Анастасия Димитрина
Консультация «Интерес к художественной литературе. Типы читателей»
▼ Скачать + Заказать документы
Интерес к художественной литературе
• Литература- совокупность художественных произведений (поэзия, проза, драма.)
• Художественный – относящийся к искусству, к деятельности в области искусства
• Искусство- творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах
• Эстетический- художественный, относящийся к чувству прекрасного и красоте
• Вкус- чувство понимания изящного
Детская литература- комплекс произведений, созданных специально для детей с учетом психофизиологических особенностей их развития
Публикация «Консультация „Интерес к художественной литературе, Типы читателей“» размещена в разделах
Книга - произведение печати в виде переплетенных листов бумаги с каким-нибудь текстом
• средство общения меду людьми
• синоним произведения литературы
• особая форма издания, отличная от газеты, журнала
Элементы книги: обложка, переплет, оглавление, форзац, титульный лист, выходные данные
• Специфика детской книги в ее синтетической природе (текст+ картинка)
• Детская книга с картинками- это предмет культуры, созданный трудом автора и художника для передачи детям опыта поколений в полихудожественной форме
• Отличительные особенности детской книги:
-важная роль воспитательной функции;
-занимательность, динамичность сюжета;
-доступность языка;
-наличие иллюстраций, красочность оформления
• Книжки- картинки (обогащение реальных и образных представлений)
• Книжки – рассказки (запоминание текста и воссоздание по памяти)
• Книжки- игрушки (книжка- вырубки, книжка- театр, книжка- самоделка, книжка- азбука, книжка- панорама, книжка- раскладушка. книжка игрушка, мягкая книжка)
Основная функция- хранить и передавать опыт
• Функции:
• - воспитательная
• - развлекательная
• - эстетическая
• «Чтение- вот лучшее учение…»(А. С. Пушкин)
• Художественная литература- важное средство умственного, нравственного, эмоционального, эстетического развития, развития речи
• Литературные произведения обеспечивают:
- создание условий для радостного и содержательного проживания детьми дошкольного детства;
- удовлетворение детских интересов и потребностей в познании окружающего мира, игре, общении со сверстниками и взрослыми и др.
• «Чтение- вот лучшее учение…»(А. С. Пушкин)
• Художественная литература- важное средство умственного, нравственного, эмоционального, эстетического развития, развития речи
• Литературные произведения обеспечивают:
- создание условий для радостного и содержательного проживания детьми дошкольного детства;
- удовлетворение детских интересов и потребностей в познании окружающего мира, игре, общении со сверстниками и взрослыми и др.
• Владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха
• Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте
• Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух различных жанров детской литературы
• развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного)
• формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора
• стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений
• реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной, и др.)
• Воспитывать интерес к художественной литературе, развивать способность к целостному восприятию произведений разных жанров, обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость на него.
• Формировать первоначальные представления об особенностях художественной литературы, : о жанрах, композиции, простейших элементах образности в языке
• Воспитывать литературно- художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведений, улавливать красоту и поэтичность рассказов.
• Литературное образование дошкольников - подготовка будущего талантливого читателя, включающая воспитание чувства слова, формирование первоначальных представлений о жанре, композиции, образных средствах художественных произведений, народном творчестве, развитие литературного вкуса, а самое главное – воспитание любви, устойчивого интереса к книге (М. М. Алексеева, В. И. Яшина)
• К трем годам:
- дети, которым важна познавательная сторона текста;
- дети, которым интересны происходящие в произведении события;
- дети, предпочитающие эмоциональное наслаждение при чтении.
• К концу дошкольного возраста:
-читатель – потребитель : ребенок, соглашающийся читать и обсуждать прочитанное при условии награды, поощрения, особого отношения к его персоне. Степень проникновения в текст у такого читателя невелика. Но он знает много имен героев, помнит события и т. д.
-читатель деловой, образовательной книги (детские энциклопедии).
- читатель, воспринимающий чтение как досуговое занятие, одинаково относящийся к различным типа текста, отдыхающий за рассматриванием книг. (З. А. Гриценко)
Формирование у дошкольников представлений о книге как предмете культуры, ее исторической и эстетической ценности
• помочь детям понять ценность книги, ее роль в жизни человека, многообразие функций (дает знания о мире, учит, делает жизнь интересной, развлекает и др.);
• познакомить детей с историей создания книги (рукописная книга, печатная книга, электронная книга); со структурой книги, ее элементами и значением каждого элемента (обложка, переплет, корешок, страницы, текст, иллюстрации, оглавление); создателями книги (автор-писатель, поэт, художник- иллюстратор, дизайнер, редактор);
Приобщение к книжной культуре
• показать детям многообразие видов детских книг (книги- картинки, книги- рассказки, книги -игрушки, познакомить с различными видами изданий (словарь, научно-популярная книга, журнал, газета, энциклопедия);
• учить различать жанры литературы;
• различать стили речи и жанры текста (разговорная речь, сказки, научно- популярный текст и т. д.);
• познакомить с местонахождением книг (библиотека, книжный магазин, домашняя библиотека);
• прививать навыки культуры чтения
Компоненты восприятия произведений художественной литературы
• Эмоциональная отзывчивость
• Умение представить, вообразить словесные картины, нарисованные писателем (воссоздающее и творческое воображение)
• Постижение содержания художественного произведения (смысл, идеи мотивы поступков)
• Осмысление художественной формы
Понять художественное произведение- это значит проникнуть в его образный строй, приобрести «навыки чтения приемов изображения» (О. Никифорова)
Умения, связанные с эмоционально-образной деятельностью
• Воссоздавать в воображении образ (героев, событий, обстановки, созданные авторским словом
• Сопереживать герою произведения, содействовать ему, проникать в мир чувств и настроений
Умения, связанные с осмыслением содержания произведения
• Понимать тему произведения
• Понимать основную мысль (идею)произведения
• Входить в сюжет, следить за развитием действий
• Устанавливать последовательность событий и причинно-следственные связи между ними, следить за развитием чувства в стихотворении
• Понимать что любое произведение создается автором, стараться осознать авторскую позицию
Умения, связанные с осознанием формы произведения
• Понимать, что главное в произведении – отражение событий (эпическое произведение)или переживаний главного героя (лирическое произведен
• Выделять жанровые особенности произведения (сказки, рассказа, стихотворения, загадки)
Умения, связанные с осознанием
языковых особенностей произведения
Умения, связанные с осознанием
языковых особенностей произведения