Светлана Конюхова
Интерактивные формы работы с родителями как основа успешной социализации детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов на тему:
Интерактивные формы работы с родителями как основа успешной социализации детей дошкольного возраста.
Подготовила воспитатель
Конюхова Светлана Витальевна
В условиях реализации ФГОС ДО родители продолжают оставаться полноценными участниками образовательного процесса. Педагогический состав ДОО является помощниками в воспитании и обучении детей. Проблема состоит в том, чтобы выстроить отношения с родителями так, чтобы они были не только деловые, но и партнерские. Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада, однако в реальных взаимоотношениях педагогов и родителей существует определенная дисгармония. Препятствовать развитию этих взаимоотношений могут как личные, так и профессиональные факторы, которые мешают семьям стать активными участниками в воспитании своих детей. Поэтому мы решили, что нам нужны нетрадиционные формы общения, а формы организации досуговой деятельности. Организация досуговых мероприятий — эффективное направление деятельности для работы с родителями. Традиционно организация досуговых мероприятий находится в компетенции музыкального руководителя, который определяет тему, форму и содержание досуга (праздника, а воспитатель отвечает за реализацию праздника: закрепляет игровой и музыкальный материал, изготавливает атрибуты, костюмы и декорации. Разработка приемлемых для реализации интерактивных форм досуговых мероприятий проходила в связке «музыкальный руководитель — воспитатель». Мы обсуждали героев, которых могли бы сыграть родители, декорационные решения, которые помогли бы нам создать нужную атмосферу праздника и т. д. Досуговые формы организации общения, которые мы предложили родителям, призваны были установить теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми — это стало основной задачей для успешной социализации детей в ДОО. Первым шагом было привлечение родителей к исполнению ролей на утренниках. Конечно, это было не массово. Одно дело прийти на утренник в качестве зрителя, и другое дело — оказаться на сцене. Поэтому мы проводили индивидуальные беседы с каждым родителем, предлагая ту или иную форму участия в празднике. Музыкальный руководитель продумывал сценарии таким образом, что родители являются непосредственными участниками праздника. Это предполагало сотрудничество с родителями через совместную деятельность: подготовку костюмов, исполнение ролей и проведение игр.
Публикация «Интерактивные формы работы с родителями как основа успешной социализации детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
В процессе взаимодействия с родителями, на протяжении всего периода нахождения ребенка в детском саду, все больше родителей высказывало пожелание участвовать в досуговых мероприятиях Вследствие растущих творческих запросов, мы решили задействовать больше родителей, у нас был организован и проведен праздник «Ночь в детском саду» в подготовительной группе. Эта идея не нова, многие сады г. Новосибирска практиковали такую форму организации досуга, но, в отличие от наших коллег, у которых все роли исполняли работники детского сада (не только педагоги, но и обслуживающий персонал, у нас подавляющее большинство ролей исполнили родители. Было проведено установочное родительское собрание, на котором музыкальный руководитель ознакомил с примерным сценарием проведения праздника, выбрал основной состав участников, примерно рассказал о действиях каждого персонажа. На воспитателя легли функции реквизитора и декоратора помещений, так как все помещения в детском саду были задействованы. Начало праздника проходило в неформальной обстановке : ответственные родители и педагоги с детьми собрались вокруг костра на участке, где в тесном кругу дети и родители общались, вспоминали и рассказывали забавные истории, пели песни, прыгали через костер. Этап праздника проходил в форме квеста — путешествия с заданиями: в саду нас встречал музыкальный руководитель в роли Ночной Феи Детского Сада, которая провела детей по намеченному маршруту по всему детскому саду.
Продолжая работу в этом направлении, мы реализуем такую форму организации праздника — «Гостиная», где родители являются такими же полноправными участниками, как и дети. Например, к празднику8 Марта мы попросили наших мам подготовить небольшой рассказ об имени своего ребенка. Родители подошли к этому творчески: некоторые мамы сочинили стихи, с удовольствием играли вместе с детьми в «фанты», вместе с детьми танцевали, лепили пирожки с конфетами, выпекали и пили чай со своими кулинарными шедеврами. Интерактивные формы организации досуговой деятельности — это важный момент в построении доверительных взаимоотношений между ребёнком и родителем и значимый для профессиональной деятельности каждого педагога (повышение активности родителей в жизни группы, один из показателей комфортности внутрисемейных отношений положительно сказывается на образовательном процессе в целом). Совместные праздники с родителями надолго остаются в памяти взрослых и детей. В результате проведения таких мероприятий у родителей меняется отношение к ребенку и к нам, педагогам и специалистам детского сада, которые ежедневно занимаются с детьми, вкладывая свою душу, знания и силы. Родители стали помощниками и в финансовом отношении, оказывая помощь в создании предметно-развивающей среды в группе в рамках попечительского фонда ДОО. Такие мероприятия не только объединяют родителей и детей, но и создают атмосферу тепла и доверия во взаимоотношениях воспитателя и родителей, что служит основой для успешной социализации детей в детском саду. За время проведения интерактивных форм праздника у нас сложился замечательный творческий тандем. Музыкальный руководитель и воспитатели образуют единый творческий коллектив, который может реализовать практически любую нетрадиционную форму проведения праздника.