Анна Варнина
Интерактивное взаимодействие с семьями воспитанников в период адаптации. Игры, снимающие эмоциональное напряжение у ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №52»
Тема: «Интерактивное взаимодействие с семьями воспитанников в период адаптации. Игры, снимающие эмоциональное напряжение у ребенка в период адаптации»
Выполнила: воспитатель Варнина А. В
г. Арзамас
2020 г.
Актуальность
Детский возраст, в особенности дошкольный, является решающим этапом в становлении личности ребенка, так как именно в этот период закладываются основные предпосылки для развития всех личностных качеств.
Публикация «Интерактивное взаимодействие с семьями воспитанников в период адаптации, Игры, снимающие эмоциональное напряжение у ребенка» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Игры в период адаптации
- Игры для детей
- Психогимнастика, релаксация. Снятие эмоционального напряжения
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Проблема адаптации ребенка к дошкольному учреждению относится к числу наиболее серьезных, так как становление личности дошкольника во многом определяется именно тем, насколько благоприятно протекает его социально-психологическая адаптация в ДОУ.
Особенно важно обращать внимание на то, какими будут первые попытки перехода к новым типам взаимоотношений малыша с окружающим миром, вне семьи, как будет изменяться его характер при поступлении в детское образовательное учреждение.
Общеизвестно, степень адаптации ребенка к детскому саду определяет его психическое и физическое здоровье. Резкое предъявление нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил жизни - это и эмоциональный, и информационный стресс. Малыш может воспринять это как отчуждение, лишение родительской любви, внимания и защиты. Очень важно, чтобы этот переход был органичным и не травмирующим для ребенка.
Проблема эмоциональной тревожности у детей заслуживает особого внимания. Это связано с тем, что, складываясь как личностное свойство дошкольника, тревожность может проявиться в школьном возрасте устойчивой личностной чертой, а во взрослой жизни, стать причиной неврозов и серьезных психосоматических заболеваний.
Для более оптимального осуществления периода адаптации переход ребенка из семьи в дошкольное учреждение необходимо сделать по возможности более плавным. Особо важным становится взаимодействие всех субъектов педагогического процесса (в т. ч. детского сада и семьи) с целью обеспечения снижения эмоциональной тревожности в период адаптации. В дошкольном детстве ребенок только учится управлять своими эмоциями, а значит, и своим поведением. Помогая малышу распознавать свои эмоциональные состояния (осознавать — значит уметь четко выделять отдельные внутренние состояния и называть их, мы даем ему возможность обрести контроль над своими переживаниями, учим облекать их в социально приемлемые формы.
Мастер-класс по адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям детского сада направлен на снятие эмоциональной тревожности у детей в период адаптации к ДОУ.
Цель: обеспечение благоприятных условий, способствующих снятию эмоциональной тревожности детей в период адаптации к ДОУ;
Участники: дети раннего возраста, воспитатели группы, родители.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать состояние проблемы адаптации детей к условиям ДОУ, их эмоциональное состояние в этот период.
2. Преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду :
- снижение уровня тревожности;
- создание комфортной ситуации;
- формирование социальной коммуникабельности.
3. Повышение уровня грамотности родителей в вопросах эмоционального развития ребёнка, формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей.
Для решения поставленных задач были использованы следующие формы работы:
• проведение занятий специальной направленности;
• тематическая игровая деятельность;
• организационные, ознакомительные, развивающие игры;
Практическая значимость: материалы могут быть использованы воспитателями и родителями в практической работе с детьми раннего возраста.
Психологическая атмосфера создаётся воспитателем при соблюдении следующих условий:
1. Обеспечение чувства уверенности ребёнка.
2. Включённость родителей в подготовку и проведение занятий.
3. Постепенное увеличение времени пребывания в детском саду.
Ожидаемые результаты:
Благоприятный адаптационный период детей 2-3 лет.
• Большой процент детей с высоким уровнем адаптации, отсутствие детей с повышенной тревожностью.
• Снижение заболеваемости у детей в период адаптации к детскому саду.
• Привлечение родителей детей раннего возраста к осознанному воспитанию своих детей.
• Повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации.
• Становление партнёрских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников.
• Создание открытой системы взаимодействия участников образовательного процесса в ДОУ.
• Безболезненная адаптация детей к условиям детского сада.
• Сформированность знаний у родителей по вопросам эмоционального развития детей и обучение их взаимодействию с детьми в период адаптации.
• В своей профессиональной деятельности я использую методы и технологии, которые направлены на успешное протекание адаптационного периода, на снятие психоэмоционального напряжения, а так же на то, чтобы каждый день пребывания детей в детском саду стал интересным, радостным и насыщенным.
Игра «Колючий ежик»
Цель: развитие мелкой моторики и координации движений, стимуляция речевой активности.
Оборудование: массажный мяч.
Ход игры:
Самомассаж оказывает на организм благотворное воздействие. Обучение простейшим приемам происходит в игре. На вашей ладони появляется необычный шарик. Вместе вы внимательно рассматриваете его. Оказывается, что он похож на ежика. Аккуратно кладете шарик на ладонь ребенка, прокатываете «ежика» по каждому пальчику, начиная с большого пальца ведущей руки, и чуть дольше задерживаетесь на подушечке каждого пальчика. Массирующие движения следует выполнять в направлении от периферии к центру. Действия сопровождайте стихами:
«Дай ладошечку, моя крошечка,
Я поглажу тебя по ладошечке.
Ходит-бродит вдоль дорожек
Весь в колючках серый ежик,
Ищет ягодки-грибочки
Для сыночка и для дочки»
Самомассаж кисти развивает мускулатуру пальцев рук, рефлекторно стимулирует соответствующие зоны коры головного мозга, помогает нормализовать состояние нервной системы, оказывая наряду с успокаивающим еще и общеоздоровительный эффект.
(Видео с игрой)
Упражнение «Дышим животиком»
Бегемотики лежали,
Бегемотики дышали.
То животик поднимается (вдох,
То животик опускается (выдох).
Сели бегемотики,
Потрогали животики:
То животик поднимается (вдох,
То животик опускается (выдох).
Работа диафрагмы должна восприниматься ребенком и зрительно, и тактильно. Положим на живот игрушку, например рыбку, и посмотрим, как она поднимается, когда мы делаем вдох, и опускается, когда мы делаем выдох:
Качаю рыбку на волне,
То вверх (вдох,
То вниз (выдох)
Плывет по мне.
Брюшное дыхание — противострессовое, оно способствует уменьшению тревоги, возбуждения, вспышек отрицательных эмоций. Такое дыхание поможет ребенку быстрее уснуть после разнообразных ярких впечатлений, полученных в течение дня.
(Видео с упражнением)
По рекомендациям воспитателя, родители в период адаптации, так же использовали игры для снятия эмоционального напряжения у ребенка дома.
Видео родителей (София) Благодаря совместным усилиям воспитателя и родителей детский сад стал для ребенка местом где ему комфортно и интересно, у детей появилось желание посещать детский сад с удовольствием.