Екатерина Глазырина
Интерактивные формы взаимодействия с семьей в соответствии с ФГОС до
▼ Скачать + Заказать документы
Глазырина Екатерина Андреевна
Учитель-логопед высшей кв. категории
Веселова Светлана Валерьевна
воспитатель первой кв. категории
Янголь Лариса Викторовна
Воспитатель высшей кв. категории
МКДОУ ДС№97 «Сказка»
Интерактивные формы взаимодействия с семьей
в соответствии с ФГОС ДО
в МКДОУ №97 город Новосибирск
Хотели бы Вы проводить собрания так, чтобы каждая семья в вашей группе ждала его с нетерпением? Хотели бы Вы превратить группу родителей в активных участников совместной деятельности, а семьи в участников образовательного процесса?
Публикация «Интерактивные формы взаимодействия с семьей в соответствии с ФГОС до» размещена в разделах
Сегодня мы представим наш опыт использования разнообразных интерактивных форм работы при взаимодействии с семьями. Они помогают нам при необходимости проанализировать возникшие проблемы, сплотить команду родителей и педагогов, повысить их заинтересованность в решении назревших проблем в ненавязчивой, неутомительной игровой форме, значительно улучшить отношения с семьями, повысить педагогическую культуру родителей, расширить представления детей по различным образовательным областям совместно с семьями.
Под интерактивными формами взаимодействия мы понимаем специальную форму организации взаимодействия с семьями, где участники оказываются вовлеченными в процесс познания, обсуждения, диалоговое общение, которое ведет к взаимодействию, взаимопониманию, к совместному принятию наиболее общих, но значимых для каждого участника задач, чувствуя свою успешность.
Выявление ожиданий, обмен опытом, выработка общего мнения, создание условий для диалога, группового сплочения, изменения психологической атмосферы в группе стали для нас основными целями интерактивного взаимодействия.
В своей деятельности мы используем интерактивные приемы в традиционных формах взаимодействия с семьей, таких как родительские собрания, семейный клуб, дискуссии, круглые столы, мастер – классы, тематические выставки рисунков, поделок, фотовыставки. Использование интерактивных приемов позволяют нам эффективно сотрудничать с семьей в снятии у них напряжения, выявить ожидания, сформировать и сплотить команду, совместно решить проблемы, получить обратную связь.
Во взаимодействии с семьей мы также используем и нетрадиционные интерактивные формы работы, основанные на сотрудничестве и взаимодействии в режиме диалога педагогов ДОУ и родителей:
- нетрадиционные собрания;
- досуговая деятельность;
- детско-взрослые проекты,
- интерактивные игры;
- записки в индивидуальные кармашки - СМС сообщения;
- оригинальные приглашения в группу;
- почта доверия;
- метод трех вопросов при разработке реестра детско-взрослых, прогнозируемых вопросов по теме;
- обратная связь в форме благодарностей, больших объявлений, сертификатов, сувениров, сделанных руками детей и воспитателей, значков, грамот, родителям. В новых формах взаимодействия с родителями реализуется принцип партнерства и диалога.
Проведение традиционных собраний по различным тематикам обязательно включают в себя интерактивные приемы. Так при проведении собрания по теме «Безопасность детей на дороге» мы выявили ожидания родителей от предстоящей работы на собрании, используя интерактивную игру «Песочные часы», где им было предложено написать ожидания на кружках-песчинках и прикрепить их к верхней части нарисованных песочных часов. По завершению собрания, родители перемещают свои кружки-песчинки в нижнюю часть часов, тем самым показывают, что их ожидания осуществились. По оставшимся наверху кружкам-песчинкам мы определяем заявленные на собрании проблемы и планируем дальнейшую работу в этом направлении.
А на собрании по теме «О поощрении и наказании детей в семье», ожидания родителей мы определяли методом «мозгового штурма», фиксируя высказывания на листе ватмана. В течение собрания мы неоднократно возвращались к ним для реализации запросов родителей. Следуя по заявленным ожиданиям, учитывая высказанные мнения, различные точки зрения, обсуждая их, возник диалог-атмосфера сотрудничества и совместного поиска ответов на заявленные ожидания – вопросы. На этом собрании метод выявления ожиданий одновременно стал и методом обратной связи.
На нетрадиционном собрании «Давайте познакомимся» родители записали, что они ожидают от педагогов, детского сада, от детей, от себя к концу учебного года. Свои записки-ожидания они сбросили в почту «Будущего». Почта «будущего» не открывалась в течение года. На итоговом последнем собрании, родители вскрыли почту, прочли свои записки-ожидания, их обсуждение вызвало много положительных эмоций, суждений и планов на будущее.
Одной из важных составляющих успеха собрания является её продуманная организация пространства и позитивная атмосфера. При организации среды, места собрания, мы используем способ «Геометрия пространства», где учитываем не только расположение столов и стульев, но и пространство стен и комнаты, которое задействуем во время проведения, способствующее созданию «духа», «атмосферы» собрания.
Реализация ООП МКДОУ №97 предполагает комплексно-тематическое планирование. Совместно с родителями по теме «Народные промыслы» был запланирован детско-родительский проект «Весенний Арбат». На подготовительном этапе разработки мероприятия мы совместно с родителями провели кластер «Весенний Арбат».
Родителям было предложено подумать и назвать ассоциации, вызванные ключевой фразой «Весенний Арбат», которые фиксировались на листе ватмана. Затем представленные идеи были объединены в логические цепочки. Использование разноцветных маркеров позволило выделить некоторые определенные моменты и нагляднее отобразить общую картину, упрощая процесс систематизации всей информации.
Кластер был использован с целью выработки идеи, хода, подготовки и проведения мероприятия. На стадии рефлексии, полученная информация из кластера перерабатывалась в подгруппах родителями, в результате творческой деятельности был создан план подготовки и проведения досуга «Весенний Арбат».
Этот интерактивный метод используется нами при проведении нетрадиционных родительских собраний, родительских клубах, мастер-классов, при организации досуга, при создании реестра детско-взрослых прогнозируемых вопросов по теме, а также в других формах при взаимодействии с семьей. В результате семья имеет возможность проявить себя, свободу творческой деятельности, высказать свое видение вопроса.
Принцип комплексно-тематического планирования представленный в ООП предусматривает проектирование образовательного процесса с учетом интеграции образовательных областей. Планирование темы включает три этапа. Первый-выбор темы, второй – создание реестра детских прогнозируемых вопросов, третий- подбор детской деятельности, как ответы на вопросы. На этапе прогнозирования предполагаемых вопросов, дети высказывают свои суждения, которые фиксируются на большом листе бумаги. Педагоги размышляют над предполагаемыми вопросами исследовательского, планирующего, проблемного характера, которые могут задать дети. Затем мы предлагаем родителям высказаться по методу трех вопросов, например: как вы думаете, что знает ваш ребенок о космосе? как вы думаете, что хочет узнать ваш ребенок о космосе? как вы думаете, что думает ваш ребенок, как можно найти ответы на свои вопросы о космосе?
Эти вопросы подводят родителей к осознанию понимания своего ребенка, размышлению о том насколько он пытлив, любознателен, инициативен в познавательно-исследовательской деятельности. Таким образом, родители включаются в планирование непосредственно-образовательной деятельности, и одновременно гармонизируют отношения со своими детьми. В результате мы видим, что родители являются для своих детей зоной ближайшего развития, у них повышается мотивация включенности в образовательный процесс, улучшаются детско-родительские отношения.
Сближению между семьями и педагогами способствуют записки родителям, которые мы помещаем в индивидуальные кармашки и называем их интерактивными СМС сообщения. В смс - сообщении мы обращаемся к родителям и членам семьи по имени отчеству. Используем формат коротких записок. Темы смс – сообщений различны – это объявления о событиях, родительских встречах, экскурсиях, информация о событиях в детском саду, обсуждение текущих событий в группе, рекомендации по выбору книг по теме, благодарности родителям и детям, успехи детей, их победы, придуманные ребенком загадки, интересные суждения ребенка, например: «Если читать много умных книг, то мозг увеличивается». Увидев в «кармашке» короткое сообщение о том, что сегодня Артем представил опыт детям в центре «Наука и природа», как делать радугу, который ему показал дома папа и рассказал, когда она появляется на небе и как это красиво. Обычно родители с удовольствием читают подобные послания, тем самым получая позитивную поддержку, обсуждают эту тему с ребенком и педагогами. Также смс сообщениями могут быть различные приглашения в группу. В записке родители приглашаются в группу, где они с детьми могут обсуждать вопросы по темам, играть и экспериментировать в центрах активности. Используя эту интерактивную форму во взаимодействии с родителями, мы обмениваемся информацией, получаем обратную связь, активно включаем родителей в образовательный процесс.
Таким образом, мы не просто работаем с семьями, а вовлекаем их в образовательный процесс и жизнедеятельность детского сада, выстраиваем с родителями доверительные, партнерские отношения, используя интерактивные формы взаимодействия. Которые позволяют каждому родителю быть активным участником беседы, выстраивать диалог друг с другом, работать в команде, совместно решать проблемы, работать на одной волне с педагогами. Использование интерактивных форм взаимодействия с семьей является результатом реализации основных принципов ФГОС ДО, это сотрудничество организации с семьей, обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в воспитании детей и укреплении их здоровья, вовлечение семей в непосредственно образовательную деятельность.