Наталья Пилихоц
Формы взаимодействия музыкального руководителя с детьми в соответствии с ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Формы взаимодействия музыкального руководителя с детьми в соответствии с ФГОС
В связи с обновлением содержания дошкольного образования актуальны новые формы взаимодействия педагога с детьми, которые ориентированы:
на индивидуальные особенности и возрастные возможности воспитанников;
на поддержку инициативы детей в различных видах музыкальной деятельности;
на признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.
Публикация «Формы взаимодействия музыкального руководителя с детьми в соответствии с ФГОС» размещена в разделах
- Работа музыкального руководителя
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2017
Одной из основных форм взаимодействия музыкального руководителя с детьми является образовательная ситуация. Образовательная ситуация планируется и организуется педагогом для решения задач музыкального образования ребенка. Чаще всего образовательные ситуации носят интегрированный характер, так как включают задачи, которые реализуются в разных видах музыкальной деятельности.
Образовательные ситуации используются в процессе непосредственно организованной образовательной деятельности. Основные за-дачи - формирование у дошкольников новых умений и представлений в различных видах музыкальной деятельности, обобщение знаний по теме,
Образовательные ситуации могут быть включены в образовательную деятельность в режимных моментах. Основные задачи - закрепление имеющихся знаний и умений у воспитанников, их применение в новых условиях, освоение новых способов музыкальной деятельности.
Образовательные ситуации могут быть включены в различные виды музыкальной деятельности (восприятие, пение, музыкально-ритмические движения, игру на детских музыкальных инструментах, творческую деятельность, а также в самостоятельную музыкальную деятельность детей.
Образовательные ситуации могут быть направлены на решение за-дач как одного из видов музыкальной деятельности (например, музыкально-ритмической, так и на интеграцию этих видов.
Основой для образовательных ситуаций могут быть:
проблемные ситуации (например, в процессе восприятия музыки, в творческой деятельности);
музыкальные упражнения и дидактические игры;
задания практического содержания (например, музыкально-ритмические, певческие, обучение игре на музыкальных инструментах).
В младшем дошкольном возрасте образовательные ситуации решаются посредством использования игровых и проблемно-игровых ситуаций, сюрпризных моментов, яркого и красочного материала, игрушек. Результат всегда будет сопровождаться эмоциональным откликом детей.
В старшем дошкольном возрасте перед детьми ставятся проблемные ситуации, практические и познавательные задачи, требующие решения, создаются сюжетные ситуации, которые обеспечивают принятие учебной задачи. Результаты образовательной ситуации музыкальный руководитель будет не только оценивать сам, но и стимулировать взаимную оценку и самооценку деятельности детьми.
В музыкальном развитии дошкольников наиболее актуальными являются два вида образовательных ситуаций:
1 Предметно-игровая образовательная ситуация.
Доминирующей является развивающая предметная среда. Именно она определяет активность ребенка, его предметно-игровые действия. Действия дошкольников направлены на освоение разнообразной предметно-развивающей среды.
Необходимым средством для создания предметно-игровой образовательной ситуации являются музыкальные дидактические игры и пособия, которые можно классифицировать на:
способствующие воспринимать произведения для слушания;
используемые в певческой, танцевальной, музыкально-игровой деятельности;
созданные для развития музыкально-сенсорного восприятия детей; - побуждающие к певческой, музыкально-ритмической деятельности, игре на детских музыкальных инструментах;
побуждающие к песенному, музыкально-игровому, танцевальному творчеству и импровизации на детских музыкальных инструментах.
1. Сюжетно-игровая образовательная ситуация.
В данной образовательной ситуации развиваются творческие способности, формируются основы музыкальной культуры, ценностно-этические представления.
В основе - сюжетно-ролевое моделирование проблемных ситуаций, совместные сюжетно-ролевые музыкальные игры, коллективная и индивидуальная музыкальная деятельность, драматизации, проведение музыкальной или театральной гостиной, творческой мастерской.
Образовательные ситуации могут быть применены в досугах и раз-влечениях различной направленности. Целью будет закрепление у детей имеющихся знаний и умений, а также применение их в новых условиях. Образовательные ситуации можно включать и в самостоятельную деятельность детей - через постановку проблемы, требующей самостоятельного решения, а также посредством привлечения внимания к материалам для музыкально-исследовательской деятельности и продуктивного творчества.
Таким образом, в процессе личностно-развивающего взаимодействия посредством образовательных ситуаций у дошкольников происходит: - формирование новых представлений и умений в разных видах музыкальной деятельности;
систематизация и обобщение личного музыкального опыта детей;
развитие творческих способностей.