Людмила Шлыкова
Новые формы взаимодействия с родителями в условиях реализации ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Шлыкова Людмила
воспитатель МБДОУ «Детский сад «Золушка»
С введением Федерального государственного образовательного стандарта в образовании произошли преобразования. Повышение педагогической компетентности родителей - одна из задач нового стандарта. Исследования, проведённые в 2012 году, показали, что все члены педагогической цепочки: родители, воспитатели, учителя начальной школы предъявляют разнообразные требования к дошкольному образованию. "Задача разработчиков ФГОС дошкольного образования – учесть интересы всех участников образовательного процесса, но, прежде всего, – ребёнка".
Публикация «Новые формы взаимодействия с родителями в условиях реализации ФГОС» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2017
Социализация ребенка, развитие любознательности, наличие стойкой мотивации в достижении успеха – есть главный результат, на который нацелен государственный стандарт.
«При общем согласии можно и глину в золото превратить». Эта древняя пословица лишь подчеркивает то, что только взаимопонимание и взаимодействие родителей и педагогов повысят эффективность воспитания ребенка. Это может быть в том случае, если педагог и семья имеют друг о друге полное представление, доверяют друг другу. Современные родители – это люди нового формата. Как заинтересовать их, создать единое образовательное пространство? Как привлечь их к процессу воспитания? Будут ли они лидерами – активными участниками процесса, способными оценить деятельность дошкольного учреждения? Или равнодушными молчаливыми слушателями, пассивными наблюдателями? Возникает много вопросов. Создание единого образовательного пространства, предполагающее открытость, совместное сотрудничество, способствует их решению.
Возникает необходимость поиска новых форм взаимодействия с родителями. Проводимые ранее родительские собрания, происходили в форме трансляций педагогических знаний. Позиция педагога имела характер наставлений и пропаганды. Общение с ним носило формальный характер. Иногда позиция родителя была пассивной : «Моя хата с краю».
Мы реорганизовали традиционную форму проведения собрания. Собрание на тему «Воспитание самостоятельности у детей дошкольного возраста» мы провели следующим образом. На столе расположили ромашку, на каждом листе которой было написано качество, необходимое для развития самостоятельности. Листья лежали написанным вниз словами. (трудолюбие, манерность, ответственность, умение принимать самостоятельные решения, кривляние, целеустремленность, воля, капризы, усидчивость, терпение). Среди них были слова, не относящиеся к самостоятельности. Готовые к назиданию, родители были очень удивлены, смущены. Стеснялись показаться неосведомленными, когда педагог пригласил их взять лист и высказать мнение, считают ли они, что данное качество формирует самостоятельность. При каких обстоятельствах его можно и нужно развивать? Доброжелательный настрой, тактичное приглашение педагога создали атмосферу сотрудничества, поддержки, демонстрацию заинтересованности с обеих сторон. В результате некоторые родители поделились опытом. Рассказали, как они воспитывают в своем ребенке то, или иное качество. Так родители стали активными участниками. Собрание прошло в форме «круглого стола».
Иногда испытываешь трудность в выборе темы собрания. Тогда на магнитной доске размещаем несколько импровизированных конвертов, с названием предложенных тем. Родители, делают пометки, там, какая тема им интересна. Таким образом, подготовка к собранию происходит с учетом социального запроса родителей.
Родители, как и дети, индивидуальны. Взаимодействие с ними происходит с учетом социального, возрастного, образовательного статуса – дифференцированно.
Часто, ссылаясь на нехватку времени, спешку, занятость, родители не обращают внимания на стендовую информацию, даже если она эстетично оформлена, отвечает информационным запросам семьи. Мы нашли следующий путь решения проблемы. Например, консультация «Играем дома», не вызвала интереса у родителей. Мы создали картотеку игр под названием «Домашняя игротека», заламинировали карточки для длительного использования. Указали цель, ход игры и разместили в уголке для родителей.
Игры был направлены на развитие речевых навыков, на развитие мелкой моторики рук. Например, игра «Золушка» развивает мелкую моторику. Предложите ребенку рассортировать фасоль и горох. Так ребенок поможет родителям и потренирует пальчики. Игра «Цветные палочки» поможет закрепить знания геометрических фигур. Усложнить игру можно, предложив ребенку составить узор или рисунок из счетных палочек. К нашему удивлению картотека вечером значительно опустела. Утром родители с удовольствием обменивались не только впечатлениями, но и карточками.
Данным материалом мы поделились с педагогами, обмениваясь, таким образом, опытом, и пополнили методический материал ДОУ.
Иногда между педагогом и родителем возникает коммуникативный барьер. Для общения в данном случае мы используем «почтовый ящик» под названием «Ваши вопросы – наши ответы».
Все данные формы работы с родителями предполагают создание единого педагогического пространства, где главной фигурой является ребенок.