АНАСТАСИЯ ПОДЛУЖНАЯ
Цель как средство педагогического воздействия
▼ Скачать + Заказать документы
Цель воспитания не отвлеченное понятие. Это реальность,которая постоянно присутствует или, увы,не присутствует в наших воспитательных действиях. Без осознания цели воспитание лишается четких ориентиров, постоянной направленности, превращаясь а набор отрывочных, ситуативных действий. И поэтому именно цель является той точкой отсчета, от которой воспитание начинается и с которой оно соотносится буквально на каждом шагу.
Публикация «Цель как средство педагогического воздействия» размещена в разделах
И в первую очередь это относится к выбору средства воспитательного влияния. Действительно,порой воспитателю кажется,что можно в сложившейся обстановке многого добиться, не соотнося выбранный метод с целью. Но это заблуждение,причем чрезвычайной антивоспитательной силы.
Представим себе, что каменщик кладет стену без уровня, без соблюдения архитектурной выдержанности. В это случае чем он будет быстрее работать, тем хуже: больше разваливать придется, если само не обвалится со временем. Но обвалиться может и на голову другому. То же самое, только еще более опасное происходит в воспитании, когда мы,желая чего-нибудь добиться, не соотносим очередную задачу с целями воспитания.
Так предположим,.что воспитатели хотят чтобы ребёнок что-нибудь сделал и при том поскорее. а за это обещают ему что-нибудь. Ребёнок делает, а обещанное не выполняется. Пустяк,может показаться ребенок забудет. Нет опыт показывает, что происходит непоправимое -рушится авторитет. Но если бы только это, возникает понимание на основе личного опыта,что обман есть форма взаимодействия людей и,она,эта форма взаимодействия,может быть использована ребёнком активно. Постепенное соотнесение своих воспитательных намерение с целью воспитания ни только необходимо при выборе средств,но и помогает увидеть направленность предстоящего педагогического действия,что же это такое направленность действия. Дело в том,что каждое наше действие производится не в безвоздушном,изолированном пространстве,а накладывается уже на определенные конкретные обстоятельства установившееся в зависимости от отношений,затрагивает других людей у которых может быть в свою очередь несовпадающие с вашим отношение к происходящему. В общем до того как вы намереваетесь действовать уже что-то было и есть и поэтому мы не можем себе позволить не считаться с этим объективно существующим фактором. Прежде чем вести речь о том как определить направленность предлагаемого педагогического действия необходимо сказать какие существуют и для этого возможности. Таких возможностей влияющих на направленность действия может быть три: это поддержка определенных влияний опоры на них,это нейтрализация влияния, это конец - открытое противодействие им. Читателю может показаться, что речь идет о каких-то абстрактных сугубо научных категориях нет о самых конкретных вещах.
Различное соотношение средств и методов педагогического действия помогает выявить заложенные в детях воспитательные возможности. В тех случаях когда применение одного метода может оказаться эффективным использование другого метода может не дать положительных результатов,а то и вовсе принести вред. И дело не в том,что мы неправильно использовали избранные метод,если бы мы постарались,то всё бы получилось,а в том что он по своей возможности и не соответствовал, тем задачам которые мы собирались решать избранным нами методом педагогического действия.
При любых обстоятельствах цель должна соответствовать тем самым общим, самым основным представлением о том какими мы хотим видеть своего ребёнка в будущем. Следуя своей воспитательной цели следует учитывать, что существует различие в воспитательных возможностях, что каждый из методов по-разному протекает во времени,одни рассчитаны именно на то чтобы сейчас и в данную минуту достигнуть желаемого. Другие привести к нему в отдалённом будущем. Существуемые таким образом распределения методов педагогического действия,позволяет видеть,что они отличаются по своим временным воспитательным возможностям. К одним из них,нужно прибегать если мы хотим сразу добиться нужного результата -сейчас,немедленно. К другим когда результат должен будет оказаться со временем. Подобная классификация,позволяет правильно отнестись к существующим методам и правильно выбрать цель,та которая позволит получить наилучшие воспитательный результат. В той или иной конкретной обстановке. Не так уж редко, даже профессиональные воспитатели к сожалению не учитывают,что жизнь статична, она всё время находится в развитии и это значит, что в развитии находимся мы и наши дети. И порой идут насмарку вся предварительная очень сложная работа и результат этой работы может быть плачевным. Воспитательное действие должно быть безошибочным,должна быть поставлена конкретная цель. Я убеждена,что не только сапер не имеет право на ошибку,поэтому необходимо знать и учитывать всё то,что может оказать серьезное влияние на ребенка. Обязательно вносить существенные коррективы в ваши действия с учетом психических и физиологических особенностей каждого индивидуально взятого ребенка.