словесность: От слова к словесности: Учеб. пособие для учащихся 10-11 кл. общеобразоват. учреждений. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 1996. – 336 с.
Плещенко Т. П. и др. Основы стилистики и культуры речи : Учеб. пособие для студентов вызов / Т. П. Плещенко, Н. В. Федотова, Р. Г. Чечет; Под ред. П. П. Шубы. – Мн. : ТетраСистемс, 1999. – 240 с.
Педагогическое речеведение. Словарь-справочник. – Изд. 2-е, испр. и доп. / Под ред. Т. А. Ладыженской и А. К. Михальской; сост. А. А. Князьков. – М. : Флинта, Наука, 1998. – 312 с.
Маслов Ю. С. Введение в языкознание: Учеб. для филол. спец. вузов. – 3-е изд., испр. – М. : Высш. шк., 1998. – 272 с.
Черемисина-Ениколопова Н. В. Законы и правила русской интонации : Учеб. пособие. – М. : Флинта: Наука, 1999. – 520 с.
Голуб И. Б. Стилистика русского языка. – М. : Айрис Пресс, 1999.