МААМ-картинки

Интерактивный плакат как одно из средств информационно-коммуникационных технологий образовательной деятельности

Ольга Кудрявцева
Интерактивный плакат как одно из средств информационно-коммуникационных технологий образовательной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

Аннотация: в статье рассматривается роль интерактивного плаката как одного из средств информационно – коммуникационной технологии, позволяющее каждому воспитаннику с особыми образовательными возможностями создать равные стартовые возможности для последующего успешного обучения в школе.

Ключевые слова: технология, стартовые возможности, интерактивный плакат, геймификация, образование.

Key words: technologies, starting capabilities, interactive poster, gamification, education.

Современного ребенка, который с раннего возраста включен в аудио- и видеопространство, трудно увлечь деятельностью традиционными средствами наглядности. Чтобы оптимизировать психолого – педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста необходимо использовать мультимедийные презентации.

Интерактивные технологии сегодня – это не дань моде, а требование ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО, именно в этот период важно грамотно адаптировать ребенка к информационно-коммуникативной деятельности для того, чтобы обеспечить каждому воспитаннику равные стартовые возможности для последующего успешного обучения в школе.

Применение подобной формы организации образовательной деятельности соответствует запросам родителей дошкольников, максимально обеспечивает создание условий для развития ребенка с особыми образовательными потребностями, его позитивной социализации, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности.

Одним из основных направлений психолого – педагогического сопровождения детей с нарушениями речи, с ОВЗ педагогами, узкими специалистами является система коррекционной работы по формированию целостного и полного восприятия окружающей действительности.

Мультимедийная презентация – информационно-коммуникационная технология (ИКТ, удобный и эффективный способ представить информацию с помощью компьютерных программ. Она сочетает в себе динамику, звук и изображение – факторы, которые привлекают воспитанников и на долго удерживают их внимание, вызывают интерес.

Мультимедийная презентация с набором творческих заданий, коммуникативных игр позволяет представить образовательный и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке, которые оказывают воздействие на формирование и развитие совместной координированной деятельности зрительного и моторного анализаторов, что позволяет заложить информацию в ассоциативном виде памяти детей [3].

Современные технические средства обучения помогают визуализировать невидимые объекты и явления, частицы, звук, абстрактные теоретические понятия, то есть создать определенный дидактический образ-модель[1].

Геймификация, как прием применяется и в создании интерактивных плакатов для оказания коррекционной помощи по основным направлениям развития детей с нарушением речи. Использование ярких картинок, элементов анимации и сюрпризных моментов позволяет заинтересовать детей и разнообразить коррекционный процесс.

Существуют основные приемы, делающие интерактивные игры увлекательными:

• узнавание партнеров – встреча знакомых героев в игровом контексте;

• признание и достижения – получение похвалы за успешное выполнение задания от лица героя;

• возможность вести других – реализация принципа «опытный сверстник» позволяет дошкольнику практическим путем продемонстрировать решение разного уровня сложности задач [2];

• возможность ошибаться и исправлять свои ошибки: в интерактивных играх последствия ошибки значительно ниже, чем в реальной жизни; игроки могут повторить ход, закрепить полученный навык. Это стимулирует дошкольников к деятельностному подходу –исследовать и пробовать новое;

• сложность и закрепление новых навыков: в компьютерных играх перед нами стоит ряд сложных задач, позволяющие дошкольникам преодолевать барьеры в игре.

Интерактивный плакат содержит такой инструмент как триггер, который позволяет создать «горячую клавишу», для запуска запланированных действий, анимации, аудио- и видеоэффектов. Таким образом, в процессе образовательной деятельности дети сами регулируют темп и количество решаемых игровых задач, в процессе творческой инициативы дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он может самостоятельно исправить ошибки.

Например, предлагается вариант игры на основе сюжета мульптикационного фильма «Фиксики». Дошкольников приглашают фиксики оказать помощь в починке электроприборов в квартире Дим – Димыча. С помощью воспроизведения звука щелчком мыши запускается проблемная ситуация «В квартире Дим Димыча сломались одновременно несколько электроприборов». В ходе выполнения заданий дошкольников сопровождает один из героев «Фиксиков»: Симка говорит «детским» голосом озвученным ребенком. Мульперсонажи «Фиксики» знакомые и близкие по возрасту дошкольникам, звуковые эффекты помогают им ориентироваться в предпочитаемом варианте ответа, способствуют развитию «архитектуры диалога» в социально – коммуникативной системе «мультгерои – обучающиеся – педагог».

Симка предлагает укомплектовать «Помогатор» рабочими инструментами, которые позволяют человеку устранять неисправности в электроприборах. Каждому дошкольнику предлагается определить инструмент необходимый для укомплектования помогатора, с помощью выбора. Для данной игры были применены возможности презентации с встроенным мАкросом Drag And Drop. С помощью этого мАкроса, дети перемещают предметы, кликая на мышь, передвигая их на свои места. Подсказками при неверном ответе являются визуальный звукоряд «барабанная дробь» и «Пульсация» предмета, если ответ верен – перемещается предмет в помогатор со звуковым свистом.

В процессе образовательной деятельности дети сами регулируют темп и количество решаемых игровых задач, проявляя творческую инициативу дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он может самостоятельно исправить ошибки. Завершается игра «Помогатор» звуковым эффектом «ты – дыщ» и предвосхищающей оценкой Симкой.

Игра «Фотоаппарат» ставит перед дошкольниками задачу починить его, соотнеся силуэты рабочих инструментов на экране с цветным изображением предмета по памяти. Замысел игры способствует формированию умения дошкольников осуществлять выбор в соотнесении силуэтных изображений и реальных предметов, развивая зрительное восприятие, внимание и память.

Биоэнергопластика: Симка предлагает детям отдохнуть и сделать паузу. Под музыкальный видеосюжет «Часики» дошкольники выполняют содружественные движения артикуляционного аппарата с движениями кистей рук.

В следующей игровой ситуации «Стиральная машина», необходимо распределить вещи для машинной стирки, на которых изображен ярлычок с твердыми слогами – вперемешку с ярлычками одежды с мягкими слогами. Но чтоб машинку нам открыть, «ромашку слоговую» нужно покрутить.

Игра с подобным содержанием содействуют закреплению знаний у детей о твердых/мягких звуках, развивают умение классифицировать объекты; способствуют формированию понятийного мышления о способах ухода за вещами: нельзя стирать изделия из шерсти, меха, кожи. И наоборот можно подвергать обработке путем стирки в стиральной машине вещи – хлопчатобумажные, льняные, ситцевые.

По окончании выполнения задания дошкольники получают поощрение и одобрение от фиксиков в решении заданий. Прежде чем перейти к игре «Компьютер и клавиатура» - предлагаем отгадать загадку для того, чтобы узнать, что еще сломано. С помощью гиперссылки, привязанной к сотам, презентация переходит со слайда на страницу интерактивной игры – азбуки «Расставь соты» в сети – интернет. Дети по очереди расставляют буквы по порядку, называя каждую, закрепляя последовательное расположение букв алфавита.

На игровом поле «Почини клавиатуру!» дети называют каждую картинку в ряду, выделяя в ней первый звук. Соотносят звук с буквой, находят её зрительный образ на клавиатуре, нажимают. Если выбор правильный, то она появляется в окошке под предметом, а если нет, то буква «Мигает», таким образом дети отгадывают, прочитывая «тайное» новое слово.

Дошкольникам предлагается оказать помощь в уборке комнаты Дим Димыча. Необходимо опираться на схемы слова, расположенные в ряду сверху. Если предмет подходит к схеме слова – нажимаем на зеленую кнопку и слышим мелодию, если не подходит – то на красную, с сопровождением звукового эффекта «разбитого стекла»: «Подберите картинки к схеме слова, где последний звук мягкий. Подберите картинки к схеме слова, которое начинается с гласного звука».

Нажав на эмблему видео – мы переносимся на слайд с динамической паузой «Вот бы мне большой компьютер». Где дети под музыку двигаются и выполняют движения совместно с фиксиками, которые подтверждают, что все приборы в исправном порядке работают. А завершением динамической паузы становится вручение Дипломов «Настоящему помощнику фиксиков».

Преимуществом простой линейной механики в плакате выступает интерактивность, функциональность, мобильность, учет специальных возможностей детей – инвалидов, детей с ОВЗ, часто болеющих детей для построения и отражения социальных взаимоотношений в формате прямого или дистанционного обучения.

Список литературы

1. Башмаков А. И., Башмаков И. А. Проблемы организации пользовательского интерфейса компьютерных тренажерных систем // Международная научная конференция «Пользовательский интерфейс в современных компьютерных системах». Сборник материалов конференции. – Орел: Орловский ГТУ, 1999. – С. 79 – 91.

2. Березина Н. О., Веннецкая О. Е., Герасимова Е. Н. Успех. Советы для родителей / Н. О. Березина, О. Е. Веннецкая, Е. Н. Герасимова и др. ; науч. рук. ПМК «Успех» А. Г. Асмолов; рук. авт. коллектива ПМК «Успех» Н. В. Федина [Текст] – М. : Просвещение, 2012. – 143 с.

3. Попов В. В. Критерии креативности педагогических технологий открытого дистанционного образования // Всероссийская научно-практическая конференция «Образовательная среда — 2004» (Москва, ВВЦ, 29 сентября — 2 октября 2004 г.). — М. : Рособразование, 2004. — С. 186–187.

Публикации по теме:

Многофункциональный дидактический тканевый коврик как одно из средств формирования речевой активности у младших дошкольниковМногофункциональный дидактический тканевый коврик как одно из средств формирования речевой активности у младших дошкольников Важную роль в занятиях с детьми играет наглядность. Она в значительной степени облегчает процесс формирования связной речи. Наглядность.

Технология «квиллинг» как одно из средств развития мелкой моторики детей дошкольного возрастаТехнология «квиллинг» как одно из средств развития мелкой моторики детей дошкольного возраста «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга» И. П. Павлов Значение развития мелкой.

Аналитическая справка «Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе» Под ИКТ подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования. В.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Интерактивный плакат как одно из средств информационно-коммуникационных технологий образовательной деятельности
Опубликовано: 15 января 2025 в 15:19
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Интерактивный плакат как одно из средств информационно-коммуникационных технологий образовательной деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Кудрявцева (УИ 1094973) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
16 января 2025 четверг
Картотеки зимних прогулок. Выбирайте!
17 января 2025 пятница



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД