Новикова Екатерина
Интернет-технологии в образовательной деятельности. Часть 2
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из основных проблем школьных библиотек является то, что их основные фонды не всегда соответствуют задачам современного образования. В этой связи особенно важно использование ресурсов Интернета. Школьные библиотеки должны изучать отношение к Интернету как у пользователей, так и у библиотекарей.
Публикация «Интернет-технологии в образовательной деятельности, Часть 2» размещена в разделах
Современные тенденции в образовании требуют модернизации библиотек образовательных учреждений, в первую очередь школьных. Функции таких библиотек сейчас резко расширяются и усложняются. Они становятся медиацентрами, предлагая не только традиционные книжные фонды, но и новые рабочие зоны, такие как видеотеки, фонотеки, диатеки и игротеки.
Вместе с внедрением электронных учебников, библиотеки образовательных учреждений сталкиваются с необходимостью иметь компьютеры с доступом в Интернет, электронный каталог и ксерокопировальную технику. Это позволяет читателям получить доступ к более широкому спектру информации и использовать современные методы обучения.
Таким образом, модернизация библиотек образовательных учреждений является неотъемлемой частью модернизации образования в целом. Они играют важную роль в предоставлении разнообразных образовательных и информационных услуг, а также становятся местами, где ученики и студенты могут развивать медиа-компетенции и быть в курсе последних технологических достижений.
Интернет играет важную роль в современной высшей школе, поэтому эта сфера образования не должна игнорировать процесс информатизации. Огромное количество информации, которую студенты получают из сети, не всегда контролируется их родителями или преподавателями, что может вызывать дезориентацию. Для решения этих проблем появились специализированные направления в педагогической науке, которые стремятся создать информационно-образовательную среду для интеграции Интернет-технологий в процесс обучения.
Для эффективного использования Интернета в высшей школе нужно знать о медиапродуктах учебного назначения, уметь создавать собственные материалы, находить пересечения информационных потоков студентов и учитывать педагогические аспекты. Использование Интернета в образовательном процессе позволяет улучшить восприятие и запоминание материала, активизировать наглядность обучения, учесть эргономические требования, индивидуализировать обучение, использовать воспитательные возможности и формировать научно-исследовательские мотивы.
Однако у студентов не всегда есть четкое представление о широких образовательных возможностях Интернета и способах их применения в учебных целях. Поэтому, помимо хорошей технической оснащенности, важно, чтобы преподаватели разных дисциплин были готовы использовать Интернет-технологии и их дидактический потенциал в своей работе.
1. Информационно-поисковые ресурсы: Интернет предоставляет огромное количество информации на любую тему, что позволяет педагогу использовать различные поисковые системы, электронные библиотеки и базы данных для получения актуальной и достоверной информации. Это помогает расширить кругозор учеников и развить навыки самостоятельного поиска и анализа информации.
2. Образовательные платформы и онлайн-курсы: Интернет предлагает различные платформы и онлайн-курсы, которые позволяют педагогам создавать интерактивные уроки и задания, проводить дистанционные занятия и проверять знания учеников. Это дает возможность индивидуализировать обучение, адаптировать материалы под уровень каждого ученика и обеспечить доступ к образованию в любое время и из любого места.
3. Коммуникационные инструменты: Интернет предоставляет различные средства коммуникации, такие как электронная почта, онлайн-чаты и видеоконференции. Это позволяет педагогам поддерживать связь с учениками и их родителями, обмениваться информацией, задавать вопросы и давать обратную связь. Также это создает возможность для общения и сотрудничества между учениками, что способствует развитию коммуникативных навыков.
4. Мультимедийные материалы: Интернет предлагает широкий выбор мультимедийных материалов, таких как видео, аудио, презентации и интерактивные игры. Использование таких материалов может сделать уроки более интересными и запоминающимися, а также помочь в визуализации сложных концепций и понятий.
5. Социальные сети и блоги: Интернет предоставляет педагогам возможность создавать свои профили в социальных сетях или блогах, где они могут делиться своими знаниями и опытом, обсуждать вопросы с коллегами, привлекать дополнительные источники информации и вовлекать учеников в образовательные дискуссии.
Все эти возможности требуют от педагога готовности и мотивации к использованию Интернет-технологий. Важно, чтобы педагог обладал достаточными навыками работы с компьютером и Интернетом, умел выбирать и анализировать доступную информацию, гибко адаптировать методы обучения под современные условия и активно использовать новые средства и ресурсы для достижения образовательных целей. Это требует постоянного обновления и совершенствования своих профессиональных знаний и навыков.
3. Телеконференции и видеотелефон.
Телеконференции и видеотелефон предоставляют уникальную возможность для обучающихся и преподавателей вступать в двустороннее взаимодействие. Они позволяют одновременно передавать видеоизображение, звук и графические иллюстрации, которые можно отображать одновременно в трех окнах на экране каждого монитора абонентов. Даже при проведении групповых занятий в большой аудитории, можно легко проецировать изображение монитора компьютера на большой экран с помощью проекционного устройства, такого как жидкокристаллический дисплей. Аппаратно-программное оборудование для такой системы включает компьютер, монитор, принтер, видеокамеру, необходимое программное обеспечение, клавиатуру, мышь, модем. Однако, стоит отметить, что видеотелефон имеет свои ограничения по размеру и качеству визуальной информации и невозможности использовать компьютерные приложения в режиме реального времени.
Дидактические свойства такой системы включают передачу изображений, звука и графики в режиме реального времени с целью обучения. Эти свойства позволяют полноценно применять такие традиционные формы обучения, как лекции, семинары и контрольные мероприятия.
b]2.1 Использование Интернет-технологий в учебно-воспитательном процессе направлено по трем аспектам[/b]
-повышение познавательной активности и самостоятельности, стремление участвовать в обсуждении различных тем, высказывание собственной точки зрения, выполнение дополнительные творческих заданий, желание применять полученные знания в различных ситуациях, поделиться приобретенным опытом работы с другими, участвовать в организации занятий;
-повышение успеваемости;
- работа над индивидуальными заданиями, с использованием Интернет-ресурсов.
Метод проектов и сотрудничества в обучении все более распространяется в системах образования по всему миру. Это объясняется несколькими факторами, которые связаны не только с педагогикой, но и с социальной сферой.
Во-первых, главной целью не является просто передача знаний ученикам, а научить их самостоятельно приобретать знания и использовать их для решения новых проблем и задач.
Во-вторых, важно развивать коммуникативные навыки и умения, чтобы ученики могли работать в разнообразных группах и выполнять различные социальные роли.
В-третьих, общение с людьми из разных культур и с разными точками зрения на проблемы является актуальным и важным.
И, наконец, для развития учеников необходима способность использовать исследовательские методы: собирать информацию, факты, анализировать их с разных точек зрения, формулировать гипотезы, делать выводы и заключения.
Если выпускник школы овладевает данными компетенциями и навыками, он становится более приспособленным к жизни, готовым адаптироваться к изменениям и успешно ориентирующимся в различных ситуациях, а также умеющим эффективно работать в команде. Кроме того, использование метода проектов свидетельствует о высоком уровне подготовки учителя и его передовых методиках обучения и развития учащихся. Именно поэтому эти технологии относятся к технологиям XXI века, которые в первую очередь стремятся развить у человека способность адаптироваться к быстро меняющимся условиям жизни в постиндустриальном обществе. Метод проектов является не новым явлением в мировой педагогике, он возник еще в 20-х годах XX века в США. Также он был известен под названием метода проблем, и связывался с гуманистическими идеями в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В. Х. Килпатриком. Согласно концепции Дж. Дьюи, обучение должно происходить на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, соответствуя его личным интересам и потребностям.
Иными словами, метод проектов представляет собой сочетание теоретических знаний с практическим применением, что достигается путем объединения академической и прагматической составляющих на всех этапах обучения. Идеи проектного обучения впервые появились в России в начале XX века и были применены русскими педагогами под руководством С. Т. Шацкого. Впоследствии эти идеи были внедрены в школу при советской власти, но несколько несистематично. Однако в зарубежной школе метод проектов получил широкое распространение и популярность. В странах, таких как США, Великобритания, Бельгия, Израиль, Финляндия, Германия, Италия, Бразилия, Нидерланды и многих других, метод проектов был успешно развит и применялся в школьной практике благодаря своему сочетанию теории и практики для решения реальных проблем окружающего мира. Основная цель метода проектов - развитие познавательных навыков учащихся, способности самостоятельно конструировать знания, ориентироваться в информационном пространстве и развивать критическое мышление. В то же время, метод проектов является частью дидактики и представляет собой определенный способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, в результате которой должен быть получен конкретный практический результат. Педагоги используют данный метод для решения своих дидактических задач.
Основным принципом метода проектов является идея о том, что проекты имеют прагматическую направленность и ориентированы на достижение конкретного результата, который имеет практическую или теоретическую значимость. Этот результат является конкретным и может быть видимым, осмысленным и применяемым в реальной практике. Для достижения такого результата необходимо развивать у детей навыки самостоятельного мышления, поиска и решения проблем, а также применения знаний из различных областей. Важными навыками также являются умение прогнозировать результаты и возможные последствия различных вариантов решения, а также умение устанавливать причинно-следственные связи.
Метод проектов является направленным на самостоятельную деятельность учащихся – как индивидуальную, так и в группах, и выполняется в определенный период времени. Он отлично сочетается с групповым подходом к обучению. Метод проектов всегда предполагает решение конкретной проблемы, для чего применяются различные методы и средства обучения, а также требуется интеграция знаний и умений из разных областей. Результаты выполненных проектов должны быть конкретными и пригодными к использованию. В настоящее время метод проектов становится всё более популярным и "модным" в образовательном процессе. Однако часто используется термин "проект" для обозначения работы над определенной темой или внеклассного мероприятия, что не всегда точно отражает суть метода проектов. В действительности, метод проектов может быть индивидуальным или групповым и предполагает использование определенных учебно-познавательных приемов для решения проблемы и презентации результатов. Если говорить о методе проектов как педагогической технологии, то он включает исследовательские, поисковые и проблемные методы, а также требует творческого подхода.
2. 2 Основные требования для использования метода проектов:
1. Необходимость иметь высокоприоритетную проблему или задачу, которая требует объединенных знаний и исследовательских поисков для ее решения. Например, исследование демографической проблемы в разных регионах мира; создание серии репортажей из разных частей мира о одной проблеме; изучение влияния кислотных дождей на окружающую среду и прочее.
2. Необходимость практической, теоретической и познавательной значимости ожидаемых результатов. Например, составление доклада о демографическом состоянии региона, факторах, влияющих на это состояние, анализ трендов в развитии проблемы; совместное издание газеты или альманаха с репортажами с места событий; разработка плана действий для охраны лесов в разных местах и другие.
3. Работа учащихся в качестве самостоятельной (индивидуальной, парной или групповой) деятельности. Выбор тематики проектов может быть разным в разных ситуациях. В некоторых случаях темы могут быть предложены учителями, руководствуясь учебной ситуацией, своими профессиональными интересами, интересами и способностями учащихся. В других случаях учащимся самим может быть предложена тема проекта, ориентируясь на их собственные интересы, включая как познавательные, так и творческие и прикладные. Темы проектов могут быть связаны с каким-то теоретическим вопросом школьной программы, направленным на углубление знаний отдельных учеников по этому вопросу, дифференциацию процесса обучения. Например, исследование проблемы гуманизма в конце XIX - начале XX веков, причин и последствий распада империй, проблем питания и экологии в больших городах и т. д. Однако, большинство тем проектов связаны с практическими вопросами, актуальными для повседневной жизни, требующими привлечения знаний учащихся из различных областей, их творческого мышления и исследовательских навыков. Таким образом, интеграция знаний достигается естественным путем. Результаты выполненных проектов должны быть материальными, то есть как-то оформленными (видеофильм, альбом, "путешественнический" журнал, компьютерная газета, альманах, доклад и т. д.). При решении проектных задач учащиеся должны использовать знания и навыки из разных областей, таких как химия, физика, родной и иностранный языки, особенно если речь идет о международных проектах. Вначале необходимо уяснить типологические характеристики проекта. Мы считаем, что такими характеристиками могут быть:
1. Основная деятельность проекта : исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, практико-ориентированная, ознакомительная и т. д.
2. Предметная область: монопроект в рамках одной области знания или межпредметный проект.
3. Характер координации проекта: прямая (жесткая или гибкая) или скрытая (неявная, имитирующая участие).
4. Уровень контактов между участниками проекта (в пределах одной школы, класса, города, региона, страны или разных стран мира).
5. Количество участников проекта.
6. Продолжительность проекта.
В соответствии с первым признаком можно выделить следующие типы проектов:
1. Исследовательские проекты требуют ясной структуры, четко определенных целей, актуальности темы для всех участников, социальной значимости, применения различных методов исследования, включая экспериментальные и опытные работы, и методов обработки данных. Такие проекты полностью соответствуют логике научного исследования и имеют структуру, аналогичную научной работе. Они требуют обоснования актуальности выбранной темы, определения проблемы и объекта исследования, формулировки задач исследования, определения методов исследования, источников информации, методологии и гипотезы решения проблемы, а также обсуждения результатов и выводов.
2. Творческие проекты (стоит отметить, что любой проект требует творческого подхода) подразумевают оформление результатов в соответствующем жанре. Обычно такие проекты не имеют строго установленной структуры совместной деятельности, она только задается и развивается, основываясь на жанре конечного результата, логике совместной деятельности и интересах участников проекта. В данном случае необходимо определить планируемые результаты и форму их представления, такие как совместная газета, сочинение, видеофильм, постановка спектакля, спортивная игра, праздник, экспедиция и т. д.
3. Социальные проекты, направленные на решение актуальных проблем общества, включают в себя практические действия и анализ их результатов. Они подразумевают рабочую группу и комплекс мероприятий, ориентированных на конечный результат – улучшение социальной ситуации в определенной области жизни людей. Эти проекты должны иметь четко прописанные цели, оценку эффективности и план последующих действий для устойчивого воздействия на общественные процессы.
Это разделение типов проектов позволяет лучше понять основные цели и задачи каждого из них, и выделить ключевые особенности и требования к их реализации Такое разделение типов проектов позволяет более ясно определить основные цели и задачи каждого из них, а также выделить ключевые особенности и требования к их реализации. Ориентируясь на указанные типы проектов, возможно более эффективно планировать и управлять проектной деятельностью, а также адаптировать методики и инструменты в соответствии с уникальными характеристиками каждого вида проекта.
Подобный анализ также способствует более глубокому пониманию специфики каждого типа проекта и позволяет лучше оценивать его потенциальные риски и возможности. Таким образом, выделение и классификация типов проектов становится важным инструментом для эффективного управления проектами в различных областях деятельности.
По второму признаку – предметно-содержательной области – можно выделить различные типы проектов:
1. Монопроекты обычно освещают отдельные предметы и темы, такие как физика, биология, история и другие. Они могут включать использование знаний из различных областей для решения определенных задач, но в целом фокусируются на специфических областях знаний. Работа над монопроектами требует тщательной структуризации по урокам, определения целей и задач проекта, а также ожидаемых знаний и навыков, которые ученики приобретут. Каждый урок планируется с учетом ролей в группах (распределенных среди учащихся, формы презентации (выбираемой участниками проекта) и дальнейших шагов, которые могут включать индивидуальные или групповые продолжения проекта после уроков (например, внеурочные занятия или участие в научных обществах учащихся).
2. Литературно-творческие проекты пользуются широкой популярностью и объединяют детей различных возрастов, культурных и социальных групп из разных стран с целью творческого сотрудничества. Участники могут работать вместе над написанием рассказов, сценариев, статей, стихов и других литературных произведений.
3. Мультидисциплинарные проекты объединяют знания из различных областей, чтобы решить конкретную проблему или создать конкретный продукт. Эти проекты требуют совместной работы учеников, объединяющей умения и знания из различных предметных областей, таких как наука, технологии, инженерия, искусство и математика. Учащиеся могут работать в группах, применяя свои знания и навыки для создания инновационных решений и проектов.
4. Социальные проекты включают участие учащихся в деятельности, направленной на решение социальных проблем или помощи коммуничеству. Эти проекты могут включать в себя благотворительные и волонтерские мероприятия, изучение и анализ социальных проблем, а также разработку и реализацию планов помощи или улучшения состояния общества. Участие в социальных проектах способствует развитию социальной ответственности и эмпатии у учащихся, а также изучению комплексных проблем и возможных путей их решения.
Все эти типы проектов способствуют развитию критического мышления, самостоятельности, кооперации и практических навыков учащихся, а также способствуют интеграции процессов обучения и практического применения знаний.
По стилю координации проектов в интернете можно выделить два вида:
1. Открытая, прозрачная координация, где координатор проекта активно участвует в деятельности проекта, направляя работу участников, организуя различные этапы и конкретные действия (например, организация встреч, проведение опросов или интервью, сбор данных).
2. Скрытая координация (чаще всего используется в телекоммуникационных проектах, где координатор не выдает себя в роли координатора, а действует как полноценный участник проекта. Например, профессиональный детский писатель может участвовать в проекте, обучая коллег грамотности и структурированию мыслей, что в результате приводит к выпуску занимательной книги детских рассказов. В другом случае, британский бизнесмен может выступать как скрытый координатор экономического проекта для старшеклассников, под видом одного из деловых партнеров, чтобы помогать с наиболее эффективными решениями в финансовой сфере.
Второе действие включает в себя использование опыта в индустрии, предполагая, что опытный писатель может помочь в структурировании рассказов или предоставлении профессионального совета участникам проекта. В случае британского бизнесмена, его опыт и знания в финансовой сфере могут быть переданы студентам через участие в проекте, при этом сохраняется конфиденциальность его реальной роли. Таким образом, скрытая координация позволяет участникам проекта использовать опыт и знания более опытных участников, не раскрывая их конкретную роль в проекте
Обсуждая типы взаимодействия, проекты могут быть различными способами классифицированы:
Внутренние или региональные проекты, которые происходят в пределах одной страны. Это может быть организовано либо внутри одной школы между различными дисциплинами, либо между различными школами или классами в одном регионе или стране (это также применимо к проектам, использующим только телекоммуникационные технологии).
Международные проекты, в которых участники проекта представляют разные страны. Эти проекты особенно интересны, и мы рассмотрим их более подробно во второй части этой книги, так как для их успешной реализации требуется использование информационных технологий на высоком уровне.
В зависимости от количества участников, проекты могут быть различными:
• Личностные — это проекты, в которых участвуют два партнера, которые могут находиться в разных школах, городах или даже странах.
• Парные — это когда участниками проекта являются две пары.
• Групповые - здесь уже участвуют группы людей. В таких проектах очень важно правильно организовать групповую работу, как внутри одной школы, так и между участниками из разных школ и стран. Роль учителя в таких проектах особенно важна, поскольку он должен контролировать процесс и направлять его в нужное русло.
В зависимости от продолжительности, проекты могут быть разными:
– Краткосрочные — это проекты для решения небольших проблем или частей более крупных проблем. Они могут длиться от нескольких часов до нескольких дней.
– Среднесрочные - проекты, которые длятся от недели до месяца.
– Долгосрочные - проекты, продолжительность которых составляет от месяца до нескольких месяцев, а иногда и дольше.
Краткосрочные проекты обычно проводятся на уроках и могут включать знания из разных областей. Среднесрочные и долгосрочные проекты, как правило, являются междисциплинарными и проводятся во внеурочное время. Однако они могут отслеживаться и на уроках. В реальной практике часто используются смешанные типы проектов, которые включают в себя элементы исследовательских и творческих проектов. Важно помнить, что каждый тип проекта имеет свои особенности и требования.
Учебно-исследовательские проекты основаны на научном подходе и проходят через несколько этапов:
– Определение целей исследования. Этот этап обычно задается учителем.
– Выявление проблемы на основе анализа исходных данных. На этом этапе ученики обычно работают самостоятельно.
– Формулировка гипотезы и планирование исследования.
– Сбор и анализ данных, подготовка отчета.
– Обсуждение возможных применений полученных результатов.
При использовании исследовательского метода обучения учитель перестает быть источником знаний и становится организатором познавательной деятельности учеников. Психологический климат в классе также меняется, так как учитель должен перестроить свою работу.
С точки зрения научной методологии, разработка проекта проходит через следующие этапы:
– Выявление проблемы и постановка задач исследования. На этом этапе может использоваться метод “мозгового штурма”.
– Разработка гипотезы для решения проблемы.
– Проведение исследования и проверка гипотезы