Светлана Богуш
Сотрудничество с родителями — эффективные формы работы в соответствии с ФГОС до
▼ Скачать + Заказать документы
Сотрудничество с родителями — эффективные формы работы в соответствии с ФГОС ДО
С 1 января 2014 года введен в действие Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования который разработан на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации с учётом Конвенции ООН о правах ребёнка.
В условиях реализации новых нормативно-содержательных подходов перед дошкольным образованием поставлены целевые ориентиры, предполагающие открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с родителями. Родители являются активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями.
Темочки:
Семья и детский сад тесно взаимосвязаны между собой, что даёт ребёнку определенный социальный опыт. Взаимодействуя друг с другом, создаются оптимальные условия полноценного развития ребенка.
Организация общения педагога с родителями воспитанников остается одной из наиболее сложных проблем в деятельности дошкольного образовательного учреждения. Поэтому я хочу поделиться с Вами как я работаю над этой проблемой в нашем ДОУ.
Современные родители образованы, обладают широким доступом к научно - методической литературе из области педагогики. Однако высокий уровень общей культуры, эрудированность и информированность родителей не является гарантией достаточного уровня их педагогической культуры. Родители испытывают затруднения в воспитании детей, выборе оптимальных воспитательных методов и приемов, в применении на практике информации, как правило, из Интернета.
Я всеми возможными способами объясняю родителям, что дошкольник не эстафета, которую семья передает в руки педагога. Очень важен не принцип параллельности, а принцип взаимопонимания между детским садом и семьёй.
Перестраивать что - либо нелегко, приходится ломать сложившиеся стереотипы, искать новые формы, наполнять их актуальным содержанием, преподносить его так, чтобы родители захотели им воспользоваться.
В своей группе мы активно сотрудничаем с родителями, используя разные формы работы :
• нетрадиционные родительские собрания,
• мастер-классы,
• дни открытых дверей,
• совместные праздники, досуги, развлечения, чаепития,
• участие родителей в семейных конкурсах, выставках,
• наглядное оформление стендов, уголков, фотовыставки,
• консультации,
• анкетирование,
• индивидуальные беседы и др.
Перед нами поставлена цель: сделать родителей активными участниками педагогического процесса, оказав им помощь в реализации ответственности за воспитание и обучение детей.
Для достижения данной цели, для координации деятельности детского сада и родителей мы работаем над решением следующих задач:
• Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника.
• Объединить усилия семьи и детского сада для развития и воспитания детей.
• Создать атмосферу взаимопонимания родителей, воспитанников и педагогов детского сада, эмоциональной взаимоподдержки.
• Активизировать и обогащать умения родителей по воспитанию детей.
• Поддерживать уверенность родителей (законных представителей) в собственных педагогических возможностях
Для эффективной работы с родителями в новых условиях я начинаю с анализа социального состава семьи, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Изучение семьи велось последовательно, системно. Я воспользовалась наиболее распространённым методом изучения семьи, провожу анкетирование, личные беседы, наблюдения, посещение семьи, которые помогают мне правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.
Метод анкетирования позволил мне собрать данные, интересующие меня как педагога о потребностях каждой семьи, о проблемах воспитания и развития ребенка, возникающих в семье, что позволило учесть ее индивидуальные особенности, и др. Анкетирование проводится в начале учебного года, в целях знакомства с семьей, изучения их потребностей и в дальнейшей своей работе, если есть надобность для решения поставленных задач.
Очень важно в индивидуальной работе с родителями посещать семьи. Это позволяет познакомиться с условиями, в которых живет ребенок, с общей атмосферой в доме. В результате этого посещения мы можем дать родителям более обоснованные рекомендации, мы находим вместе оптимальные пути создания единой линии воздействия на ребенка в детском саду и дома.
Посещая семьи, я знакомлюсь с опытом семейного воспитания. Такие посещения дают мне возможность общаться не только с мамой и папой, но и с остальными членами семьи, часто принимающими участие в воспитании ребенка (с сестрами и братьями, бабушками и дедушками т. д.).
Провожу консультации, отвечая на вопросы родителей, стремлюсь при этом дать квалифицированный совет.
Веду и наблюдение как метод изучения семьи. Я заранее определяю, с какой целью, когда, в какой ситуации нужно наблюдать родителей, их взаимодействие с ребёнком. Обычно это бывает в часы утреннего приёма и во время ухода ребёнка из детского сада. Если внимательно наблюдать, в глаза бросаются многие особенности взаимоотношений взрослого и ребёнка, по которым можно судить о степени их эмоциональной привязанности, культуре общения. По тому, о чём расспрашивают родители ребёнка вечером, какие наказы дают ему утром, можно сделать вывод о приоритетах современного воспитания, об отношении к дошкольному учреждению.
Я использую не только наблюдение со стороны, а создаю специальные ситуации, которые помогают глубже узнать родителей :
• совместный труд (приглашаем родителей для оказания помощи в ремонте группы, территории и др.)
• проводим совместный досуг.
Таким образом, изучая семью, опыт семейного воспитания мы преследуем, прежде всего, интересы ребёнка.
Условно можно разделить родителей на три группы.
Первая группа – это родители, очень занятые на работе, которым детский сад просто жизненно необходим. Но, несмотря на это, они ждут от детского сада не только хорошего присмотра и ухода за ребенком, но и полноценного развития, оздоровления, обучения и воспитания, организации интересного досуга. Эта родительская группа вряд ли сможет в силу занятости активно посещать консультации, семинары. Но они с удовольствием дома изготавливают вместе с ребенком семейные работы на конкурсы, подбирают фотографии на выставку, в удобное для них время принимают участие в заранее объявленных мероприятиях, например в веселых стартах или субботнике.
Вторая группа – это родители с удобным рабочим графиком, неработающими бабушками и дедушками. Дети из таких семей могли бы не посещать детский сад, но родители не хотят лишать ребенка полноценного общения, игр со сверстниками, развития и обучения. Наша задача как педагогов — не допустить, чтобы эта родительская группа оставалась на позиции пассивного наблюдателя, мы активизируем их педагогические умения, вовлекаем в работу детского сада.
Третья группа – это семьи с неработающими мамами. Эти родители тоже ждут от детского сада интересного общения со сверстниками, получения навыков поведения в коллективе, соблюдения правильного режима дня, обучения и развития. Мы выделяем из этой родительской группы энергичных мам и пап, которые стали нашими активными помощниками.
И так, я делаю вывод, что всех этих родителей объединило одно, желание видеть своего ребенка в детском саду, где он получит полноценное развитие, воспитание и обучение. Их тоже интересуют активные формы взаимодействия, где в непринужденной обстановке можно обсудить свои проблемы воспитания ребенка и поделиться опытом с другими родителями.
Веду коллективную форма работы с родителями - это родительское собрание. Подготовку к родительскому собранию начинаю задолго до его проведения. Важную роль играет анкетирование, которое позволяет в короткие сроки собрать обширный и разнообразный материал по темам. Предварительно так же готовлюсь к конкурсам, изготавливаю памятки, приглашения на собрания. Собрания провожу в форме дискуссий, круглых столов.
Очень эффективная форма работы с родителями это конкурсы.
Регулярно проходят конкурсы: «Мамины таланты»,«Наши защитники Отечества»,
«Осенние фантазии» и др. Участвуя в них, родители раскрывали все свои интересы и способности, о которых и сами не подозревали.
Другая эффективная форма работы с родителями - мастер-класс.
Интересно проходят занятия по работе с бросовым материалом, изготовление аппликаций нетрадиционным способом: «Аппликация из ваты» и др., всё это можно использовать в работе с детьми в домашних условиях.
Родители принимают активное участие в новогодних праздниках, День Защитника Отечества, 8 марта, организуем дни рождения, чаепития и многое другое.
В результате проведения праздничных встреч формируются положительные взаимоотношения родителей со своими детьми, устанавливается эмоциональный контакт. Проводимая работа позволяет повысить педагогическую компетентность родителей в вопросах детско-родительских отношений.
Здоровые дети - надёжное будущее.
В систему физкультурно-оздоровительных мероприятий включили День открытых дверей как эффективную и активную форму работы с детьми и, что очень важно, с их родителями. Мы приглашаем родителей принять участие в спортивных соревнованиях: «Папа, мама, я - спортивная семья», «Весёлые старты».
Эмоции, возникающие при проведении мероприятия, воспоминание о нём, объединяет больших и маленьких. Происходит приобщение к здоровому образу жизни; осуществляется индивидуальный подход к каждому ребёнку; привлекаются родители к совместным усилиям по оздоровлению детей.
Традиционным стало проведение акции «Подари игрушку детям».
У многих есть книги и игрушки, из которых дети «выросли». Сколько воспитательных моментов таит в себе эта маленькая акция! Это бережное от-ношение к старым вещам, при этом дети учатся не только принимать подарки, но и делать их - это большой труд, воспитание души.
В педагогической практике используются и сочетаются различные виды наглядности: натурная, изобразительная, словесно-образная, информационная.
• У нас есть уголок для родителей. В котором содержатся - материалы информационного характера : правила для родителей, распорядок дня, объявления различного характера;
• Эффективной формой работы с родителями являются разнообразные выставки. Например, выставки детских работ выполненных совместно с родителями
• Информационные листки, которые несут в себе следующую информацию : объявления о собраниях, событиях; просьбы о помощи; поздравляем с днем рождения.
• Памятки для родителей, на различные темы.
• Папки–передвижки, которые формируются по тематическому принципу: «Чтобы наши дети не болели» и многие другие. Когда родители ознакомятся с содержанием папки-передвижки мы с ними беседуем о прочитанном, отвечаем на возникшие вопросы, выслушиваем предложения.
Хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав какую-нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители. Мы не забываем хвалить наших родителей. Приятно видеть счастливые глаза взрослых, когда они слышат слова благодарности в свой адрес.
На сегодняшний день можно сказать, что у нас сложилась определённая система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы дало определё нные результаты: родители, стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения.
Об эффективности, проводимой в дошкольном учреждении работы с родителями, свидетельствуют:
• проявление у родителей интереса к содержанию образовательного процесса с детьми;
• увеличение количества вопросов к педагогу, касающихся личности ребенка, его внутреннего мира;
• стремление взрослых к индивидуальным контактам с воспитателем;
• размышление родителей о правильности использования тех или иных методов воспитания;
• повышение их активности в совместных мероприятиях.
Подводя итог, хочу сказать:
В соответствии с ФГОС детский сад обязан :
• информировать родителей и общественность с целями дошкольного образования, о Программе;
• обеспечить и создать условия для участия родителей в образовательной деятельности;
• поддерживать родителей в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;
• вовлечь семьи в образовательную деятельность;
• поддерживать образовательную инициативу семьи;
• создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов для обеспечения реализации Программы, в том числе в информационной среде, что мы и пытаемся делать.