Папки-передвижки

Консультация «Интерес к художественной литературе. Типы читателей»

Анастасия Димитрина
Консультация «Интерес к художественной литературе. Типы читателей»
▼ Скачать + Заказать документы

Интерес к художественной литературе

Литература- совокупность художественных произведений (поэзия, проза, драма.)

Художественный – относящийся к искусству, к деятельности в области искусства

• Искусство- творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах

• Эстетический- художественный, относящийся к чувству прекрасного и красоте

• Вкус- чувство понимания изящного

Детская литература- комплекс произведений, созданных специально для детей с учетом психофизиологических особенностей их развития

Публикация «Консультация „Интерес к художественной литературе, Типы читателей“» размещена в разделах

Книга - произведение печати в виде переплетенных листов бумаги с каким-нибудь текстом

• средство общения меду людьми

• синоним произведения литературы

• особая форма издания, отличная от газеты, журнала

Элементы книги: обложка, переплет, оглавление, форзац, титульный лист, выходные данные

• Специфика детской книги в ее синтетической природе (текст+ картинка)

• Детская книга с картинками- это предмет культуры, созданный трудом автора и художника для передачи детям опыта поколений в полихудожественной форме

Отличительные особенности детской книги:

-важная роль воспитательной функции;

-занимательность, динамичность сюжета;

-доступность языка;

-наличие иллюстраций, красочность оформления

• Книжки- картинки (обогащение реальных и образных представлений)

• Книжки – рассказки (запоминание текста и воссоздание по памяти)

• Книжки- игрушки (книжка- вырубки, книжка- театр, книжка- самоделка, книжка- азбука, книжка- панорама, книжка- раскладушка. книжка игрушка, мягкая книжка)

Основная функция- хранить и передавать опыт

Функции:

• - воспитательная

• - развлекательная

• - эстетическая

«Чтение- вот лучшее учение…»(А. С. Пушкин)

Художественная литература- важное средство умственного, нравственного, эмоционального, эстетического развития, развития речи

Литературные произведения обеспечивают:

- создание условий для радостного и содержательного проживания детьми дошкольного детства;

- удовлетворение детских интересов и потребностей в познании окружающего мира, игре, общении со сверстниками и взрослыми и др.

«Чтение- вот лучшее учение…»(А. С. Пушкин)

Художественная литература- важное средство умственного, нравственного, эмоционального, эстетического развития, развития речи

Литературные произведения обеспечивают:

- создание условий для радостного и содержательного проживания детьми дошкольного детства;

- удовлетворение детских интересов и потребностей в познании окружающего мира, игре, общении со сверстниками и взрослыми и др.

• Владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха

• Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте

• Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух различных жанров детской литературы

• развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного)

• формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора

• стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений

• реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной, и др.)

• Воспитывать интерес к художественной литературе, развивать способность к целостному восприятию произведений разных жанров, обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость на него.

• Формировать первоначальные представления об особенностях художественной литературы, : о жанрах, композиции, простейших элементах образности в языке

• Воспитывать литературно- художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведений, улавливать красоту и поэтичность рассказов.

Литературное образование дошкольников - подготовка будущего талантливого читателя, включающая воспитание чувства слова, формирование первоначальных представлений о жанре, композиции, образных средствах художественных произведений, народном творчестве, развитие литературного вкуса, а самое главное – воспитание любви, устойчивого интереса к книге (М. М. Алексеева, В. И. Яшина)

К трем годам:

- дети, которым важна познавательная сторона текста;

- дети, которым интересны происходящие в произведении события;

- дети, предпочитающие эмоциональное наслаждение при чтении.

К концу дошкольного возраста:

-читатель – потребитель : ребенок, соглашающийся читать и обсуждать прочитанное при условии награды, поощрения, особого отношения к его персоне. Степень проникновения в текст у такого читателя невелика. Но он знает много имен героев, помнит события и т. д.

-читатель деловой, образовательной книги (детские энциклопедии).

- читатель, воспринимающий чтение как досуговое занятие, одинаково относящийся к различным типа текста, отдыхающий за рассматриванием книг. (З. А. Гриценко)

Формирование у дошкольников представлений о книге как предмете культуры, ее исторической и эстетической ценности

• помочь детям понять ценность книги, ее роль в жизни человека, многообразие функций (дает знания о мире, учит, делает жизнь интересной, развлекает и др.);

• познакомить детей с историей создания книги (рукописная книга, печатная книга, электронная книга); со структурой книги, ее элементами и значением каждого элемента (обложка, переплет, корешок, страницы, текст, иллюстрации, оглавление); создателями книги (автор-писатель, поэт, художник- иллюстратор, дизайнер, редактор);

Приобщение к книжной культуре

• показать детям многообразие видов детских книг (книги- картинки, книги- рассказки, книги -игрушки, познакомить с различными видами изданий (словарь, научно-популярная книга, журнал, газета, энциклопедия);

• учить различать жанры литературы;

• различать стили речи и жанры текста (разговорная речь, сказки, научно- популярный текст и т. д.);

• познакомить с местонахождением книг (библиотека, книжный магазин, домашняя библиотека);

• прививать навыки культуры чтения

Компоненты восприятия произведений художественной литературы

• Эмоциональная отзывчивость

• Умение представить, вообразить словесные картины, нарисованные писателем (воссоздающее и творческое воображение)

• Постижение содержания художественного произведения (смысл, идеи мотивы поступков)

• Осмысление художественной формы

Понять художественное произведение- это значит проникнуть в его образный строй, приобрести «навыки чтения приемов изображения» (О. Никифорова)

Умения, связанные с эмоционально-образной деятельностью

• Воссоздавать в воображении образ (героев, событий, обстановки, созданные авторским словом

• Сопереживать герою произведения, содействовать ему, проникать в мир чувств и настроений

Умения, связанные с осмыслением содержания произведения

• Понимать тему произведения

• Понимать основную мысль (идею)произведения

• Входить в сюжет, следить за развитием действий

• Устанавливать последовательность событий и причинно-следственные связи между ними, следить за развитием чувства в стихотворении

• Понимать что любое произведение создается автором, стараться осознать авторскую позицию

Умения, связанные с осознанием формы произведения

• Понимать, что главное в произведении – отражение событий (эпическое произведение)или переживаний главного героя (лирическое произведен

• Выделять жанровые особенности произведения (сказки, рассказа, стихотворения, загадки)

Умения, связанные с осознанием

языковых особенностей произведения

Умения, связанные с осознанием

языковых особенностей произведения

Публикации по теме:

Технология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возрастаТехнология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста Технология направлена на развитие устойчивости, осознанности и активности интереса к художественной литературе у старших дошкольников.

Конспект НОД по художественной литературе в старшей группе «Серая Шейка»Конспект НОД по художественной литературе в старшей группе «Серая Шейка» .

Консультация для родителей «Книга в жизни юных читателей» Консультация для родителей «Книга в жизни юных читателей» Россия – большая и могучая страна. А любая страна славится своими людьми. Людьми.

НОД по художественной литературе в первой младшей группе «Волшебный сундучок кота Мурлыки»НОД по художественной литературе в первой младшей группе «Волшебный сундучок кота Мурлыки» НОД Художественная литература "Волшебный сундучок кота Мурлыки" Цель: Воспитывать любовь к устному народному творчеству. Побуждать детей.

НОД по художественной литературе «Друг детства» В. Драгунского в средней группе детей с ОВЗНОД по художественной литературе «Друг детства» В. Драгунского в средней группе детей с ОВЗ Чтение и обсуждение рассказа В. Драгунского «Друг детства». Образовательная область: «Речевое развитие»; художественная литература. Педагогическая.

Отчет по самообразованию воспитателя старшей группы «Приобщение дошкольников к художественной литературе» Отчет по самообразованию воспитателя старшей группы Черепановой Ольги Петровны на 2022г. – 2023 г. Тема: «Приобщение дошкольников к художественной.

Педагогический проект по формированию у дошкольников интереса к художественной литературе «Сказки А. С. Пушкина» Актуальность: Сказка – это необходимый элемент жизни ребенка. Встреча детей с героями сказок не оставляет их равнодушными. Дети стремятся.

Презентация «Повышение интереса дошкольников к художественной литературе в семье и ДОО»Презентация «Повышение интереса дошкольников к художественной литературе в семье и ДОО» (выступление на «Педагогических чтениях») В конце апреля у нас проходили ежегодные районные Педагогические чтения, на которых я выступала.

Проект по развитию речи и приобщению к художественной литературе «На лесных тропинках» (по сказкам)Проект по развитию речи и приобщению к художественной литературе «На лесных тропинках» (по сказкам) Проект по развитию речи и приобщению к художественной литературе «На лесных тропинках» Актуальность: У большинства современных детей.

Творческий проект для второй младшей группы по развитию речи и художественной литературеТворческий проект для второй младшей группы по развитию речи и художественной литературе Творческий проект для второй младшей группы по развитию речи и художественной литературе на тему «Пересказ литературных и фольклорных произведений.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Интерес к художественной литературе. Типы читателей»
Опубликовано: 29 ноября 2023 в 13:41
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Интерес к художественной литературе. Типы читателей»» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Димитрина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД