наталия васянина
Интерактивные формы взаимодействия ДОУ и семьи
▼ Скачать + Заказать документы
Интерактивные формы взаимодействия ДОУ и семьи
За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждая из этих ветвей, представляя социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребенка.
Семья и детский сад – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития личности ребенка необходимо их взаимодействие.
Публикация «Интерактивные формы взаимодействия ДОУ и семьи» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2017
В последнее время наблюдается самоустранение многих родителей от решения вопросов воспитания детей. Связано это с тем, что одни родители заняты своей карьерой, другие воспринимает дошкольный период как время, не требующее от них особых воспитательных усилий, такие родители перекладывают всю ответственность по вопросам воспитания и обучения на детский сад. Однако в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» сказано, что «родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте».
Поэтому одной из важных задач стоящей перед детским садом является оказание квалифицированной помощи семьям воспитанников через организацию нетрадиционных форм работы с родителями.
В связи с этим целью нашего исследования стало изучение интерактивных форм взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи, описание и внедрение в практику работы наиболее значимых интерактивных форм взаимодействия.
Объектом исследования является процесс взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьями воспитанников, а предметом исследования - интерактивные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьями воспитанников.
Мы считаем, что внедрение в практику работы дошкольных образовательных учреждений интерактивных форм взаимодействия с семьями воспитанников позволит воспитателям значительно улучшить взаимоотношения с семьями, повысить психолого-педагогическую культуру родителей, ответственность за воспитание и развитие детей.
Глобальные изменения в сфере дошкольного образования, связанные с вступлением в силу ФЗ «Об образовании в РФ» и ФГОС дошкольного образования. В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность через использование интерактивных форм взаимодействие.
Работа по внедрению интерактивных форм взаимодействия ДОУ и семьи осуществлялась на базе МБДОУ «Детский сад №172» Львенок» в средней группе «Жирафики» (январь 2016-декабрь 2016). Количество детей в группе – 23. Количество родителей-46.
На начальном этапе работы мы определили готовность родителей к взаимодействию с ДОУ. Для этого родителям воспитанников была предложена анкета. Родителям необходимо было ответить на ряд вопросов, таких как:
-нужна ли помощь в воспитании ребенка;
-какую информацию вам хотелось бы получить общаясь с воспитателями д/с;
-отношение к детскому саду и др.
В результате анкетирования было выявлено, что из 23 семей только 5 (22%) готовы к взаимодействию с детским садом, 10 (43%) семей частично готовы, 7 (35%) семей не готовы к сотрудничеству, что свидетельствует о недостаточном уровне взаимодействия детского сада и семей воспитанников.
Для устранения выявленных проблем был разработан педагогический проект «Взаимодействие ДОУ с семьей», который включал эффективные инновационные формы взаимодействия с семьями воспитанников.
На базе нашей группы мы организовали Семейный клуб «Почемучки». В рамках работы клуба был проведен «Круглый стол» по теме «Поощрение и наказание ребенка в семье». Родители делились опытом по данному вопросу, обсуждали и решали проблемные ситуации, связанные с поощрениями и наказаниями детей в семье.
В рамках реализации педагогического проекта были организованы тематические акции, например «Сделаем наш детский сад красивым». Такая форма работы завоевала успех, родители охотно стали откликаться на разные проблемы не только группы, но и города.
Еще одной интересной формой нашего взаимодействия с семьями мы выбрали - «Родительская почта». Такая форма понравилась родителям, любой член семьи мог в короткой записке высказать сомнения по поводу методов воспитания своего ребенка, поделится семейным опытом воспитания, обратиться за помощью к конкретному специалисту.
Мы организовали дистанционный родительский клуб «Все знаем». Это сайт детского сада, где мы размещаем информацию о событиях, которые происходят в группе, детском саду, консультации специалистов, ответы на вопросы и т. д.
Такие формы работы как дискуссии и деловые игры побуждали родителей рассуждать, анализировать обозначенную тему или проблему. В ходе дискуссии родители сами находили ответы на свои же вопросы. Игра позволила родителям оценить свои способности и возможности. Все родители отметили положительные результаты игры.
На заключительном этапе исследования было проведено анкетирование, цель которого проследить изменения отношения родителей к сотрудничеству с ДОУ. Анализ показал, что 15 семей (68%) стали готовы к взаимодействию в режиме диалога ДОУ и семьи, 6 семей (32%) частично готовы, не готовых к взаимодействию в режиме диалога ДОУ и семьи – нет. Данные показатели свидетельствуют о положительной динамике в работе с родителями при использовании интерактивных форм работы с ними, потому что в анкетировании участвовали все родители.
Анализируя потенциальные возможности форм работы с родителями воспитанников ДОУ, мы подтвердили нашу гипотезу о том, что внедрение в практику работы дошкольных образовательных учреждений интерактивных форм взаимодействия с семьями воспитанников позволяет воспитателям значительно улучшить взаимоотношения с семьями, повысить психолого-педагогическую культуру родителей, ответственность за воспитание и развитие детей.
Подводя итоги исследования можно сформулировать следующие выводы:
произошли качественные изменения во взаимоотношениях всех участников педагогического процесса,
уровень готовности родителей к взаимодействию в режиме диалога повысился. Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами к продуктам детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка.
при реализации педагогического проекта наблюдается рост социально-психологической комфортности воспитательно-образовательной среды.
Таким образом, проводимая работа по повышению педагогической компетентности родителей-участников показала свою эффективность: повысился уровень правовой и педагогической культуры родителей; наблюдается гармонизация семейных и родительски - детских отношений; повышение ответственности родителей за судьбу ребенка и его активности в отношениях с сотрудниками ДОУ.